Ксения

Как интернет-сервис доставки еды помогает HR-специалистам кормить сотрудников в офисах


Истории о том, как компании заботятся о своих специалистах, в частности, об их питании, всегда собирают много просмотров, лайков и мечтательных перепостов от офисных сотрудников в социальных сетях. Но редко кто задумывается о том, как компании организуют питание с "технической" точки зрения (если они не Google и у них по всему кампусу не "разбросаны" собственные кафетерии). Генеральный директор сервиса "Обед.ру" Владимир Орлов рассказал, как его компания облегчает жизнь HR-специалистам и помогает вкусно и разнообразно накормить голодных сотрудников.


Фото: Shutterstock

"Обед.ру" - сервис доставки еды домой и в офис (с дополнительными предложениями для корпоративных клиентов). Немного цифр о работе сервиса: средняя сумма заказа сейчас составляет 1850 рублей (выросла на 10% по сравнению с прошлым годом, но есть уменьшение в сегменте недорогих комплексных обедов на 25-50%). Среднее количество блюд в заказе - 1,5. Средняя сумма дотации на питание у компаний - клиентов - 5000 рублей в месяц.

- Чем вы занимались до того, как начали руководить "Обед.ру"? Была ли у вас корпоративная карьера? Были ли вы, если можно так сказать, представителем собственной целевой аудитории?

- Наша целевая аудитория в секторе b2c - любой голодный человек, который хотел бы что-то съесть, а еда у него - не в шаговой доступности. В секторе b2b - это, в основном, компании, которые платят своим сотрудникам дотации на питание. Что касается моего прошлого опыта, то заниматься бизнесом я стал сразу после окончания университета (учился я в МГУ), и до середины нулевых годов у меня была своя компания. Потом - по ряду причин - этот бизнес я продал и активно включился в работу "Обед.ру" в качестве управляющего партнера.

- А как был создан сервис?

- Я знал про проект с первого дня его появления - его придумали внутри одной известной интернет-компании. Какое-то время я к нему присматривался, он мне казался интересным, но в течение нескольких лет я не решался на активные шаги в отношении "Обед.ру". Потом, поговорив с моим нынешними партнерами (а до этого - просто друзьями), я понял, что мое присутствие будет полезным. Как любой хороший и полезный продукт, "Обед.ру" был придуман для себя. Программисты, обойдя все заведения общественного питания неподалеку от офиса, попробовали заказать что-то на обед из какого-то дальнего ресторана. Понравилось. Потом заказали из второго, третьего и так далее, и поняли, что контакты всех ресторанов хранить неудобно. Так появился некий, скажем так, софт, который эти программисты сначала использовали сами. Ну, а потом, как это обычно бывает, друзья, увидев это, попросили поделиться. В результате был куплен домен с красивым названием, и сарафанное радио довольно быстро разнесло его по Москве. Тогда, в 2004 году, никаких конкурентов даже близко не было. Причем самое забавное - если смотреть на историю подобных сервисов на Западе, то у них тоже все появилось позже, чем был придуман "Обед.ру". Сейчас мы растем, развиваемся и кормим десятки тысяч человек в Москве и Санкт-Петербурге.

- Какие были стартовые вложения в этот проект?

- Стремящиеся к нулю. Проект со второго месяца стал самоокупаемым и прибыльным, поэтому дальнейшее инвестирование шло из заработанных денег. Никакого первоначального инвестора не было.

- Как менялась команда - с основания до настоящего времени?

- Начиналась команда, как обычно в таких случаях, с одного человека. Сейчас нас больше 30 - это непосредственно те, кто развивает проект, но есть еще сотрудники, выполняющие технические функции.

- Как вы работаете с корпоративными клиентами? Как помогаете HR-специалистам организовать питание в офисах?

- Самое полезное, на мой взгляд, то, что мы упрощаем жизнь замечательным эйчарам, которые в неспокойное время заботятся о сотрудниках. Во-первых, мы убираем ненужное администрирование. То есть HR-специалист подписал с нами договор, и к этому договору прилагается единый платеж и единый круглосуточный номер телефона клиентской поддержки вместо нескольких. Как правило, если есть дотация, то ее разумно отправлять не в одну точку - все-таки мы не в казарме, люди хотят и выходить есть в рестораны рядом с офисом. И поэтому мы не только про доставку: у нас есть интересный инструмент для эйчаров - электронные карты, которые выдаются сотрудникам. Ими они могут расплатиться в заведениях, которые эйчар хочет видеть в списке доступных для своих коллег. На этой карте - только дотационные деньги, так мы помогаем избежать ненужной монетизации льгот. Если компания платит сотруднику дотацию вместе с зарплатой, то через несколько недель он, как правило, забывает, что у него есть такая чудесная вещь, как дотация на еду, и тратит ее на менее полезные вещи. И тогда, мне кажется, теряется сама сущность дотации, а мы помогаем ее не терять. У нас много удобных штук и для сотрудников: например, они могут объединиться этими дотационными деньгами на карточках. Есть такая практика у многих наших клиентов, когда их сотрудники так делают кому-то из коллег подарок на день рождения (заказывают торт или что-нибудь еще). Подобные вещи неплохо развивают внутренний HR-бренд.

- Много ли у вас сейчас ресторанов-партнеров?

- Заказывать можно из сотен - точную цифру не скажу, потому что она каждый день растет. Ежедневно нам поступают заявки о сотрудничестве из нескольких ресторанов. Как правило, если мы говорим об эйчарах, то их задача - сделать так, чтобы сотруднику не приходилось ездить обедать на другой конец Москвы, чтобы он возвращался к вечеру. Поэтому эйчар нам говорит, в каких точках он хочет, чтобы люди обедали, а по доставке ограничений, конечно, нет никаких.

- А как вы принимаете решение о партнерстве с новым заведением?

- Мы рады всем. У нас есть автоматизированный процесс сбора отзывов от клиентов. И если ресторан пользуется популярностью, то мы будем продолжать с ним работать. Если же клиенты говорят, что в ресторане им что-то не нравится, то сначала у него снижается рейтинг, а если, не дай Бог, продолжаются некие сложности, то мы готовы с такими партнерами договор расторгнуть.

- "Обед.ру" изначально рассчитывал на такой формат? Или все же сначала ориентировались на что-то более "узкоспециализированное"?

- Естественно, бизнес-модель время от времени меняется. Но основная стратегия изначально была заложена именно такой. Сначала мы работали только с доставкой, а потом ввели функцию электронных карточек для эйчаров, потому что увидели, что кто-то хочет пользоваться не только доставкой.

- Кризис как-то сказался на вашей индустрии?

- К счастью, нет. Мы выросли и в прошлом году, и в позапрошлом, и январь-февраль этого года отработали с плюсом по сравнению с 2015-м. Надеюсь, так продолжится и дальше.

- То есть не можете сказать, что многие компании стали отказываться и от дотаций, и от ваших услуг?

- Могу сказать, что такой тенденции точно нет. Количество компаний с дотациями не снизилось, а в IT-сфере - возросло на 4-5%, в некоторых компаниях происходит индексация на 25-50%. Проблема в том, что есть много компаний, которые не платят дотации на питание и в принципе не предлагают сотрудникам никаких льгот, и это грустно. Если сравнить Россию с любой европейской страной в этом вопросе, то сравнение, конечно, будет не в нашу пользу. Но, надеюсь, когда-нибудь это придет и в Россию.

- Кто сейчас ваши основные конкуренты, которые работают и в b2b? Сервисов доставки еды, понятное дело, множество. А многие ли работают с компаниями?

- Если мы говорим именно про интернет, то конкурентов нет - к сожалению. В b2b мы пока одни, и это немного расхолаживает. Я стараюсь в этом смысле работать с коллективом - когда не ощущается прямой конкуренции, появляется естественное желание расслабиться. Но мы держимся. В b2c - конечно, есть. Кто-то открывается, кто-то закрывается, но мы рады всем конкурентам.

- Каким образом работаете с коллективом, чтобы не расслабляться без конкурентов?

- Утром - кофе, днем - футбол и настольные игры. Еще у нас в офисе есть релакс-менеджер - кошка (помогает и быстро отдохнуть, и поднять настроение).

- Вы сотрудничали с большим количеством компаний и клиентов. Вспомните, пожалуйста, какие-нибудь нетривиальные кейсы, которые вам интереснее всего было решать?

- Ну, например, некоторое время назад был огромный заказ еды на кладбище. На сотни тысяч рублей. И я понял, что страна у нас уникальная - очень многие западные кейсы у нас просто нежизнеспособны. Невозможно представить какую-то другую страну, где накроют стол для поминок не в ресторане, а непосредственно на кладбище. Если говорить о ресторанах, то была забавная история в самом начале работы. Чего греха таить, во многих профессиях в России есть пробелы. Мы как-то раз попытались повлиять на качество работы наших уважаемых партнеров - взяли одного гуру как эксперта, и он учил поваров, образно говоря, резать морковку. Спустя некоторое время в офисе раздается звонок, звонил разгневанный директор ресторана: "Вы что наделали?! Приходил ваш человек, научил моего повара резать морковку, и повар тут же ушел к Новикову с повышением зарплаты в два раза!"


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно