Екатерина

Как продвинуть свой проект на Западе: советы стартаперам


Удачный запуск на Product Hunt, успешное завершение программы в Founder Institute и хороший английский язык  - вот все, что нужно, чтобы заявить о себе на Западе.

Фото: Fotoimedia

 

5 июня в институте "Стрелка" Майк Батчер, главный редактор европейского TechCrunch, прочитал лекцию о том, как стартапам достучаться до журналистов, основные тезисы своего выступления он позже изложил в статье.

 

"Мы (журналисты – ред.) всегда хотим говорить напрямую с людьми, которые принимают решения – это делает  историю интереснее. Обычно пиарщик нужен, когда у вас есть много денег, есть финансирование, есть большой продукт, и вы имеете дело с большим количеством запросов от медиа. Если вам звонят 20 журналистов, нужно нанимать пиарщика. Пиарщики необходимы, потому что у них есть контакты с  журналистами, и лучшим из лучших журналисты доверяют, потому что они приносят готовые истории. Но если вы молодой стартап, у вас, скорее всего, на это нет денег, но вы можете и сами связаться с журналистами, если вы достаточно умны".  Отвечая на вопрос о том, у какой компании хороший PR, Батчер заметил:

 

"Я не говорил, что вы должны использовать пиарщиков. Я сказал: если у вас много денег и вы готовы тратить $5000 в месяц на PR-кампанию, тогда вперед. Иногда это срабатывает и дает вам реальный доступ к журналистам, но это не означает на самом деле ничего, честно говоря. Неважно, кто меня будет питчить – сам стартапер или пиарщик. Важна только отличная история. Поэтому не имеет значения, откуда вы ее узнали – от пиарщика или от своей бабушки". 

 

Даниил Павлючков, создатель приложения MailBurn, поделился своим опытом самостоятельного продвижения продукта:

 

"Рецепт достаточно простой – успешно запустите первую версию продукта на Product Hunt. Этого будет достаточно для того, чтобы о вас написали крупные СМИ. Наш запуск Mailburn принес нам более 30 публикаций по всему миру. Помните, что главное – хорошо сделанный продукт, а это значит:

 

1. Уникальная идея, которая решает конкретную важную проблему.

2. Эстетически и визуально приятный.

3. Технически современный и стабильный.

 

Недавно я написал подробную инструкцию о том, как правильно запускаться на PH. На PH никто не будет смотреть на вашу команду или достижения. Вы продаете продукт, и именно по нему будут вас оценивать, а не по репутации и наградам. Но при этом не стоит недооценивать пользу акселераторов и инкубаторов. Они помогут вам кристаллизовать идею, найти команду, выпустить первую версию и заложить фундамент вашего бизнеса.

 

Мы приняли участие в Founder Institute и Startup Sauna, и это был колоссальный опыт, который вывел нашу команду и проект на пять уровней выше. Однако не каждый может попасть в акселератор, тем более в такие топовые, как 500.co или Y combinatory. Самый верный способ – получить рекомендацию от ментора из этого акселератора или от его выпускника. И уже после этого играет роль то, насколько качествен ваш продукт, кто у вас в команде и как хорошо вы можете заражать других людей своей идеей.

 

Если говорить о Mailburn, то в Founder Institute я прошел самостоятельно. В рамках него я познакомился с организаторами Startup Sauna, и они практически сами пригласили меня поучаствовать в их осеннем семестре, мне осталось только занять первое место в их питч-соревновании в Питере, что мы и сделали".

 

Маша Глазкова, PR Advisor Trucker Path, советник по связям с общественностью венчурного фонда Vestor.In, экс-глава по PR в LinguaLeo и Profi.ru:

orig

 

"Обычно у стартапов бюджет и ресурсы на PR сильно ограничены. Нужно построить всю стратегию таким образом, чтобы из сотрудничества с одним изданием получить максимум эффективности - найти журналиста, который пишет по вашей теме, наладить с ним хорошие связи. Чаще всего стартапам интересны TechCrunch, The Next Web. Либо узко специализированные издания – например, если у вас стартап из сферы развлечений или тревел-стартап - блоги, Time Out Нью-Йорк или Сан-Франциско и т.д.

 

Просто написать пресс-релиз и отправить его на почтовый адрес, а затем ждать у моря погоды, не сработает. Каждый журналист получает тонну питчей в день. Начинать нужно с подробного представления своего проекта: кто вы, кто ваши конкуренты, чем вы лучше конкурентов; если были инвестиции, от кого и когда, если не было - другие показатели (аудитория, количество установок – для приложения, для веб-платформы - DAU/MAU – то, что считаете возможным раскрыть). Не нужно стесняться писать в Twitter, Facebook (обычно там указано, можно ли питчить журналиста через социальные сети или он предпочитает почту или Snapchat), LinkedIn. Многие указывают свою рабочую почту в профиле аккаунта или на своей авторской странице на медиаресурсе.

 

Не стоит все свои силы тратить на одного журналиста. Если в Москве про технологии пишут 40 человек, то в США таких журналистов около тысячи. В TechCrunch или WSJ может быть сотни. Очень часто бывает так, что один журналист не знает, что пишет другой. Они могут покрывать одно направление и при этом никак не пересекаться. В России пиар построен немного по-другому. Российские предприниматели дают очень мало конкретики, хотя мне непонятно почему. Журналисты не раскрывают никогда то, что им дают под эмбарго. В США все пиарщики берут планы проекта и рассылают журналистам, очень подробно: "В следующем месяце мы выйдем в Китай", "будем сотрудничать с N, у них столько-то клиентов", "Мы планируем сделать вот так". Не нужно писать: "Если вам интересно, мы готовы раскрыть/предоставить дальнейшую информацию…" – нужно сразу давать всю информацию.

 

Общие рекомендации


Если стартап состоит из разработчиков и они только "запилили" первый билд/прототип/версию, им нужно пойти сначала не к пиарщику, а к маркетологу, который может им протестировать и откорректировать бету. Пиар стоит подключать в тот момент, когда есть "чем похвастаться". Обычно это рост аудитории, потом - инвестиции. Я за 8 лет не видела ни разу, чтобы разработчик с первого раза грамотно написал питч. Обычно их площадка - это Reddit, если брать русский аналог, это Habrahabr – но здесь скорее можно найти разработчиков, которые покопаются и укажут на технические недостатки продукта. Поэтому обязательно нужно нанимать специалиста по связям с общественностью. В Москве сейчас можно найти хорошего специалиста на разовую работу за 50000 рублей (написание питча, процесс питча, фоллоу-апы, работа, которая приведет к публикации – двух-трехнедельная работа, нацеленная на результат). В зависимости от специалиста это может быть и публикация в иностранном СМИ.

 

Лучше нанимать российских или иностранных пиарщиков? 

Западные пиарщики дорогие – хорошее американское агентство стоит $10000 в месяц. Публикации будут, но их количество сложно предсказать, зависит от инфоповодов. Из-за большого объема работы западные пиарщики серьезно начинают воспринимать проект, когда вы подняли большой раунд. До того момента - вы один из сотни клиентов. Любой пиарщик будет просить инфоповоды. Нельзя просто так прийти и сказать, мы ничем не отличаемся – нужно придумать какую-то красивую пиар-историю или рассказать про индустрию в целом. Российские стартапы обычно работают с российскими пиарщиками во избежание трудностей перевода. У американских медиа и инвесторов нет никакого предвзятого отношения к российским проектам – если вы работаете на мировом уровне и показываете рост, абсолютно неважно, из какой вы страны".

 

 


Комментарии

  • Игорь Андреев — 04:12, 15.07.2015
    Стартапы, модернизация, импортозамещение помогли кому-нибудь, например, Эдисону или Путену? У Чурова и Чубайса хорошие стартапы и востребованы. Недавно долбанулись 2 прогресса, 2 ту-95 и 5 су и мигов. Вот это стартап!
    • tolkanovmikhailmailru
      Михаил Толканов — 10:03, 15.07.2015
      Разве что в ваших мечтах всё это недавно долбанулось... Кстати, в последний раз чья ракета упала, не подскажете? Подскажу: не российская.
    • advertologygmailcom
      Victor Yurkevich — 07:11, 15.07.2015
      вставание с колен - тоже стартап ))) неудавшийся

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно