Александра

Как заставить директора работать ради счастья подчиненных

Бывший топ "Тройки Диалог" рассказал о поездке на Кубу, премии в $10 млн, прыжке с парашютом и других секретах мотивации


Эксперт в области Human Resource Гор Нахапетян рассказал, как заставить руководителей изменить принципы работы, чтобы сделать сотрудников счастливыми, на примере “Тройки Диалог”, в управлении которой он когда-то участвовал.

Справка

 

Гор Нахапетян с отличием окончил факультет прикладной математики Ереванского государственного университета в 1991 году, играв в КВН в составе команды ЕрМИ, которая дважды становилась чемпионом.

В 1992 году работал в “Диалог Банке” менеджером по продажам и старшим экономистом, через год перешел в отдел продаж “Тройки Диалог”, где в 1994 году создал и возглавил бэк-офис. В 1996 году возглавил Управляющую компанию “Тройка Диалог”. В 2001 – 2003 годах Нахапетян участвовал в реструктуризации ОАО “Росгосстрах”, где был вице-президентом.

С июля 2009 года Нахапетян - член Координационного совета Московской школы управления “Сколково”, c января по август 2013 года курировал кадровые вопросы в “Сбербанке” в должности вице-президента. Сейчас - член Попечительского Совета Фонда Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, владелец сети ресторанов “Этаж”.

Пять мотиваторов

“Корпоративная культура - это модель поведения топ-менеджеров. Мы можем фантазировать, продавать идеи, что-то делать, но ничего не получится, если это не совпадает с принципами топ-менедежера”, - считает Гор Нахапетян.

По мнению эксперта, существует пять мотивационных факторов: страх, признание, деньги, власть и удовольствие. “В советское время мы жили в страхе, а наш успех не измерялся признанием, - считает Нахапетян. - Сегодня большинство топ-менеджеров уверены, что главный мотиватор - это страх”. Причина, по словам Нахапетяна, кроется в том, что сегодня в России практически нет безработицы и нет страха потерять работу. При этом в стране есть демографическая “яма”, поэтому идет битва за таланты. Старшее руководстве этого не понимает, уверен Нахапетян. “Топ-менеджер считает, что он бог, потому что он предлагает возможность - работу. Значит его должны бояться, - рассуждает эксперт. -  Во многих больших компаниях система строится на устрашении: у топ-менеджера есть личный секретарь, большой кабинет и отдельный туалет - потому что бог не может ходить в один и тот же туалет с нижестоящими сотрудниками”. Такой подход начисто лишает возможности непосредственного общения высокого начальства и подчиненных, которые стоят на самых нижних позициях в компании.

Сила общения

Нужно усиливать внутренние коммуникации. “Наши руководители не любят рассказывать о своих целях. Потому что так им проще. Топ-менеджер может дать интервью прессе, но ничего не рассказать сотрудникам”, - считает Нахапетян. По его словам, такая практика отношений в коллективе приводит к двойным стандартам.

“В одной из компаний, где я работал, было 40 каналов коммуникации, все эти каналы действовали каждый день”, - рассказал Нахапетян. Это нужно для того, чтобы одинаковую информацию понятно донести до всех сотрудников. Внутри организации всегда есть субкультуры, значит общаться с ними нужно по-разному, а также слышать и слушать разные группы разных людей.

Буквальное воплощение заветных желаний

“Кружку по выжиганию по дереву требуются: учителя, ученики и смысл”, - напомнил старую шутку бывший участник КВН Нахапетян. Эксперт уверен, что для счастья сотрудников нужно сделать их жизнь в офисе осмысленной и интересной - для этого нужно придумать игру.

“Есть несколько ценностей: клиенты, сотрудники, репутация, общество. Мы выбрали еще одну ценность - юмор. Мы просто не брали на работу людей без чувства юмора, потому что юмор убивает страх, - рассказал Нахапетян. - Я расскажу об одином кейсе “Тройки-диалог” и расскажу вам о том, как мы играли и баловались”.

“Мы придумали миссию компании - “Мы создаем будущее сегодня, чтоб завтра подняться выше мечты”. Да, звучит пафосно, но это наша история”, - рассказал Нахапетян. По его словам, этот лозунг применялся на практике буквально. Для новых сотрудников устраивали опрос - на листочке они писали свои заветные желания. “За полдня после сбора листочков мы выбирали три желания и воплощали их. Например, покупали путевку на Кубу, щенка лабрадора и платье от Prada, - рассказал Нахапетян. - А когда дарили, напоминали фразу из киноленты “Курьер” - “Вот тебе пальто, теперь мечтай о чем-то более возвышенном”.

Серьезные игры

Капитализация “Тройки Диалог” в 2004 году составляла 20 млн долларов, в компании было порядка 600 сотрудников. Руководство поставило цель -  в будущую пятилетку увеличить капитализацию до 350 млн долларов, чтобы компания стоила 1 млрд долларов. Второе обещание - сделать “Тройку-диалог” компанией мечты. В случае исполнения обещаний председатель совета директоров Рубен Варданян пообещал выделить 10 млн долларов и поровну разделить между всеми сотрудниками “Тройки-диалог”. В случае достижения второй цели, сотрудникам обещали устроить “самую грандиозную в мире корпоративную вечеринку”. И, наконец, сам Варданян обещал перебороть свой главный страх - боязнь высоты - и прыгнуть с парашютом.

“В итоге к 2007 году “Тройка Диалог” дважды получила премию “HR года”. В списке лучших работодателей на первом месте была Администрация президента, затем - Газпром, Лукойл, Microsoft, Apple, Google и “Тройка Диалог”. Но мы все равно подумали и решили, что мы - первые”, - рассказал Нахапетян.

Результат превысил ожидания ровно вдвое: к этому времени “Тройку диалог” оценили в 2 млрд долларов. “Сначала, как и обещали, выделили 10 млн долларов и раздали премии сотрудникам. А потом выделили еще 10 млн - и оформили в виде подарка. В этом случае деньги не облагаются налогов по закону”, - добавил Нахапетян.

Состоялась обещанная вечеринка, которую устроили для “тройковцев” в московском парке “Коломенское”. Кроме гуляний, был концерт, где “на разогреве” выступил впервые приехавший в Россию (и сразу - на корпоратив) американский певец Принс, а потом для сотрудников “Тройки Диалог” пела Земфира.

Кроме того, глава “Тройки Диалог” Рубен Варданян действительно прыгнул с парашютом вместе с инструктором. Об этом был снят мини-фильм, который продемонстрировали всем присутствующим.

Выступление Гора Нахапетяна состоялось на бизнес-мероприятии People Management ReForum "Winning The Hearts" ("Выигрывая сердца").  


Комментарии

  • Виктор Заев — 12:09, 13.11.2013
    “В советское время мы жили в страхе, а наш успех не измерялся признанием, - считает Нахапетян. - Сегодня большинство топ-менеджеров уверены, что главный мотиватор - это страх”. ========================== Что за бред?
  • Worker Worker — 17:18, 13.11.2013
    НЕ ВЕРЮ (по Станиславскому!)- с 2007 г МНОГО воды утекло! Больше премии и корпоративы НЕ В МОДЕ - особенно для рядовых сотрудников. Для тех - кто участвует в прибылях - может и достается что-то(?) Вобщем статья дешевка - ВРАНЬЁ и хвастовство! Преуспевание компании - не отрицаю - оно держится на жесточайшей эксплуатации наемных работников! Спрошу - СКОЛЬКО % от заработанного получают сотрудники компании? Хорошо если 20%! А так 14- 15%. Сравним с Швецией и США - там соответственно - 70% и 65!
  • Worker Worker — 17:25, 13.11.2013
    А "безработицы в РФ - нет?? ДЛЯ кого - для дворников и подсобных рабочих? (там и так одни гастарбайтеры- русских туда не берут). А Инженеры настоящие - ЗА НАСТОЯЩУЮ зарплату?? Увы - вакансий нет - потому- что НЕ НАДОБНЫ! Продавцы нужны! А остальные места заняты родствениками и друзьями родствеников - и есть ещё парочка "пахарей" (трудоголиков- у них свои тараканы в башке)- которые ВСЮ работу и делают!
  • Александр Бирке — 17:49, 13.11.2013
    “В советское время мы жили в страхе, а наш успех не измерялся признанием, - считает Нахапетян. - Сегодня большинство топ-менеджеров уверены, что главный мотиватор - это страх” - зачОтный бред. Трепло какое-то разводное, такое впечатление по тексту. "Но мы все равно подумали и решили, что мы - первые” - нет слов... no comments, как говорится. "Эффективный манагер" в полноцвете.
  • Ирина Прудова — 18:45, 15.11.2013
    Чушь какая-то... “В советское время мы жили в страхе, а наш успех не измерялся признанием, - считает Нахапетян. - Сегодня большинство топ-менеджеров уверены, что главный мотиватор - это страх” - это он о себе и/или своих "друзьях"?! Я в советское время не работала, работали мои родители. Они никогда не испытывали страха перед руководством, так воспитали меня и моего брата. Если работник профессионал, он не побоится указать начальнику на его неправоту, даже будучи уверенным что его уволят - профессионал, уверенный в своих знаниях и опыте прекрасно знает, что работу он найдет, и облизывать чьи-то ж-пы из какого-то мифического страха перед работодателем не будет. Если работодатель профессионал, то конструктивную критику, даже если она исходит от подчиненного, он и воспримет профессионально, прислушается к его мнению. А если нет, то грош цена такому работодателю, и нет смысла продолжать на него работать. Бояться работодателей могут только непрофессионалы, которым некуда больше деться.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно