Как сохранить "душу" компании во время кризиса


В кризисные времена особенно актуальным становится вопрос, нужно ли компании расширяться и пытаться увеличить прибыль. Главный редактор популярного журнала о бизнесе Inc. Бо Бёрлингем изучил истории 14 успешных фирм, отказавшихся от роста, и теперь твердо уверен: торопиться с расширением не стоит. Иначе вы рискуете потерять даже то, что у вас уже есть. О своем исследовании журналист рассказал в книге "Великие, а не большие". Автор считает, что компания может быть маленькой, но при этом по-настоящему выдающейся и лучшей на своем рынке. У всех таких фирм есть общие черты:


Фото: Fotoimedia

1. Они стремятся стать лучшими в своем деле. Высокое качество их работы признали независимые организации внутри и за пределами их отраслей. Не случайно у всех них была возможность привлечь большой капитал, стремительно расти, заниматься слияниями и поглощениями, расширяться территориально, в общем - идти по пути, проторенному успешными предшественниками.
 

Однако они решили поставить во главу угла не рост доходов или территориальное расширение, а другие цели, более важные для них, чем стремление расти как можно быстрее. Для этого им пришлось сохранить статус компаний частной формы собственности и оставить большую часть акций в руках одного человека или небольшой группы единомышленников, а в нескольких случаях - сотрудников.
 

2. У них очень тесная связь с регионами, в которых они ведут бизнес. Это не просто вклад в жизнь сообщества, а нечто гораздо большее. Компания, работающая в "человеческом масштабе" в одном районе, может быть частью местного сообщества, не подминая его под себя. СЕО и другие топ-менеджеры могут налаживать личные отношения с соседями, лидерами местных некоммерческих организаций, остальными членами делового сообщества и госслужащими. Этим отношениям свойственны внимательность, интенсивность и серьезность, которые по мере расширения труднее сохранять.
 

Крупная компания с филиалами по всей стране или миру может заниматься благими делами, бережно относиться к природе и строго придерживаться этических принципов, жертвовать огромные суммы достойным организациям, спонсировать множество благотворительных мероприятий. Но такая компания, а точнее, ее сотрудники не способны на подобное взаимодействие с конкретным районом, которое влияет на обе эти стороны и обеспечивает их взаимное удовлетворение, как ничто другое.
 

3. Им свойственно создавать очень тесные и теплые отношения с клиентами и подрядчиками. Этому способствуют личные контакты и возможность общаться индивидуально. Руководитель маленькой компании зачастую сам берет на себя ответственность и делает ради клиента все, что от него зависит. В итоге возникает особое чувство единения. А довольные подрядчики и клиенты пишут множество писем, чтобы выразить фирме свою благодарность.
 

Самый короткий путь к установлению таких связей - искренне интересоваться проблемами людей и пытаться помочь им от всего сердца. Например, владелец ресторана выходит, чтобы лично извиниться за какой-либо инцидент. Или официант ставит цветы на заказанный столик, потому что помнит супружескую пару, которая не первый раз отмечает годовщину свадьбы в этот день именно за этим столиком. Разумеется, в крупной фирме столь тесные отношения с клиентами невозможны.
 

4. Они могут похвастаться необыкновенно сплоченным коллективом. Эти компании стремятся помогать сотрудникам и удовлетворять самые разные потребности персонала: социальные, духовные, эмоциональные, творческие. Работники получают не только зарплату, но также заботу, внимание, доброту и уважение.
 

Не зря сотрудница ECCO в Бойсе Мишель Говард отзывается о своей работе так восторженно: "Мне нравится ECCO такой, какая она есть. Я так благодарна Богу за то, что он послал мне эту работу, за все, чему я тут научилась, за уважение и любовь, которые мы тут чувствуем! ECCO заботится о своих людях, а мы заботимся друг о друге. Не могу представить, чтобы я ушла в другое место. Я останусь здесь, пока мне это позволят. Я хочу помочь сделать эту компанию как можно успешнее. Я знаю: если бы случилось что-нибудь ужасное, ECCO сделала бы максимум возможного и для меня, и для всех, кому бы это понадобилось".
 

5. Страсть основателей и руководителей фирмы. Они обожают то, чем занимаются, и не представляют себя на другом месте.  На чем бы они ни специализировались - моде, общественном питании, строительстве, спецэффектах, музыке, хранении документов или производстве пива - они чувствуют любовь и к процессу, и к результату работы. Их подпитывает радость от того, что они дают миру нечто замечательное и уникальное. Они обычно сильно привязаны к сотрудникам, клиентам и самой фирме, поэтому их трудно назвать профессиональными управленцами, но именно в таком отношении заключено особое обаяние маленьких компаний.
 

Например, вот так говорит о своей работе дизайнер Селима Ставола: "Представляете, когда я утром просыпаюсь, это лучший час для меня: ведь я так рада, что пойду на работу! Когда я жила в Нью-Йорке, то ставила будильник на 3:30 утра и садилась на поезд в 5:04. Я вставала бодрая и радостная, потому что собиралась на работу. Я слышу от других: "Поскорее бы уже отпуск!" Я считаю, что день, когда вы так чувствуете себя, выпадает из вашей жизни. Просто грех быть несчастным, если вы можете просыпаться с радостным ожиданием нового дня! Работа должна приносить удовольствие, и клиенты тоже. Все сводится вот к чему: вы сами рады, когда погружаетесь в новый день?"
 

Не стоит слушать многочисленных советчиков и доброжелателей. Не обязательно поддаваться давлению коллег, считающих, что вам пора перейти на новый уровень. Успех определяется не ростом прибыли и расширением компании, а тем, насколько вам комфортно работать. И если  небольшой бизнес приносит вам радость - просто наслаждайтесь им. Меняться нет никакой необходимости.

По материалам книги "Великие, а не большие"


Комментарии

  • Михаил Коротких — 19:44, 23.03.2015
    Если перед ишаком держать морковку, привязанную к палке веревкой, то он будет бежать и тащить на себе еще чурку, пока не упадет.Не статья, а сахарный сироп, даже во рту противно стало.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно