Ксения

Как хабаровская школа OpenBiz бесплатно помогает начинающим предпринимателям "научиться бизнесу"


Многие мечтают быть предпринимателями, но у большей части "мечтателей" это не идет дальше размышлений, поскольку нет опыта, знаний, инвестиций и возможности попробовать себя (особенно с этим согласятся жители городов, удаленных от Москвы и Петербурга). Создатели школы открытого бизнеса OpenBiz в Хабаровске решили исправить это упущение и дать возможность молодым предпринимателям на практике узнать, что такое настоящий бизнес (даже если в процессе учебы случится этот небольшой бизнес "потопить").


Фото: Fotoimedia

OpenBiz - это бизнес-площадка, своего рода клуб, собирающий начинающих и опытных бизнесменов, которые с удовольствием делятся опытом и знаниями между собой. Более того - у студентов школы есть возможность попробовать себя в качестве руководителей бизнес-проекта (пока создатели сосредоточили внимание на фастфуде). По мнению создателей OpenBiz, бизнесу вполне можно научиться. Руководитель школы Юлия Мазур рассказала RB.ru, как появился проект, чего удалось достичь за год работы, какие у школы ближайшие планы и почему для обучения была выбрана именно индустрия общественного питания.

До того как начать работать с OpenBiz, Юлия работала педагогом дополнительного образования (преподавала информатику), работала с финансами (на производстве и в сфере легкой промышленности), а с 2013 года занимается индивидуальной консалтинговой практикой (бизнес-планирование, финансовое управление, антикризисный консалтинг).

- Что вдохновило на создание проекта? Как пришла идея? Руководствовались ли вы чьим-то опытом?

- Не могу сказать, что мы много внимания уделяли другим подобным проектам, западным или российским аналогам. Появилась мысль создать бизнес-сообщество в Хабаровске, и мы стали его создавать. У нас появился инвестор, который поверил в нашу главную идею: дать молодым предпринимателям возможность попробовать себя на практике, проявить себя в реальном бизнесе. Предприниматели действительно очень молодые - к нам приходили даже ученики последних классов школ. В самом начале мы даже не производили никакого отбора - главным было желание. Любого, у кого была сколько-нибудь жизнеспособная идея, мы готовы были выслушать. Как выяснилось, желающих достаточно много. Кто-то не верил в перспективы нашего проекта, но по прошествии года мы можем сказать, что он популярен. Да, возможно, сначала мы думали, что создадим большую сеть точек фастфуда по всему региону, но жизнь, конечно, наши планы скорректировала. Наши бывшие студенты до сих пор интересуются, возвращаются к нам, хотят новых мероприятий, следят за нами в социальных сетях. В регионе стали появляться аналоги нашего проекта - вдохновившись нашим опытом, люди стали создавать подобные клубы и сообщества, реализовывать свое видение.

- Откуда ваш проект получает инвестиции? Ведь для студентов обучение бесплатно.

- У нас есть инвесторы-предприниматели, которые верят в город, верят в молодых предпринимателей и готовы выделять на их развитие некоторые суммы. Они помогают и советом, ведь инвестиции - это не всегда деньги. Пока это, так сказать, скорее на общественных началах, но далее мы планируем работать и по модели венчурного фонда: к нам обращается создатель какого-то проекта, мы оцениваем его рентабельность, составляем договор - и далее получаем некоторый доход от прибыли этого проекта. Сейчас мы общаемся с администрацией региона, мы им интересны, но в полной мере пока не сотрудничаем. В правительстве понимают, что Хабаровску, возможно, не хватает лидеров, а мы собираем вокруг себя людей с предпринимательским мышлением, лидеров, где они могут пообщаться друг с другом и найти инвесторов.

- Вы стартовали в сентябре 2014 года. Каковы примерные "показатели" за год? Сколько "студентов" и команд прошли обучение? Получились ли у них успешные проекты, которые продолжают работать и сейчас?

- Первый год у OpenBiz был, можно сказать, экспериментальный. Мы старались понять, насколько молодые бизнесмены готовы реализовать тот или иной проект, если у них будут для этого деньги и возможности. Мы создали такие условия, чтобы можно было попробовать себя в реальном бизнесе, не боясь его "потопить" (под присмотром наставников). В итоге мы отобрали три команды. Из работающих проектов уже есть, например, кофейня. Ребята открыли ее в центре Хабаровска, у них уже есть первая прибыль. Те, кто к нам приходит хотя бы раз, все равно чему-то учатся, а дальше уже все зависит от целей, которые они перед собой ставят. Экспериментальный "год фастфуда" был полезен еще и тем, что студенты действительно пробовали себя: кто-то после этого понял, что будет заниматься бизнесом и дальше, а кто-то, напротив, понял, что это занятие не для него - это тоже хорошо, это опыт. Например, были случаи, когда через две недели кто-то разочаровывался в своей идее, а кто-то, сталкиваясь с проблемами, понимая, что ему не хватает каких-то знаний, проявлял инициативу, сам учился. Не всем дано быть предпринимателями, это нормально.

Наши студенты учились на реальных ситуациях, на практике - управляли небольшими киосками, в процессе им нужно было выйти на определенные показатели. Еще у нас есть кафе, где они тоже получают опыт и знания. Кафе в центре изначально купили под одну из команд. Потом в планах произошли некоторые изменения, но сейчас кафе хорошо развивается. Мы привлекли туда известного в городе эксперта, и он помог его вывести на прибыль. Да, нашим студентам было сложновато. Мы пришли к выводу, что наличие инвестиций даже несколько расхолаживает. Кроме того, недостаточно, когда у бизнесмена есть только инвестиции и желания, ему нужны еще определенные знания.

Сейчас мы понемногу меняем концепцию обучения: мы не набираем команды "под фастфуд", мы будем решать новые задачи с группами инвесторов. Например, мы хотим добавить больше "теории", расширить лекционный формат. В течение первого года обучение было слегка хаотичным - мы полагали, что лучше всего учит практика. Но без теории это все равно сложно. Тем более, многим все же привычен формат общения студентов с преподавателем.

- Почему "за основу" на этот год была выбрана индустрия фастфуда? Насколько она показательна? Все ли аспекты бизнеса исследуются в процессе обучения?

- Так получилось, что мы начали с общественного питания и фастфуда, потому что здесь легко отследить производственный процесс. Еще это не торговля "в чистом виде", а это важно. В сфере общественного питания легко учиться, она показательна с точки зрения обучения - предприниматель видит продукт, сам создает его, думает, как его продать и преподнести, как улучшить его. Можно узнать все аспекты бизнеса - досконально весь процесс. И с этого может начинать, в принципе, каждый. Да, эта сфера не сверхприбыльна, но группа инвесторов изначально сделала на нее ставку именно поэтому - в этом сегменте можно выйти на хорошие показатели, только если много работать. Очень много работать. В России, к сожалению, работать не привыкли - большинству хочется ничего не делать и получать за это деньги. Сфера общественного питания показывает, кто чего стоит.

- Как происходит обучение, в каких форматах? Что может предложить площадка бизнесменам с опытом, а что - новичкам?

- Мы сейчас находимся в процессе пересмотра системы обучения. Мы поняли, каковы потребности нашей аудитории (молодых предпринимателей и тех, кто хочет стать предпринимателями), и мы будем больше времени уделять лекционному формату. Работает система наставничества - например, ко мне до сих пор обращаются наши выпускники, я помогаю им советами, помогаю что-нибудь рассчитать и тому подобное. Сейчас OpenBiz - скорее клуб, обучение, можно сказать, происходит в беседе. У нас сложилось свое небольшое сообщество предпринимателей - начинающих и тех, у кого уже есть успешные проекты. Площадка предлагает возможности и новичкам (они могут многому научиться и познакомиться), и уже состоявшимся предпринимателям (они могут поделиться опытом). Мы встречаемся, обсуждаем возникающие вопросы, разбираем проблемы тех, кому нужна помощь. Мы стараемся развиваться - развивать город, в Хабаровске есть для этого потенциал.

- Насколько часто происходят встречи?

- Сейчас мы встречаемся реже. Раньше встречались раз в неделю по средам, сейчас - раз в месяц, но все равно происходит много онлайн-встреч (особенно в индивидуальном порядке, не всем "клубом"). Тем более, все участники сообщества уже друг друга знают, могут обратиться к нужному человеку. Обучение в новом, пересмотренном формате в полную силу начнется в течение месяца, тогда уже мы будем организовывать мероприятия - и на них уже приглашать отдельно.

- Взаимодействуете ли вы с бизнесменами из других городов? Или работаете только в Хабаровске?

- Иногда к нам приезжают предприниматели, например, из Комсомольска-на-Амуре. Мы общаемся - время от времени делимся опытом, вместе решаем возникающие проблемы (что делать с падающей выручкой, как правильно выбрать место и так далее).

- Сколько сейчас человек в команде? Какие функции они выполняют?

- Если говорить об "экспертном сообществе" активистов, то нас порядка 30 человек. Сотрудников пятеро: они планируют бюджеты, привлекают студентов и экспертов, ведут переговоры о сотрудничестве с общественными организациями, продвигают проект.

- Есть ли у вас организации-партнеры?

- В Хабаровске есть Art Hall - своего рода аналог санкт-петербургского лофт-проекта "Этажи". Это такое арт-пространство, где проводятся разные выставки. Наши первые встречи проходили там. Поскольку потом мы меняли форматы встреч, мы искали и другие залы (нам хотелось большей "деловизны", а Art Hall - пространство все-таки творческое). Те предприниматели, которые у нас учатся и потом создают свои проекты, можно сказать, автоматически становятся нашими партнерами и компаньонами, с которыми мы можем сотрудничать на интересных условиях. Еще мы работаем с Краевым центром содействия предпринимательству и Фондом поддержки малого бизнеса.

Юлия Мазур - участник конкурса предпринимателей "Бизнес-успех", проводимого "Опорой России".


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно