Дина

Как работает "умный офис" Schneider Electric в Москве. ФОТО


Одни люди ищут воду на Марсе, другие – заботятся о сохранении Земли и своих денег. Пока я разговариваю с представителями компании Schneider Electric и рассматриваю таблицы экономии ресурсов, которой удалось добиться компании, свет в одной из частей помещения гаснет: датчики отправили в систему сигнал, что эта зона сейчас никем не используется. И тут я начинаю верить в "умный офис", который организовала для себя в Москве Schneider Electric. Пока что, конечно, кофе-машина здесь не запоминает, какой кофе ты предпочитаешь, и даже солнечные панели отсутствуют, но для России это уже большой шаг вперед. И в будущем таких "умных офисов" будет становиться все больше.



В новый офис на улице Двинцев компания Schneider Electric переехала летом 2012 года – штат расширялся, и компания хотела объединить под одной крышей все подразделения. Являясь мировым лидером в области управления электроэнергией и энергоэффективных решений, компания оборудовала для себя "умный офис" – настолько, насколько позволяет российский климат и законодательство. Забота об экологии здесь читается даже в интерьере – повсюду яркие зелёные акценты на белом фоне (это фирменный цвет бренда – динамичный, цвет развития, говорят в компании).

"Ум" офиса – это система автоматизации. Каждый этаж поделен на зоны, где установлены датчики (их можно увидеть на потолке) - освещения, движения, присутствия, температуры. Утром, когда первый сотрудник приходит в офис, там темно. Как только он пересекает первую зону датчика – загорается свет. Проходит зону – свет через какой-то промежуток времени гаснет.

Если днем в офисе не зашторены окна, датчики улавливают свет и определяют, достаточно ли его для работы. Степень "достаточности" определена нормативами и заложена в систему – это касается и света, и температуры воздуха. Если естественного освещения не хватает, то включается искусственное – причем именно такой интенсивности, чтобы компенсировать недостающую разницу.

Центральное отопление зимой никто не отменял, но, например, система сама определяет, когда пора включать вентиляцию, если стало жарко. Так температура воздуха в помещении доводится автоматически до стандартов комфортной работы.

Благодаря таким решениям компании удалось сразу же сократить потребление энергоресурсов на 30%. Впрочем, от ручного управления отказываться не стали. В компании говорят, что комфорт сотрудников превыше всего, поэтому можно позвонить обслуживающему персоналу, который вручную сделает, например, вентиляцию более интенсивной в отдельной зоне. Экономия иногда приносится в жертву ради удобства сотрудников.

Однако система автоматизации – это только часть решения. Некоторые компании тоже могут принять какие-то отдельные меры для снижения энергопотребления – да хоть лампочки поменять, но на этом обычно все и заканчивается. В Schneider Electric пошли дальше и установили систему мониторинга. С помощью такой системы, например, проверили, когда в офисе больше всего народа – это промежуток с 9:00 до 19:00. В это время все системы работают на полную мощность, в другое время, когда сотрудники тоже в офисе, но их мало, системы работают менее интенсивно. Эта же система мониторинга отслеживает, например, сколько энергии потребляется на определенном этаже и в то или иное время суток. Это позволяет легко выявлять аномалии: если где-то вдруг обнаруживается более интенсивное потребление, можно найти причину (кто-то забыл выключить компьютер и т.п.) и устранить ее. Такие дополнительные меры – постоянный мониторинг и анализ – позволяют компании добиваться сокращения энергопотребления еще на 10% ежегодно.

В офисе, конечно, постарались свести к минимуму  влияние человеческого фактора на расход ресурсов – свет выключается автоматически, вода в некоторых помещениях тоже. Но, разумеется, бывают случаи, что кто-то не выключил компьютер или оставил зарядное устройство от смартфона в розетке. Здесь уже компании приходится работать с мотивацией сотрудников: им постоянно напоминают о необходимости экономить энергию, они могут посещать специальные семинары и отслеживать информацию об энергопотреблении в системе мониторинга. При этом сотрудникам не просто дают голые цифры – сколько киловатт-часов удалось сэкономить, а объясняют это наглядными примерами – например, сколько деревьев удалось спасти таким образом, ведь благодаря снижению энергопотребления сокращаются и выбросы углекислого газа в атмосферу.

Безусловно, сложно экономить энергию, не выстроив мощную корпоративную философию. Как сказал мне один из сотрудников, очень трудно, оказавшись в Schneider Electric и осознав, что такое электроэнергия, как она влияет на нашу планету и нашу жизнь, отказаться потом от принципов энергосбережения даже в повседневной жизни: "Мы не только в офисе этим живем, но и дома. Нас даже не нужно финансово мотивировать – это приходит само собой".



В компании отслеживают и выбросы углекислого газа – но уже не с помощью датчиков, а по расчетным формулам. В Европе это стандартный показатель, по которому должна отчитываться каждая компания, а в России Schneider Electric просто ведет этот подсчет ради соблюдения  единых стандартов. Снизить выбросы позволяет как раз сокращение энергопотребления – здесь прямая зависимость.

Конечно, предела совершенству нет. Например, в московском офисе нет солнечных панелей – мы находимся в широте, где солнечных дней всего лишь 17% в году. Это очень низкий показатель, поэтому никакого эффекта от этого не будет, говорят в компании. При этом европейские офисы Schneider Electric или другие российские (в Краснодарском крае) солнечными панелями оборудованы. Но в компании настроены позитивно: технологии развиваются, и не исключено, что в ближайшем будущем и в Москве можно будет эффективно использовать солнечные панели – когда "уловители" станут более чувствительными и для них, например, будет неважно наличие облаков.

Для сокращения потребления электроэнергии можно было бы сделать выбор в пользу больших окон, здания с атриумом в центре – но опять же, российский климат не позволяет: через эти окна зимой будет уходить все тепло, а обогрев очень дорого обходится.

В офисе нет системы очистки воды и ее повторного использования – в России в коммерческих зданиях применять такие системы пока нельзя, они не разрешены нормативами. В компании говорят, что постоянно ведется работа с госорганами, но говорить о каких-то быстрых результатах не приходится. Но, в общем, конечная цель – сделать так, чтобы в России в этом смысле было не хуже, чем в Европе, говорят представители Schneider Electric.

Сейчас в московском офисе – более 600 сотрудников из разных стран мира. В компании нет отдельных кабинетов – все сидят в open space (президент компании от личного кабинета отказался первым). Все обращаются к друг другу на "ты", могут сидеть рядом с топ-менеджментом и свободно переписываться с руководителями разных подразделений. В компании не запрещают общаться в Facebook и даже запустили свою социальную сеть, где не только можно, но и нужно рассказывать о своей работе, своих проектах. Здесь же и происходит во многом и деловое общение между сотрудниками из различных офисов и подразделений  – в компании стараются отказываться от лишней переписки по электронной почте.

В офисе уже практикуют концепцию "hot desking" – когда у сотрудников некоторых подразделений может меняться рабочее место. Везде в офисе есть wi-fi и розетки, поэтому в любом месте можно подключиться и работать. Конечно, признаются в компании, такая практика у нас пока приживается тяжело с психологической точки зрения, пока жив индивидуализм – все мы любим свой рабочий стол, оформленный фотографиями и любимыми сердцу вещицами, но тем не менее, есть сотрудники креативного склада, которым тяжело сидеть на одном месте. Так что в компании предоставляют им возможность работать в комфортных для них условиях. Без принуждений.



Компания различными способами поощряет сотрудников. Например, в офисе можно заниматься йогой или учить английский и французский языки. Если выдались свободные 15 минут, можно посидеть в массажном кресле (а если больше – то даже записаться на полноценный массаж к специалисту).

В компании поощряется гендерное равенство, поэтому, несмотря на специфику работы, в офисе очень много женщин. Кстати, отчасти с женской потребностью уделять время дому, отчасти с тем, что многие сотрудники живут за городом, в компании разрешается один день в неделю работать удаленно, что позволяет сотрудникам экономить силы и время на дорогу до офиса.

Позаботились в компании о велосипедистах и мотоциклистах – для них организована отдельная парковка. Но что еще интереснее – на парковке установлены зарядки для электромобилей, поэтому сейчас многие сотрудники стали задумываться о покупке такого автомобиля – до этого сдерживало отсутствие инфраструктуры.



В компании хвастаются не только системой автоматизации, но и такими, казалось бы, мелочами, как емкостями для сбора использованных батареек или бумаги, которая потом отдается на переработку. Расход бумаги в офисе вообще, надо сказать, контролируется довольно строго. На каждом этаже есть общие принтеры, и если сотрудник что-то хочет распечатать, ему надо воспользоваться своим пропуском. В компании есть специальная служба, которая проверяет расход бумаги. Естественно, здесь внедрен электронный документооборот.

Что ж, не исключено, что такими темпами на крыше офисного здания на улице Двинцев тоже скоро появятся ульи с пчелами – как на крыше офиса в Париже. Пчелы не живут там, где плохая экология, поэтому они вполне могут стать символом экологичности и московского офиса Schneider Electric. 


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно