Ксения

Как разработать успешную бизнес-стратегию, которая приведет компанию к максимальной прибыли?

Джоан Магретта в книге "Ключевые идеи. Майкл Портер" просто и понятно излагает идеи всемирно известного экономиста


Майкл Портер - известный экономист-теоретик, специалист в области изучения экономической конкуренции, идеи которого мировое бизнес-сообщество успешно использует вот уже более 30 лет. Но чтобы изучить все работы Портера комплексно, нужно много времени (которого у предпринимателей-практиков нет). Джоан Магретта в своей книге "Ключевые идеи. Майкл Портер", образно говоря, экстракт его теорий о конкуренции и стратегии - самое важное и ценное, изложенное понятно, лаконично и без обеднения сути.

Магретта около двадцати лет работает с Майклом Портером в тесном контакте, период написания книги - не исключение. Ученый читал рукописи в процессе, вносил свои исправления и коррективы, так что можно с уверенностью сказать, что ничего не исказилось и не потерялось.

Самое главное о стратегии и конкуренции

Важнейший вопрос в научных изысканиях Портера - почему одни компании прибыльнее других? Похожую (но все-таки не аналогичную) тему в своей "трилогии о величии" рассматривал Джим Коллинз. Найти ответ на главный вопрос Майкла Портера хотел бы, наверное, каждый предприниматель. Хотя, разумеется, этот вопрос не мог не повлечь за собой других, не менее интересных, требующих исследований устойчивой выгоды отраслей и бизнеса и регионов. Но поскольку Портер - все-таки ученый, предпринимателям и бизнесменам необходим был подробный и полный путеводитель по его идеям, составлением которого и занялась Джоан Магретта. В нем она рассматривает и распространенные ошибки в толковании, поскольку многие получают информацию о его идеях в очень вольной интерпретации.

В первой части книги "Ключевые идеи. Майкл Портер" в разных аспектах исследуется явление конкуренции, его природа и последствия (кстати, именно благодаря Портеру в обиход вошло понятие "конкурентное преимущество"). Конкуренция по Портеру - не уничтожение соперников, а удовлетворение потребностей клиентов, борьба не за звание лучшей компании, а за уникальность. Вторая часть посвящена стратегии - как секретному оружию против конкуренции. Также в книге есть важное интервью с Портером, в котором есть ответы на те вопросы о конкуренции и стратегии, которые больше всего волнуют руководителей. Ученый отлично понимает проблемы в поведении менеджеров, хотя управленческая психология - и не его специализация.

Книга действительно содержит подробные и обстоятельные ответы на вопросы, почему одни компании прибыльнее других и почему одна компания не сможет скопировать стратегию другой, вернее - почему копировать затратно и бессмысленно. Магретта также объясняет принципы построения стратегий, рассказывает о том, что должно быть в стратегии такого, чтобы ее нельзя было сымитировать: она объясняет это на примерах IKEA и Southwest Airlines. Эти компании существуют уже много лет, у них было много подражателей, но почему-то не один из них не выжил, хотя у них были шансы сымитировать принципы лидеров. Между прочим, по мнению Джоан Магретта, именно IKEA и Southwest Airlines должны были бы получить Нобелевскую премию за стратегию бизнеса, если бы таковая вручалась.

Стратегия - это не "голый" анализ, не попытка предсказать будущее. Она возникает далеко не сразу - процесс разработки и доведения ее до оптимальной формы может занять годы. Однако стратегия - это не путь в темноте наугад, состоящий из одних только экспериментов. Это грамотный синтез двух направлений работы.

Джоанн Магретта призывает помнить, что классические идеи в экономике будут актуальны всегда (в отличие от сиюминутных модных поветрий). Идеи Портера - признанная классика в области экономической конкуренции.

Комментарии

  • Александр Репьев — 19:00, 14.07.2013
    Я был приятно удивлен, увидев в маленькой группке единомышленников аж самого знаменитого Сергея Хромоыв-Борисова. Я не знаю в чем тут дело. Может быть, х/б, который всегда проповедовал маркетинговую и экономическую схоластику, вдруг прозрел? Дай-то Бог! В чем х/б, несомненно, прав, так это в том, что Майкл Портер причинил огромный ущерб экономической и маркетинговой теории. Не в последнюю очередь благодаря ему многие годы американские компании ставили во главу угла не КЛИЕНТОориентированность, а КОНКУРЕНТОориентированность. Мерилом успеха в конкурентной борьбе была доля рынка – доля рынка любой ценой! Постепенно-постепенно пришло понимание того, что борьба за долю рынка – это тупик. Очень хорошо это показал, например, Минитер Р. М. в своей замечательной книге «Миф о доле рынка. Почему «доля рынка» – «золото дураков» в бизнесе». (моя рецензия – http://www.repiev.ru...ket_Share.htm). Вот это настоящая стратегия, которая приводит к прибыли! Почитайте эту книгу. Портер придумал термин «конкурентное преимущество», но что он под этим понимает. Для него: «Конкурентное преимущество – АКТИВЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЛИ ОСОБЕННОСТИ ФИРМЫ, дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Это может быть оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырье, материалы и т.д.» Нетрудно видеть, что перечисленные Портером виды преимуществ бессмысленны на рынке покупателя, если компания не может предложить Клиенту то, что его удовлетворяет. Но в данном определении нет ни слова о его величестве Клиенте. Вообще наш «гуру» Портер Клиента совсем не понимает. Для клиентоориентированных маркетологов конкурентное преимущество – это продающий момент: то, что выделяет предложение среди других предложений В ГЛАЗАХ РАВНОДУШНЫХ, ЗАВАЛЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ КЛИЕНТОВ. Портер придумал две схоластические схемы: «пять конкурентных сил Портера» и т.н. «цепочка ценностей Портера». Возможно, кому-то будет полезен мой анализ этих схем: «Авгиевы конюшни классического маркетинга» – http://www.repiev.ru...Stables-Rus.htm . Я заставил себя прочитать талмуд Портера «Конкуренция» – никому не советую повторять моих ошибок. Слава Богу, пагубность увлечения конкурентной борьбой теперь понимают многие. ПРАКТИКИ БИЗНЕСА: Дон Петерсон, экс-президент Ford Motors: «Душа и сердце конкуренции – это знание того, как обратиться к своим клиентам.» Дж. Уэлч: General Electric: «Качество – лучшая гарантия лояльности потребителей, наша сильнейшая оборонительная линия в конкуренции с зарубежными производителями и единственный способ поддержания устойчивого роста и высоких доходов.» ТЕОРЕТИКИ БИЗНЕСА: Том Питерс: «Не надо участвовать в забеге с конкурентами. Надо ставить свой забег и бежать в одиночку.» Теодор Левитт: «Современная конкуренция развивается не между тем, что компании производят на своих заводах, а между тем, что они «добавляют» к продукту в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для покупателей, финансирования, условий поставок, складирования и других значимых для потребителей ценностей». Мицуаки Симагути: «РАНЬШЕ КОНКУРЕНЦИЯ БЫЛА СРОДНИ ВОЙНЕ. Отобрать долю конкурентов на рынке, получить ее и, соответственно, победить – ЭТО КОНЦЕПЦИЯ УСТАРЕВШЕГО МАРКЕТИНГА. Современный маркетинг – это не война. Это любовь. Любовь к своим потребителям, удовлетворение их запросов. И вся концепция развития компании строится на том, чтобы завоевать эту любовь, а не наказать конкурента. Принципиальный перенос акцента – мы не боремся с конкурентом, пытаясь ухудшить его ситуацию на рынке, а боремся за клиента и этим повышаем свои позиции. Удовлетворяем запрос клиента.» Дорогие друзья, занимайтесь СОВРЕМЕННЫМ маркетингом, маркетингом, ориентированным на Клиента! Это будет вашей самой лучшей стратегией и тактикой.
  • Сергей Хромов-Борисов — 03:24, 6.07.2013
    Мало кто нанес столько вреда стратегическому менеджменту, как М.Портер.
    • frostzxspisemnet
      Рашит Шакиров — 05:41, 6.07.2013
      в чем вред?
  • Виктор З — 06:36, 8.07.2013
    Столько учителей развелось, что весь Запад из кризисов не вылазит. А наши д"эффективные менегеры всю эту чушь на Россию натянуть жаждут - видно, воровать сподручней, пока экономическую политику страны на изнанку выворачивает.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно