Ксения

Как победить аэрофобию после крушения A321? Советы специалиста


Во вторник, 17 ноября, ФСБ официально подтвердила, что причиной крушения Airbus A321 на Синайском полуострове стал теракт. К сожалению, эта трагедия имела и такой эффект, что те, кто и до нее боялся летать, стали бояться еще больше, а те, кто, казалось бы, поборол страх перед полетами, вновь столкнулся с проблемой. О том, как сохранить внутреннюю свободу и справиться с аэрофобией, рассказал автор тренинга "Летаем без страха", основатель одноименного центра, коммерческий пилот и специалист по аэрофобии Алексей Герваш.


Фото: Shutterstock

Тем, кто уже поборол аэрофобию, но кому после теракта кажется, что она вернулась, Алексей Герваш дал такие советы.

1. Летать как можно чаще. Каждый следующий полет приближает к моменту окончательного ухода фобии. Разумеется, в моменты катастроф (вроде ситуации с A321) фобия может вернуться, но всего на несколько дней, и потом вы продолжите летать нормально.

2. Взять мышление под контроль. Когда приходят мысли вроде "Я всегда знал, что летать опасно", вспоминайте, что за 2 года в России было перевезено 200 млн пассажиров, и никто не поцарапался. Это не соответствует слову "опасно". На миллиарды рейсов происходят единицы катастроф, и эта статистика тоже не соответствует слову "опасно".

3. Решить поведенческие вопросы. Навязчивый интерес к авиакатастрофам - часть поведенческой проблемы, от которой необходимо уйти. Не стоит излишне интересоваться тем, что случается крайне редко. Помните, что СМИ - не источник достоверной профессиональной информации об этом, потому что они вряд ли предоставят мнения действующих авиаторов.

4. Побороть перфекционизм. Люди требуют от себя абсолютно спокойной реакции, абсолютного бесстрашия перед полетом, абсолютно безопасной авиации... От этого следует избавиться. Если вы мыслите категориями "черное - белое", вам будет сложно (и это касается не только аэрофобии).

"Многих беспокоят фантазии на тему того, как ужасно себя чувствовали люди, когда они понимали, что они падают с высоты 10000 км и ничего не могут сделать. Это очень распространенная для аэрофобов мысль. Но надо четко понимать, что в этой ситуации люди ничего не чувствуют, потому что самолет с неба не падает. В реальности (в случае с Синаем) самолет разгерметизировался из-за взрывной волны, давление в самолете упало гораздо быстрее, чем давление в легких человека, легкие разорвались - человек ничего не успел почувствовать, это моментальная, секундная смерть. Как бы ни было печально, но это так. Многие говорят, что не боятся умереть, но боятся этих мифических 10 минут ожидания смерти, в течение которых они будут лететь к земле, не в состоянии что-либо сделать. Но это неправда. Если бы самолеты действительно падали, как осиновые листы, 5 или 10 минут, наверное, это было бы страшно. Хотя, разумеется, все относительно - все страшно только в рамках фобии. Вам же не приходит в голову накручивать себя на тему "каждый пятый человек не доживет до старости и умрет от рака, в хосписах миллионы человек, они там умирают и понимают, что ничего нельзя сделать". Все мы надеемся, что нас эта участь минет, что мы не окажемся в числе этих людей. Почему же мы делаем то же самое с самолетами? И как вы можете чувствовать себя на борту, если вы так накручиваете себя?" - рассуждает Алексей Герваш.

Алексей Герваш отметил, что многие из тех, кто еще не стал на путь борьбы с аэрофобией, находятся на этапе отрицания (практически любая проблема начинается с этого - так, например, курильщик утверждает, что у него нет зависимости от сигарет, и он может бросить курить в любую минуту). Аэрофобы утверждают, что это не страх, а здравый смысл, что летать опасно, что нет шансов выжить, что нет шансов покинуть самолет в опасный момент и так далее. И хотя эти мысли некорректны, на этапе отрицания они кажутся адекватными - каждый аэрофоб выстраивает ложную цепочку аргументов, которые на первый взгляд кажутся логичными. Важно помнить, что абсолютной безопасности не существует - ни на земле, ни в воздухе, никогда и нигде нет абсолютных гарантий чего бы то ни было. Статистически быть пешеходом в Калужской области в 1000 раз опаснее, чем летать самолетом, вероятность для девушки забеременеть шестерней, не прибегая к помощи ЭКО, равна вероятности, что она погибнет в авиакатастрофе, шанс любого ребенка в аэропорту США стать президентом идентичен его шансу погибнуть в авиакатастрофе. Это очень маленькие цифры, которые здоровая психика воспринимает адекватно: вероятность есть, но она настолько мала, что из-за нее не стоит волноваться. Аэрофобу же все равно: ему достаточно понимать, что это может быть он.

Что можно посоветовать тем, кто боится летать, но не знает, что с этим делать? Советы похожи на рекомендации для тех, кто уже пытался решить вопрос страха перед полетами, но, по словам Алексея Герваша, новичкам требуется более масштабная, объемная и комплексная, более глубокая работа.

1. Признать, что есть проблема. Необходимо признать, что у вас есть проблема, что проблема - в беспочвенной фобии и в страхе, а не в самолете и не в авиации. Это вопрос внутренней свободы. Надо осознать, что фобия, какой бы она ни была, не должна ограничивать внутреннюю свободу. Смелость - не отсутствие страха, а понимание того, что многое в жизни важнее страха.

2. Начать решать проблему. Для этого потребуется работа и - в той или иной степени - помощь специалиста. Советы в интернете, которые в большинстве своем сводятся к "думай о хорошем, не думай о плохом" не сработают. Аэрофоб не может не думать о плохом. Не сработают попытки отвлечься, почитать, сосредоточиться на дыхании и т. д. Лечение аэрофобии - серьезный паззл: работа с ложными убеждениями и логическими ошибками, авиационное обучение и т. д. Сейчас обыватель может почерпнуть информацию об авиации из СМИ, а там она зачастую ошибочна. Нужно стать "мини-экспертом" в области авиации, аэродинамики, авиационной метеорологии, чтобы иметь возможность фильтровать ложную информацию.

3. Сменить поведение. Отказаться от связанных с полетом ритуалов, которые обычно есть у каждого аэрофоба (выключение телефона, тугое застегивание ремня и т. д.), потому что они транслируют мозгу опасность. Отказаться от избирательного накопления информации - выискивания в интернете неадекватных источников, которые подтверждают страхи.

4. Обучиться навыкам самоконтроля (вместо попыток контролировать самолет). Аэрофоб пытается контролировать самолет - это его любимое развлечение (выражение лиц стюардесс, звуки и т. д.). Необходимо понять, как работает механизм страха и паники, понять, какие упражнения и методы помогают вам контролировать уровень адреналина в крови. Должна быть проделана большая работа с эмоциями: как показывает практика, 60% аэрофобов - перфекционисты, живущие в мире, где они всем должны. Есть такой мастер-класс "Турбулентность и перфекционизм", который поможет разобраться в проблеме и решить вопросы самоконтроля и контроля над эмоциями.

5. Летать. Когда собрался "теоретический паззл" (из знаний об авиации, психологии, собственных эмоций и т. д.), нужно отработать его на практике. Аэрофобу проще следовать своей привычке никуда не летать, но от этой привычки надо обязательно избавляться, перестать избегать самолетов.

"Авиация прекрасна и безопасна. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе крайне низка. Если сложить население Москвы и Санкт-Петербурга, то вероятность такова, что за год только один человек из "общей суммы" может погибнуть в авиакатастрофе. Да, случиться может многое и в любой момент, но то, что нам отпущено, мы хотим прожить полноценно, а не в плену своих страхов. Путешествия, впечатления, страны, вкусы, командировки, бизнес-развитие - это удовольствие. Попадая в ловушку страха, мы лишаем себя этого удовольствия. К сожалению, это не ограничивается только аэрофобией - это имеет тенденцию развиваться. Поэтому решая проблему аэрофобии, вы решаете комплекс проблем: запрета на эмоции, панических атак, клаустрофобии, потому что эти вещи взаимосвязаны. Вы начинаете лучше понимать себя, понимать, откуда берутся страхи, какую роль играют родители, воспитание и перфекционизм в этой картине, начинаете любить авиацию. Я не знаю больше ни одного процесса, который делал бы больше для сохранения безопасности человека. Необходимо найти в себе силы и действовать сейчас, потому что "потом" у аэрофобов не наступает очень долго. Средний период с момента, когда аэрофоб понимает, что у него проблемы, до момента, когда он обращается за терапией, - шесть лет. За эти шесть лет фобия сильно прогрессирует, и терапия становится сложнее, чем если бы он обратился за помощью шесть лет назад", - говорит Алексей Герваш. Если бы то, что испытывают аэрофобы, было бы разумно, оно называлось бы "аэрологика" или "аэро - здравый смысл". Само название проблемы выдает то, что это - патология. К счастью, все поправимо.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно