Дина

Как сервис такси Uber становится службой доставки для малого бизнеса


Uber построила бизнес на подаче такси в течение пяти минут. Но если компания за пять минут может доставить клиенту автомобиль, то почему бы не доставлять и множество других вещей? Uber решила расширить свою бизнес-модель, параллельно запустив сервис доставки из магазинов и ресторанов в нескольких городах США и Европы. Так компания становится службой доставки "день-в-день" для традиционного бизнеса. В России Uber пока такой услуги не предоставляет, но активно тестирует платформу, говорят в компании. Так что не исключено, что скоро и у нас Uber станет доставлять не только пассажиров, но и посылки. Тем более, как рассказывают участники рынка срочной доставки, рынок этот большой и продолжит расти.

 
Фото: Fotoimedia 


Мечта сооснователя и гендиректора Uber Трэвиса Каланика сбывается: компания расширяет бизнес-модель, стремясь стать логистическим сервисом мечты. Больше года Uber тестировал собственную службу доставки и теперь запустил курьерский сервис UberRush в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Чикаго. Проще говоря, компания больше не экспериментирует с логистикой - она делает то, что многие, в том числе и сам Каланик, ей пророчили.
 

"20% всех поездок в США совершаются с целью переместить вещи из пункта А в пункт Б - и мы тратим на это тысячи часов и галлоны бензина", - пишет Uber в своем пресс-релизе, объясняя свое желание заниматься доставкой. По мнению компании, если каждый местный бизнес будет заниматься доставкой, мы все сэкономим время и энергию.  
 

На данный момент UberRush уже поддержали несколько сотен магазинов, работающих в крупнейших городах США. Среди них Uber называет, например, BlockheadsIndie FreshSam & Lex. Чтобы адаптировать свои услуги к потребностям малого бизнеса, Uber построил особую платформу, которая позволяет ресторанам или ритейлерам вызывать курьеров, когда им поступают заказы на доставку.
 

Чтобы проверить службу доставки Uber, Buzzfeed заказал сок из Indie Fresh, заполнив онлайн-форму. Не было никаких признаков, что ритейлер связан с UberRush. "Мы просто выбрали сок, который хотели, выбрали доставку, указали адрес и платежную информацию - и не прошло и 30 минут, как перед нашей дверью появился курьер на велосипеде с тем самым единственным соком", - описывает свой эксперимент Buzzfeed.
 

Компании, которые пользуются UberRush, платят фиксированную ставку за первую милю и более низкую ставку за каждую последующую (например, в Нью-Йорке это $5,5 для первой мили и $2,5 за каждую последующую). Сложно сказать, выгодно ли это компаниям, у которых нет своей доставки. Например, как пишет Buzzfeed, сок им доставляли из магазина, расположенного примерно в двух милях. Это означает, что стоимость доставки была около $8. Сам сок стоил $10,89, включая налоги, а доставка была бесплатной. Это означает, что Indie Fresh заработал меньше $2,89 на этой продаже, а остальное досталось Uber. Сам Uber в свою очередь, отмечает издание, забирает свои 20-25% комиссионных.
 

Сам Трэвис Каланик говорит, что новые сервисы Uber не представляют угрозы для таких логистических компаний, как FedEx и UPS. "Они доставляют что-то из Чикаго в Лос-Анджелес, а это не наша игра", - сказал он на одной из конференций в сентябре. По его словам, Uber делает бизнес на доставке автомобилей в течение пяти минут, но если вы можете доставить клиенту автомобиль за пять минут, вы можете доставить и много других вещей за это же время, говорит он.
 

Помимо UberRush, у компании есть еще сервис UberEats - служба доставки еды, которая работает в нескольких городах, включая Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Сиэттл, Торонто, Барселону и Париж. В Европе, кстати, таксисты активно протестуют против Uber, поэтому у компании, по сути, нет другого выбора, как менять бизнес-модель.
 

Сколько денег сможет заработать Uber на этих сервисах, пока непонятно. Каланик уже говорил, что сервис UberPool в США, например, является "менее выгодным", чем индивидуальные поездки. А такие компании, как Postmates, которая специализируется на срочной доставке, публично не раскрывают свои доходы.
 

Однако выводы о прибыльности этой затеи можно сделать, например, из того, что недавно Amazon, вдохновившись примером Uber, запустил новую службу доставки Amazon Flex. Первым городом, в котором заработал сервис, стал Сиэтл. Компания предложила водителям доставлять посылки, когда у них будет время: "Будь сам себе боссом: доставляй, когда хочешь и сколько хочешь". Водители будут получать от $18 до $25 в час за доставку посылок, которая должна быть выполнена в течение часа. В планах запустить сервис в Балтиморе, Майами, Далласе, Остине, Индианаполисе, Атланте и Портленде, но конкретных сроков Amazon не ставит.
 

В России Uber пока доставкой не занимается (хотя ключевое слово, пожалуй, "пока"). "Мы постоянно тестируем свою платформу, чтобы понять, какие отрасли могут выиграть от ее применения, - говорит RB.ru генеральный менеджер Uber в Петербурге Михаил Фишер. - Если мы понимаем, что какой-то процесс можно сделать эффективнее, быстрее и дешевле, мы рассматриваем его с точки зрения потенциального направления для расширения собственного бизнеса". По его словам, российский рынок имеет большой потенциал для развития бизнеса Uber. "На этом рынке мы тоже активно тестируем свою платформу: в марте этого года мы доставляли завтраки пользователям в Москве и Петербурге, летом - мороженое в рамках глобальной маркетинговой акции. Мы активно изучаем возможности запуска дополнительных сервисов, но на сегодняшний день наш приоритет - повышение эффективности работы сервиса и снижение времени подачи автомобилей. С момента запуска сервиса Uber в Петербурге оно снизилось в среднем до 4-5 минут", - говорит Фишер.
 

На рынке e-commerce в России за 2014 год эксперты насчитали 200 млн доставок. Примерно 15% заказчиков магазинов хотят, чтобы товар был доставлен срочно, в этот же день. И, наверное, эта цифра будет расти, потому что пока не все понимают, что это в принципе возможно, говорит RB.ru Михаил Александровский, основатель компании Dostavista.ru, которая занимается срочной курьерской доставкой. По его словам, рынок большой и будет только расширяться, поэтому желание Uber идти в эту сферу понятно. Но тут есть проблема, считает Александровский: Uber в России - это в первую очередь сервис такси, и срочно доставить товар по московским пробкам может оказаться проблемой. Кроме того, это может стать в итоге недешевым решением для бизнеса. Но сервис вполне может стать востребованным для доставки тяжелых грузов, возможно, займет свою нишу, не исключает основатель Dostavista.ru. Впрочем, он не видит в Uber потенциального конкурента и не боится новых инициатив сервиса. Он рассказал, что сегодня пока много компаний содержат свою службу доставки, но иметь собственных курьеров для срочной доставки, по его словам, не очень эффективно: "Предсказать всплески спроса трудно, а держать штат курьеров в расчете на самый максимальный спрос - дорого. Если же сократить число курьеров, то всегда будут возникать ситуации, когда курьеров нет".


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно