Как московские чиновники грабят пенсионеров и инвалидов на "Мусорном эксперименте"

Московские чиновники решили убирать мусор с городских улиц за счет самых бедных и необеспеченных горожан


Московские чиновники решили убирать мусор с городских улиц за счет… самых бедных и необеспеченных горожан. О том, как с помощью очередного бюрократического эксперимента чиновники переложили в свои карманы, льготы, полагающиеся социально необеспеченным гражданам столицы, рассказывает адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), Председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области.

Суть дела
Суть дела такова. Конституция декларирует, что Россия является социальным государством, в котором неимущим гражданам гарантирована защита. В том числе и в сфере жилищных правоотношений. Поэтому ст. 159 Жилищного Кодекса закрепляет обязанность субъектов Российской Федерации субсидировать оплату жилого помещения и коммунальных услуг нуждающимся. При этом государство компенсирует управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК неполученную в результате данных льгот прибыль. «Изнутри процесс выглядит следующим образом: УК (ТСЖ или ЖСК) составляют заявку, прикладывают к ней расчеты субсидий, а потом направляют все бумаги в администрацию. Чиновники проверяют расчеты и если соглашаются с цифрами, то заключают договор с заявителем. Вот на основании этого договора государство и перечисляет  УК (ТСЖ или ЖСК) деньги за льготников. Так было всегда» - говорит адвокат Олег Сухов.

Однако с 02 октября 2013 года «умные» московские чиновники фактически переложили эту компенсацию, а по сути, льготы, полагающиеся социально необеспеченным гражданам столицы, в собственные карманы. «Экономия» (без урезания общей суммы бюджетных затрат) произошла очень хитро, в рамках некоего «эксперимента»  в стиле «лучших» традиций российской бюрократии. «Слуги народа» приняли программу (Постановление Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП), в соответствии с которой выбрали исполнителей и поручили им вывозить твёрдые бытовые отходы в Северном, Северо-Восточном, Юго-Восточном и Западном административных округах города Москвы. Заказчиками услуг по вывозу мусора стали естественно УК (ТСЖ и ЖСК). Оплачивают, понятно, тоже они.  Причем платят как раз за счет компенсаций за коммунальные услуги. Как записано в программе, сделано это было «в целях повышения уровня защиты окружающей среды и здоровья населения». Только вот «забота» получилась, какая- то странная и однобокая. Судите сами.

Во-первых, участие в этом «эксперименте», якобы добровольное. Однако на деле если УК (ТСЖ или ЖСК) откажется войти в программу, то не получит ни копейки на льготников. Следовательно, о «добровольности» говорить не приходится. Принудительность торжествует.

Во-вторых, по словам председателя ТСЖ «Белый Аист» (ЮВАО, район Выхино-Жулебино) Александра Николаевича Исаева: «Получать субсидию стало невыгодно, так как, если в 2013 году нам предоставляли 1,2 млн. руб. в год для компенсации недополученной прибыли с 152 квартир, то теперь планируется выделять лишь 200 000 руб. Нашему дому просто отказывают в выдаче денежных средств, если мы не будем участвовать в программе. Помимо этого, за миллион в год нам будут вывозить только 70% отходов, которые укладываются в нормативы, остальные же 30% своими силами, проще говоря, предоставленные 200 000 руб. на это и уйдут. Компенсация выделяется не только для вывоза мусора, а для комплекса других мероприятий. В действительности чиновники нас просто обкрадывают». Иными словами, если откажешь московским бюрократам, то не получишь денег вообще, а если согласишься на их условия, то в реальности получишь в несколько раз меньше чем до «эксперимента»: почти все уплывёт в бездонные карманы подрядчиков. А возможно и не только им. И еще, давайте простим, Александра Николаевича за излишнюю  эмоциональность и неточность: чиновники, конечно, не обкрадывают, а обманывают и наживаются, однако сути дела это не меняет.

В-третьих, как и полагается, московские власти по итогам конкурса отобрали пять подрядчиков (по числу округов) для вывоза мусора. Однако вызывает искреннее удивление тот факт, что все пять (как один!)  «победителей» имеют уставной  капитал в 10 000 рублей и были организованы  в аккурат за полгода до принятия новых правил расчета субсидии и вывоза отходов. Очень удивительное совпадение.

Что мы имеем в сухом остатке?
Город перечисляет деньги УК (ТСЖ и ЖСК) за льготников в оплату жилья и коммунальных услуг. Управляющие компании отдают львиную долю этих средств, каким – то «темным» подрядчикам, которые за такие «деньжищи» вывозят только 70% отходов. Остальные 30% убирают УК (ТСЖ и ЖСК). Рассчитавшись, в конце концов, с подрядчиком, управляющая компания окажется вообще без компенсационных выплат из бюджета. Суммы субсидий за газ, свет, отопление, воду, содержание и ремонт жилого помещения, будут, простите за прямоту, выброшены на помойку. Или их аккуратно вывезут на московские свалки. Кому как нравится. Что в этом случае делать УК (ТСЖ и ЖСК)? Как ни крутись, есть только два выхода. Либо нарушить  закон и потребовать с неимущих граждан доплаты, либо обратиться за судебной защитой.  В конце концов-то, эксперимент же добровольный?

Попытки противостояния
Однако, как это водится в России, судебная защита оказалась не на высоте. Адвокат Олег Сухов приводит: ТСЖ «Ломоносовский 18» (Западный административный округ) обратилось с иском в суд с просьбой обязать чиновников предоставить субсидию на неимущих граждан и не принуждать при этом участвовать в программе. Представители ТСЖ резонно указали в заявлении, что вывозят отходы своими силами и не нуждаются в «помощи» властей. Наивные юристы ТСЖ думали, что привели «железные» аргументы. Однако Федеральный Арбитражный суд Московского округа рассмотрел дело и отказал Товариществу собственников жилья на том основании, что в настоящий момент нормативные акты Москвы не предусматривают иного способа расчета субсидий. Вот так «добровольное» участие в программе стало обязательным. При этом заметьте, ни Жилищный Кодекс, ни Постановления Правительства России не увязывают предоставление субсидий за неимущих граждан с каким-либо «вывозом бытовых твёрдых отходов». Более того, ни один закон или правительственный нормативный акт не говорит, что деньги, поступившие в счет предоставления льгот за оплату жилья, воды, света, газа и т.д. должны направляться подрядчикам за уборку мусора. А в Москве происходит именно таким образом.

Что дальше?
«Учитывая подобное развитие ситуации, можно смело предположить, что в скором времени многие малоимущие граждане получат требования о дополнительных платежах только потому, что на их компенсации «наложили лапу» ушлые подрядчики. Чем это грозит в итоге, думаю, не стоит объяснять. Остается надеяться лишь на совесть чиновников (смешно, конечно), либо на их благоразумие: ну кто в здравом уме станет поджигать фитиль в бочке с порохом, на которой сам и сидишь? А пренебрежение нуждами малоимущих граждан, как мы знаем,  стоило места уже многим чиновникам.  Московской бюрократии стоит об этом помнить», - резюмирует адвокат Олег Сухов.

Олег Сухов.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно