Екатерина

Как журналисту прокормиться в кризис: забавные советы от представителей медиасферы


Не секрет, что журналисты - не самые высокооплачиваемые сотрудники. Я, например, главный делегат от нашей редакции, если где-то кормят блинами с икрой. А наша любимая выпускающий редактор Ксения Герасимова организовала специальный проект про корпоративные кафетерии и объехала несколько компаний, которые предоставляют сотрудникам бесплатное питание. Ксения, конечно, говорила, что она испытывает жесточайшие нравственные страдания (потому что на диете), но кто ей поверит? В общем, крутимся, как можем.  Смех смехом, но в нынешнее трудное время мы решили, что вопрос с пропитанием для журналистов как никогда злободневен, и поэтому выпускаем шутливый (впрочем, местами и не слишком) мануал по выживанию!

Фото: Fotoimedia

 

1.  Не пренебрегайте "прессухами"


"В 95-м я только приобщился к прекрасному миру журналистики. Денег было мало - достаточно сказать, что редакционная буфетчица уволилась, потому что ее разорили обеды, отпускаемые в долг. И я стал радостно планировать мероприятия на каждый день - иногда удавалось не только позавтракать, но и пообедать.
Для российского бизнеса это были времена радости первого богатства, и любая пресс-конференция превращалась в какое-то лукуллово безобразие с ведрами икры и кабанами целиком. Иностранцы подстраивались к российским нормам и тоже старались "не ударить в грязь лицом". Таскали с таких пирушек тоже разное. Помню, мальчик-ангелочек Кирюша, у которого не было денег даже на проезд, добрых десять кварталов, спотыкаясь, шел до редакции с бокалом 25-летнего коньяка в одной руке и открытой бутылкой в другой.

 
Не всегда имея деньги на обед, я очень скоро изучил кухню лучших отелей и ресторанов Питера. Безусловно, лучшим с этой точки зрения я считал отель "Европа" - там готовили не просто дорого, а именно вкусно, как-то душевно", - вспоминает сотрудник газеты "Ведомости".
 
Самое сильное впечатление журналиста тоже связано с "Европой": "Однажды там устраивала презентацию какая-то скандинавская фирма - если не путаю, Ericsson представлял телефон T28. Ожидания по поводу фуршета были соответствующие: мало кто рассчитывал в этот день добраться до редакции живым.
 
По окончании официальной части руководитель компании пригласил всех "ради хорошего знакомства выпить по чашке чаю или кофе в ресторане отеля", что вызвало у всех иронические смешки - мы-то знали, что означает этот "чай". На столах нас встретили самовары, выпечка и отличное брусничное варенье. И все. Наверное, это было самое сильное впечатление подобного рода в моей жизни". 

 

Журналист также поделился историей: 


"Разговаривает как-то коллега с пиарщиками одного немалого, а нынче уже и иностранного банка. Прощаются.


 
– Ну, старик, счастливо, выпей там вискарика за наше здоровье!
– Да я, ребята, виски не пью – только водку.
Коллега почему-то гордился этой особенностью и докладывал о ней при каждом удобном случае.
– О-па... А мы за год на тебя ящик "чиваса" списали".


2.      Воплотите в жизнь проект "про еду"

 

Прошлым летом Ксения Герасимова объехала по редакционному заданию офисы Parallels, Acronis, "Яндекса", "Лаборатории Касперского" и Avito и попробовала "блюда местной кухни" в корпоративных кафетериях в рамках проекта о компаниях, которые кормят сотрудников.

Ксения, сидевшая в тот момент на диете, можно сказать, совершила трудовой подвиг. "Страдания были даже почти физические, особенно в "Яндексе"! Потому что там так много всего и все такое красивое, такое вкусное на вид!" - вспоминает она.

 

 

Как вариант для остальных – можно устроиться работать в такую компанию. Умереть с голода не дадут ни в прямом, ни в переносном смысле.


3.      Ходите на свидания (совет универсальный, не только для журналисток)


Одна моя подруга (очень привлекательная особа) каждый вечер ужинает с новым ухажером. Не то чтобы все они очень ее интересуют, просто это ее единственный прием пищи в течение суток, благодаря чему девушка сохраняет изящность форм (а также платит за ипотеку и аренду квартиры). Примерно как у Трумена Капоте в романе "Завтрак у Тиффани", где влюбленные джентльмены давали Холли Голайтли $50 на дамскую комнату - на то она и жила.

 

4.      Притворитесь ресторанным критиком


Шеф-редактор "Афиша-Город" Екатерина Дементьева недавно на своей странице в Facebook  поделилась историей о том, как "по Москве ходит мошенница и жрет в ресторанах бесплатно, обещая развороты в "Афише". Дементьева опубликовала письмо, которое ей написала PR-менеджер одного ресторана:
"Добрый вечер! Меня зовут Екатерина, приятно познакомиться. Я являюсь членом PR-команды ресторана ///.
К всеобщему сожалению сложилась следующая ситуация: Ольга Бубненкова представилась редактором Afisha.ru, была приглашена на данное мероприятие в качестве гостя, для которого было организовано меню и полное обслуживание ресторана, после чего Ольга обещала подробную публикацию о ресторане и шеф-поваре /// на портале afisha.ru и разворот в печатном издании Afisha. По данной договоренности со своей стороны мы выполнили все обязательства, Ольга спустя пару дней с момента получения пост-релиза и фотографий, подтвердила выход публикаций в свет. Затем она сообщила нам о невозможности осуществления данной договоренности в связи с ее увольнением из команды Afisha.ru. Никакой последующей помощи в разрешении ситуации от нее не последовало.
Мы всегда рады сотрудничеству с Вашим замечательным порталом, с удовольствием читаем его и надеемся на скорейшее решение данной проблемы. Высказываем сочувствие о том, что безответственные сотрудники пытаются повлиять на Вашу светлую репутацию.
Я нашла эту девушку вконтакте: http://vk.com/id31862369 позвонила ей и пригласила на дегустацию в ресторан, но она сказала, что в Афише, к сожалению, больше не работает".

Из комментариев становится ясно, что та же девушка, помимо ресторанов, также регулярно пытается аккредитоваться на премьеры как PR-директор Rino Lens вместе с 3-4 своими "подопечными". "Но вообще, судя по некоторым товарищам, наглость часто помогает пробиться, если PR-щику бывает некогда проверять, действительно ли человек работает там, откуда аккредитуется, к сожалению".

Другие работники издания рассказали, что на заре "Афиши" подобные явления наблюдались постоянно, впрочем, "сотрудники" готовились и выходили в свет под именами редакторов.

Другой журналист рассказал, как в Таиланде в пресс-туре познакомился с 3 журналистами: "Один с Эха Москвы, другой с news.ru - оказались лжедмитрии уже по приезду в Россию. Когда пиарщица их сканы выложила - куча людей отозвалась".


5.      Запасайтесь

 

Русские туристы известны во всем мире, в частности, тем, как со шведских столов в отелях уносят с собой стратегические запасы еды на целый день. Этот же навык пригождается и на мероприятиях для СМИ.

 

"У меня была одна пресс-конференция, на которую пришла довольно известная в узких кругах журналистка: в яркой леопардовой кофточке, с волосами цвета "баклажан", с сумкой из кожзама - все атрибуты рынков 90-х. Все бы ничего, но на фуршете она нагло так стала складывать в свою сумочку пирожки и тарталетки! Я ей сделала замечание, а она в ответ мне сказала, что приехала с Украины, работает тут за гроши, еще и время пребывания на территории РФ уменьшили до 90 дней! Правда, статью она все-таки написала, не зря тарталетки кушает..." - рассказала сотрудница одного из PR-агентств.

 

6.    Приходите с мамой

 

"В журналистской тусовке есть персонаж по имени Михаил Г. Не знаю, где он работает сейчас, но лет 8 назад время он работал в газете "Туринфо" журналистом. По долгу службы Михаил часто был зван на пресс-завтраки, пресс-обеды и пресс-ужины. На все эти мероприятия он ходил со своей старенькой еврейской мамой (прямо как в анекдоте). Мишина мама всегда носила с собой большой полиэтиленовый пакет, в который сгребала еду с фуршетных столов.


Большой конфуз произошел с ними в посольстве Кипра, на пресс-конференции, которую давал Фотиус Фотиу, тогдашний руководитель отдела маркетинга министерства туризма Кипра.
Зал, в котором проходила пресс-конференция, был небольшой. Г-н Фотиу произносил свою речь без микрофона, журналисты слушали и записывали какую-то информацию.
И вдруг, посреди его речи раздается громкий старческий голос: "Миша, все это хорошо, но когда мы уже будем кушать?", - рассказала одна журналистка.

 

7.      Будьте готовы на все

 

"Ну, это не очень забавно. Скорее жалко таких людей. Мы стараемся их не аккредитовывать на пресс-мероприятия. Что они именно про поесть, видно сразу: какие-то непонятные названия СМИ, которых и в помине нет. Наших ключевых журналистов мы знаем в лицо, потому что работаем с ними на регулярной основе. Иногда на такие ухищрения идут - подделывают журналистские удостоверения. Узнают о мероприятиях они, видимо, из каких-то "сливов". Иногда мы отправляем приглашения на общие электронные адреса редакций, потому что в ряде изданий принимает решение главред. Да там целая схема, мне кажется: кто-то кому-то пересылает, кто-то сливает на сайты типа "папарации", наверное", - рассказала PR-менеджер о предприимчивости тех, кто любой ценой хочет попасть на пресс-конференции отнюдь не из профессиональных целей.

 

P.S. Справедливости ради заметим, что поесть на халяву не дураки не только журналисты: "Не знаю, как сейчас, но лет 7 назад можно было без проблем попасть на встречи в посольстве одной латиноамериканской страны и поесть/попить там на халяву. Главное - знать хоть кого-то из этой тусовки, но для этого достаточно просто пойти в любой латиносский клуб и зазнакомиться", - рассказала одна сотрудница логистической компании.


P.P.S. Напомним, в 2013 году на саммите G20 в Стрельне журналисты съели 26 тонн (!) продуктов, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. "В ресторане за день обслужили 1500 человек. 26 тонн исходных продуктов. Едите много", - пошутил пресс-секретарь президента. Получается, что каждый журналист съел за день 17,3 кг продуктов.




Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно