Ксения

Как в компаниях поощряется инициатива сотрудников?

Оказывается, во многом это зависит от сферы бизнеса


Инициатива не всегда наказуема. Наоборот, в большинстве российских зарубежных компаний она приветствуется, а в некоторых из них даже созданы особые программы поощрения и вознаграждения инициативных сотрудников. Аналитики кадрового холдинга "АНКОР" в ходе исследования выяснили, как рядовой персонал участвует в принятии управленческих решений.

64% респондентов отметили, что в целом конструктивные инициативы по улучшению бизнес-процессов в их компаниях приветствуются, но официальной процедуры их оформления пока нет, а около 19% опрошенных сообщили, что к инициативам в их организациях относятся положительно, и они даже официально закреплены. Лишь в 14% компаний выдвижение инициатив сотрудников не приветствуется.

Оценка инициатив зависит от сферы бизнеса

Любопытен факт влияния отраслевой специфики на отношение к участию персонала в принятии управленческих решений. К примеру, в сфере IT и телекоммуникаций совершенно отсутствует негативное отношение руководства к инициативам сотрудников. А в сфере розничной торговли и FMCG 19% респондентов ответили, что инициативы и новые идеи в их компаниях не находят отклика, а если и приветствуются, то только при наличии обоснований, расчетов и прогнозов. При этом финансовое вознаграждение за предложенные идеи больше других ожидают сотрудники банковской и финансовой сферы (41%), по сравнению, например, с фармацевтикой (24%).

Более трети сотрудников готовы предложить свои идеи безвозмездно

По результатам опроса, 90% респондентов ответили, что у них есть идеи по улучшению бизнес-процессов в компании (всего 10% ответили на этот вопрос отрицательно). При этом 34% сотрудников готовы предложить идеи руководству на безвозмездной основе, а 33% уже сделали это. 26% сотрудников ожидают какого-либо материального или иного поощрения за свои инициативы.

Лишь в половине случаев идеи сотрудников успешно реализуются руководством

52% респондентов сообщили, что их конструктивные идеи успешно принимаются руководителями к реализации, а другая половина (порядка 48% участников опроса) сообщила, что их инициативы, напротив, вовсе не принимаются во внимание и даже могут вызвать негативную реакцию со стороны руководства. При этом решения руководителей о поддержке инициатив и их дальнейшей реализации существенно зависят от отраслевой специфики. Например, в сфере оборудования за предложенный и реализуемый проект ответственен сам сотрудник (47%), а в сфере строительства ответственность в равной степени несут как сотрудник (38%), так и руководитель (38%).

Обязательно предоставлять обратную связь

"Достаточно часто сотрудники не высказывают свои предложения, боясь быть непонятыми или, что гораздо хуже, боясь совершить ошибку, которая повлечет за собой неприятные последствия. Сотрудник должен чувствовать доверие со стороны руководства, знать, что если предложение не сработает, или не даст ожидаемого эффекта, то его не обвинят в ошибке и не накажут. Причем чем выше статус сотрудника, тем актуальнее для него данное право", - говорит директор по персоналу кадрового холдинга "АНКОР" Елена Жуланова.

Также эксперт считает, что для большинства сотрудников важна уверенность в том, что предложение будет рассмотрено и востребовано, что компании действительно интересна каждая идея. Именно по этой причине по каждому предложению необходимо предоставлять обратную связь его автору: принято ли оно к рассмотрению, а если нет, то почему. Материальное поощрение - это дополнительный фактор, который должен выступать именно в качестве дополнения, как подтверждение того, что руководство компании ценит инициативу сотрудника, признает его вклад.

"Тем не менее, иногда это "дополнение" может быть достаточно весомым: так, мне известны примеры, когда компании выплачивали работникам определенный процент от годового экономического эффекта, достигнутого в результате внедрения их рациональных предложений. Если компания заинтересована в получении мнений и предложений от сотрудников, руководство должно создавать и постоянно поддерживать атмосферу, при которой люди будут уверены, что их идеи нужны, и тогда они захотят ими делиться и будут готовы их прорабатывать", - отмечает Елена Жуланова.

Опыт ГК "Новард"

"Инициативные сотрудники, особенно те, которые являются обладателями свежего, нестандартного взгляда, большого жизненного и профессионального опыта в сочетании с неравнодушным отношением к делу являются большим подспорьем как для  руководителей компании, так и для компании в целом.

Работа с такими сотрудниками - задача непростая. Их нужно постоянно поддерживать, вдохновлять и мотивировать на новые открытия, создавать условия для развития их возможностей и потенциала. Материальные стимулы здесь несомненно важны, но возможность проявить себя, быть услышанным, увидеть реализацию своей идеи на практике, получить признание - подчас вдохновляет инициативных  коллег не меньше, чем награда в денежном эквиваленте.

Формы признания, поощрения и продвижения наиболее инициативных могут быть самые различные. Так, например, в настоящее время в группе компаний "Новард" стартовал  очередной  общекорпоративный конкурс "Созидаем с любовью", в рамках одной из престижных номинаций которого представляются реализованные нашими коллегами инициативы - новые продукты, бизнес- и управленческие технологии, решения, акции и т. п., которые привели к созданию новой ценности, совершенствованию существующих практик и процессов. Выдвигаемые инициативы могут быть реализованы в различных направлениях деятельности - как бизнесе компании, так и в части вспомогательных и управленческих процессов. Уважение, признание коллег и достойный подарок нашим победителям гарантированы", - делится опытом директор по персоналу и организационному развитию ГК "Новард" Наталия Сыс.

Исследование на тему "Участие персонала в принятии управленческих решений" было проведено в мае-июле 2012 года кадровым холдингом "АНКОР". В нем приняли участие 379 специалистов и менеджеров среднего звена из разных городов России, сотрудники как российских (48%), так и зарубежных компаний (52%). Большинство из них работает в розничной торговле и сфере товаров народного потребления (22%), а также в фармацевтике (11%), банковской сфере и инвестициях (9%) и др.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно