Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как найти свое истинное призвание и сделать карьеру

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии

Как найти свое истинное призвание и сделать карьеру

  «Я принял решение, что буду жить своим умом. И кстати, не особенно надеялся, что это сработает, - рассказывает автор «Симпсонов» Мэтт Гроунинг. - Я представлял себе свою более-менее удачную жизнь примерно так: днем дрянная работенка, которую я ненавижу. Может, надо будет катать туда-сюда шины на каком-нибудь шинном складе. Но в перерывах... Это будет только мое время. Я буду рисовать свои мультики». Как мы знаем, в случае с Гроунингом все обернулось иначе. Но огромному количеству людей так и не удается найти свое призвание, на их долю остается лишь «дрянная работенка». О том, как по-новому взглянуть на свой потенциал и способности окружающих людей рассказывает в своей книге «Призвание» эксперт в области творческого мышления и инноваций Кен Робинсон.

Препятствия и помощники

Автор определяет призвание как точку соприкосновения природных способностей и личных предпочтений. Два его главных признака: способность и страсть к какому-либо делу. Обретение призвания можно представить в виде схемы: у меня это есть - я это люблю - я этого хочу - где это найти.

Вот только у большинства людей весьма невысокое представление о своих природных способностях, и это ограниченное представление может усугубляться под воздействием окружения, культуры или собственных ожиданий.

Одно из самых распространенных препятствий - страх. А что если мы не получим одобрения или не оправдаем ожиданий? Между тем, у людей, даже самых близких, есть множество причин подрезать крылья окружающим. Путь к призванию может лежать через преодоление жесткого сопротивления. В конечном итоге, пишет Кен Робинсон, вопрос всегда стоит так: «Какую цену вы готовы заплатить?» (о том, как достичь гармонии между зарабатыванием на жизнь и получением от нее удовольствия, читайте в доп. материале).

Главным же ограничивающим фактором, по мнению автора, является существующая система образования. Эта система искореняет творческие способности детей: «вместо того, чтобы развивать природные способности и дать нам возможность найти свое место в мире, она сдерживает развитие индивидуальных талантов слишком многих учащихся, убивая их мотивацию к обучению».

А вот время таковым не является. Конечно, вряд ли можно станцевать «Лебединое озеро» в восемьдесят лет, особенно, если вы никогда не занимались балетом, но есть занятия, где зрелость может стать настоящим преимуществом. Существует немало людей, достигших чего-то значительного в пожилом возрасте, пишет Робинсон. Например, Бенджамин Франклин изобрел бифокальные линзы в семьдесят восемь. А Джулия Чайлд увлеклась французской кухней, когда ей было за тридцать, и только на пороге пятидесятилетия опубликовала книгу, с которой начался взлет ее карьеры кулинара и телеведущей.

 «Регулярно тренируйте свое тело и разум, хорошо питайтесь и не забывайте, что жизнь нужно любить», - советует Робинсон.

На пути к призванию встречаются и помощники. Ими могут стать единомышленники, наставники и просто удача, наконец. Сообщество единомышленников, разделяющих ваше пристрастие, или племя, как его называет Робинсон, дает нам подтверждение собственной значимости, вдохновение и «алхимию синергии». Что же касается удачи, то «исследования и опыт показывают, что удачливые люди часто становятся таковыми благодаря своему отношению к происходящему». Везучим вполне можно стать, стоит лишь постараться.

Инакомыслие и школа

Кен Робинсон пишет, что человеческий интеллект, по всей видимости, имеет по меньшей мере три главных характеристики. Первая - чрезвычайное разнообразие, интеллект явно не ограничивается способностью к вербальным и математическим рассуждениям. Именно это разнообразие автор считает одним из фундаментальных принципов, позволяющих нам найти свое призвание. Вторая - удивительная динамичность, третья же - полная самобытность - интеллект каждого человека так же уникален, как отпечаток пальца.

«Если все это так, то ни один человек не может быть отождествлен с единственным значением интеллекта на линейной шкале, - говорит Робинсон. - Интеллект каждого человека уникален, и каждый идет своим путем к обретению своей стихии».

По мнению Кена Робинсона, система образования должна соответствовать этим характеристикам интеллекта. И для этого он предлагает:

 - Устранить существующую иерархичность предметов. Искусства, естественные и гуманитарные науки, физическая культура, языки и математика вносят равноценный и одинаково важный вклад в образование человека.

 - Подвергнуть сомнению саму идею «предметов», создавая гибкую и динамичную междисциплинарную учебную программу.

 - Персонализировать учебную программу. Обучение происходит в сердцах и умах людей, а не в базах данных многовариантных тестов.

«Для вступления в новую эпоху нужна абсолютно другая парадигма человеческих способностей, - пишет Робинсон. - Необходимо создавать такую среду - в школах и на рабочих местах, где каждого человека поощряли бы развивать свой творческий потенциал».

Кен Робинсон «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии». - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter