Екатерина

Как интернет-маркетолог из Москвы бросил офисную работу и отправился в кругосветное плавание

Два года назад руководитель отдела интернет-маркетинга Максим Печеник проснулся с мыслью, что не может больше каждый день ездить в офис, не хочет жить в ритме мегаполиса, а хочет  путешествовать вокруг света. Печеник, до того момента никогда не ступавший на корабельную палубу, через несколько месяцев продал квартиру, купил яхту и в одиночку отправился в самостоятельный переход вдоль Атлантического побережья Европы.

Фото: улов после подводной охоты

"Мне в руки попалась книжка про англичанина, который был далек от парусного спорта, но оставил привычный уклад и обошел Землю под парусом. Я подумал: "Почему среди россиян нет любителей-кругосветчиков - только профессионалы?" - и решил стать первым непрофессиональным путешественником из нашей страны, который без опыта пойдет в море. Создал сайт - некое пособие о том, как можно стать кругосветчиком, и стал делать из своей жизни реалити-шоу", - рассказывает 35-летний Максим Печеник.

Весной 2014 года Максим учился (две недели) в школе Sailing Time - приобрел, как ему показалось, хороший опыт, продал квартиру, взял деньги, рюкзак и поехал искать яхту мечты. Нашел ее в Голландии - Comar Comet  11 (11-метровый парусник). "Я начитался книжек, статей, рекомендаций, плюс подружился с инструктором из школы - в общем, подошел к этому процессу теоретически подкованным".

Яхту Максим Печеник назвал "Гагарин", поскольку экипаж "Гагарина" - тоже своего рода первопроходцы из числа непрофессионалов.

Шенгенская виза уже начала истекать, и Печеник в одиночку отправился в сторону Африки вдоль Атлантического побережья Европы - и за два месяца прошел его.

Самый бюджетный способ посмотреть мир

"Меня часто спрашивают, как я, ни разу не ходивший под парусами, вдруг решил стать капитаном. Вот если бы я сам знал ответ на этот вопрос! - говорит Печеник. - Я понял, что хочу посмотреть на мир и обязательно на яхте. Это гораздо удобнее, чем автодом: экологично, дешево (небольшой расход горючего), к тому же при путешествии на автомобиле существуют трудности с преодолением границ и океанов, а яхта под парусом вообще ничего "не ест", в нее можно погрузить кучу имущества и не таскать его с собой. Экономически это наиболее выгодно".

В Африке к Максиму присоединилась Катерина Куянова (сейчас это его старший помощник), а на переход Атлантики - еще трое, кроме того, периодически приезжают туристы. Катерина - профессиональный парусный спортсмен, у нее за спиной четыре года регат. У самого Максима теперь за спиной 12000 миль - это большой стаж, объясняет он, не у многих профессиональных яхтсменов есть такой опыт вождения. "Сейчас мне не страшно", - говорит он. Команда "Гагарина" набрала еще двух человек в постоянный экипаж - тоже из числа уставших от мегаполиса. Членов экипажа "Гагарин" принимает на условиях равноценного участия в расходах: большая часть затрат приходится на ремонт (двигатель, парус), остальное - еда, горючее, стоянки.

Фото: остров Антигуа

Иерархии на "Гагарине", кроме капитана в лице Печеника, нет. Вахту несут все, дальше распределение обязанностей зависит от того, кто что больше любит: "Я больше занимаюсь технической частью и добычей рыбы. Катерине проще ее приготовить, она занимается парусами и первичной прокладкой курса".

Переход через океан

"Длительность переходов зависит от региона и нашего желания, - объясняет он. - Если через Атлантический океан мы шли 24 дня (тут ничего не поделаешь, посреди океана не остановишься), то на Карибских островах можно полдня идти, а потом три дня стоять на якоре. Длительность пребывания ограничена только возможностями в плане стоянок и нашим желанием - в марины мы входим, только если надо ремонтироваться или залить горючее".

"Наверное, если бы у меня не было полугодичного перехода до Канарских островов, и я сразу попал бы на этот месячный переход через Атлантику, я бы умер там со скуки - сейчас у меня абсолютно другой ритм жизни, я по-другому смотрю на мир, все успокоилось и замедлилось - никакой скуки не было. Нам очень повезло с погодой - были постоянные пассаты, было лениво-лениво: у тебя три часа вахты и 12 часов до следующей. Ты можешь уделять время чему хочешь: книжки, фильмы, я учил испанский язык, чтобы проще было общаться на Карибах", - рассказывает Максим Печеник.

По его словам, все места абсолютно разные - сравнивать сложно. Из мест, которые больше всего ему понравились, Максим Печеник выделяет остров Доминика (не путайте с Доминиканой) вулканического происхождения. "Там есть два водопада с горы метров 50 высотой, холодный и раскаленный - внизу они сливаются в одну реку, ты лежишь в горячей ванне, над тобой джунгли, в которых скачут обезьяны с попугаями. Каждый новый остров прекрасен по-своему - везде интересно. А на рифах - красота, особенно если встретишь акулу. Очень понравилось в Марокко. Культура, люди, все дешево, вкусные фрукты. Наверное, это одна из лучших стран для жизни", - говорит путешественник.

Вынужденная пауза

Сейчас экипаж "Гагарина" вернулся в Москву, а яхта находится в Панаме: "Из-за того, что мы долго ремонтировались в Гватемале, не успели проскочить начало сезона ураганов в Тихом океане. Можно было бы пойти дальше, но отправляться в плавание при таких условиях сложно и некомфортно, решили переждать. На 1 февраля 2016 года у нас куплены билеты обратно - мы сформировали дополнительный экипаж, взяли еще двоих желающих. Основная часть у нас впереди, пока завершена лишь первая треть".

Экспедиция по плану заканчивается в октябре 2017 года. Когда путешествие будет завершено, Максим Печеник с командой планируют продать яхту "Гагарин", купить другую побольше и пройти по более сложному маршруту - через Гренландию, обогнуть всю Америку, подняться по Амазонке и пройти вокруг Австралии.

Фото: рыбалка. Поймали барракуду

Натуральный обмен XXI века

"Меня часто спрашивают, не страшно ли мне, но если взять статистику несчастных случаев, преступлений, в Москве оставаться в 65 раз опаснее, чем уйти в кругосветку. Вначале путешествие казалось опасным из-за неизвестности - сейчас для меня это значит жить полной абсолютной свободой.  Кругосветка - это не цель, а скорее следствие того, что мы делаем. Мы просто хотим посмотреть весь мир и жить гармонично. Чтобы вести такую жизнь, много денег не надо - каждый человек может это себе позволить", - убежден бывший маркетолог. По его словам, на самую простую яхту любой человек в состоянии заработать за пару лет - она обойдется в ту же сумму, что и автомобиль, которыми переполнена Москва.

"Яхта для меня - это дом, в котором я в любой момент могу поменять вид из окна и соседей. Кто-то начал сверлить - ты поднимаешь якорь, переходишь в другое место, надоели банановые пальмы - идешь в скалистую бухту, вместо похода в супермаркет - взял подводное ружье и нырнул к рифу за рыбой", - рассказывает Максим.

Сам экс-маркетолог живет на доходы от сдачи квартиры в аренду, а также зарабатывает тем, что иногда принимает туристов. "Когда мы на протяжении 20 дней шли вдоль Кубы абсолютно без цивилизации, ловили рыбу, собирали фрукты, то рыбы получалось наловить больше, чем нужно, и мы запросто обменивали ее на картошку, напитки и все остальное - оказалось, что вполне можно жить в XXI веке натуральным обменом", - говорит он.

Вопросы безопасности

"Когда делаем переход между странами, мы информируем береговую службу - они передают информацию друг другу. У нас есть радиостанция, спасательный плот (аварийный), во время перехода мы всегда ходим в спасательных жилетах, пристегнутые  - соблюдаем правила безопасности.

Виза - это самый простой вопрос. Мы нигде не сталкивались с такими проблемами, вообще в зависимости от маршрута для кругосветки нужны шенгенская, американская, австралийская визы и виза Французской Полинезии. Однако согласно морскому праву, у нас есть 72 часа, когда мы можем по техническим причинам пристать к берегу любого государства. Но на островах все настолько расслабленные, что большинство вообще удивляются, зачем мы пришли оформляться", - отмечает Максим.

Сложные эпизоды

"Во время перехода из Мексики в Белиз у нас была намечена бухта для ночевки, а на следующий день мы должны были совершить полуторасуточный переход в другую бухту. Когда мы подошли к этой бухте, в ней было волнение 2-3 метра: оказалось, что там очень узкий проход, она огорожена вся рифами, я увидел дно. Я осознал, что нас просто ударит о дно, накроет волной, и мы даже не всплывем. В последний момент я скомандовал разворот, а волны пытались втащить нас в этот проход еще час. Можно ли назвать это ошибкой? Нам просто негде было взять информацию, что в волнение в эту бухту идти нельзя. Правильнее было идти большим двухсуточным переходом напрямую", - вспоминает Максим.

Фото: серфинг в Марокко

Пиратство как явление тоже пока не осталось в прошлом: "Мы уже проходили через несколько пиратских регионов - это страшно. Особенно когда ты стоишь на якоре на рифе, до земли километров 10, слышишь голос - подходит моторка, в ней шесть человек с автоматами и в масках. Но оказывается, что это пограничники. Такая у нас встреча была в  Гондурасе на границе с Никарагуа (а Гондурас - это пиратский региончик). Кстати, все пограничники, которые нам попадались, - очень классные люди, добрые, готовые помочь. В случае встречи с пиратами, естественно, план - все отдать. У тех, кто промышляет в Центральной Америке, основная цель - грабеж. В Колумбии и Венесуэле захватывают для транспортировки наркотиков - после такого, что называется, могут и не найти. В Сомали  вряд ли на нас будут нападать - они "работают" в другой "ценовой категории". Однако по возвращении в Панаму мы планируем посерьезнее вооружиться".

Планы кругосветчика

"Я не хочу загадывать о том, что будет потом. Надо жить здесь и сейчас, в этом моменте. Все планы на будущее остались в Москве, пока я строил карьеру и был менеджером. Прежде всего, сейчас я капитан, который ответственен за свой экипаж: от тебя зависят его жизнь. Рано или поздно, думаю, у меня появится семья. Может быть, я найду райский остров и решу на нем остаться. Может быть, вернусь в Европу и открою яхтенную школу. Все может быть - сейчас об этом думать рано. В ближайшие два года цель - дойти до Турции, а там начать новый круг. Сайт я создал, чтобы показать, насколько достижима такая жизнь, как у меня, чтобы показать, что для этого необязательно ждать пенсии, а можно в 30 лет собрать достаточную сумму и отправиться в путешествие".

• Александр Бирке — 10:51, 13.10.2015
    Что он показал-то - что можно дауншифтить, сдавая квартриру в Питере или Москве? Так десятки тысяч москвичей и питерцев так и живут и путешествуют, по индиям-вьетнамам и прочим гондурасам. ЖЖ переполнен такими "открывателями мира".
      Максим Печеник — 07:52, 14.10.2015
      Показал то, что ЛЮБОЙ человек БЕЗ опыта может пройти вокруг света НА ЯХТЕ. Что можно идти в кругосветке и не зависеть от окружающей действительности полностью на подножном корме и натуральном обмене. Что-то таких открывателей я не видел )))
        Александр Бирке — 08:57, 14.10.2015
        ну, во-первых, "любой без опыта" прошёл только Бискайский залив и до Гибралтара, я так понял из текста. Уже с Марокко "любой без опыта" идёт не один, и в частности перешёл Атлантику. И из Кариб далее пока никуда не идёт. И до "вокруг света" ещё очень-очень далече. На подножном, опять же - погуляли по Карибам-Мексиканскому заливу. Как оно дальше, "на подножном корму" - и без арендной платы из Питера, хе-хе - было бы любопытно поглядеть :)
          Максим Печеник — 09:28, 14.10.2015
          А вы погуглите про бискайский залив и хождение в приливно отливных водах с 10метровым перепадом глубин, а после этого подумайте имеет ли значение для "возможности" факт того что дальше шел не один. Для комфорта и спокойствия безусловно имеет, а вот для остального... ))) Ни про "прогулялся по карибам" тоже лучше первоисточник прочесть ))))А вообще зависть и продуцируемая ей желочь не очень хорошее качество )))Вы хотите унизить наши достижения? ))) Зачем? Мы у вас конфетку отобрали? )))
            Александр Бирке — 16:31, 14.10.2015
            Да при чём здесь "унизить"? Ваши заявления не соответствуют фактам, вот и всё. А так, по сути - да, прикольный себе путь выбрали. Интересно. Но блабла про "первопроходство" смотрится забавно. Чисто как игра на повышение стоимости актива, скажем так. "На правах рекламы". И да, я в курсе, что бискайское побережье сложное в плане гидрологии. Но это никак не отменяет того, что прошли вы самостоятельно и на свои, без инвестиций хотя бы в виде собственных средств "экипажа" - лишь от Англии до Марокко. Но не кругосветку, как выше мне достаточно патетически заявили. Да, с экипажем и кем-то лучше разбирающимся в яхтинге - безусловно, лишь спокойнее. Всего лишь спокойнее. Или не всего лишь. Потому как в одиночку и новичком вы не рискнули переть через Атлантику таки, даже в "тихий" сезон. Выбрав 2 часа работы в сутки, вместо 24. По-человечески понятный и верный ход. Но зачем при этом излишне надувать щёки и называть белое чёрным...Аналогично про "на подножном корму". Ремонт-стоянка нынешняя тоже в обмен за улов, так понимаю :)А зависть как раз не при чём. У каждого свои игрушки. Свои приоритеты. Ваша спутница не в моём вкусе, и завидовать не вижу чему :) (шутка. Глупая и хамская, это да).
              Максим Печеник — 16:48, 14.10.2015
              Александр, вы уже начали придумывать что ли? ))) Я никогда не говорил, что УЖЕ прошел кругосветку и уж тем более патетически.А про подножный корм... Вы смешной, честное слово. Прочитайте ВНИМАТЕЛЬНО судовой журнал в первоисточнике, а потом поговорим, ибо надоело уже на глупые нападки отвечать.Но вы и правда хам, этож сколько человек должен иметь комплексов чтоб позволять себе подобные выходки....На сем считаю тему закрытой и отвечать вам больше не буду, поэтому не трудитесь отвечать.
                Александр Бирке — 17:46, 14.10.2015
                "Я никогда не говорил, что УЖЕ прошел кругосветку и уж тем более патетически" vs "ПОКАЗАЛ то, что любой человек без опыта может пройти вокруг света на яхте"."Показал" - это прошедшее время и указывает на "сделанность", на сотоявшийся результат. Вернее же в вашем конкретном случае - глагол незавершённости, то есть "показывает".Никаких нападок - всего лишь личная оценка данного прочтённого материала и авторских выводов.
  • Елена Москалева — 05:30, 10.11.2015
    Обожаю таких людей как Вы, Максим. Вы молодец! Удачи Вам в покорении морских просторов!!!
      Максим Печеник — 10:46, 10.11.2015
      спасибо!!
  • Владимир Красовский — 20:30, 9.11.2015
    Ещё вопрос Максиму: а у вас семья, дети есть? Или вы их оставили в мегаполисах?
  • Владимир Красовский — 20:35, 9.11.2015
    Просто если семья есть - то вы просто сбежали, ну а если нет - ваше право жить так, как вы выбираете. Только большинство населения вынуждено жить от з/п до з/п, или оплачивать аренду квартиры, а остальное еле хватит на содержание себя и детей.......
      Максим Печеник — 22:12, 9.11.2015
      Я свободен и семьи нет и детей
      • Gemma
        Елена Воробьева — 09:27, 10.11.2015
        Максим, не обращайте внимания, некоторые люди просто завидуют Вам, потому что сами так не могут)) Вы молодец!

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно