Ксения

Каким будет 2013 год для стартапов и интернет-проектов?

Прогнозами поделились российские и зарубежные инвесторы


В уходящем году в российские инновационные бизнесы инвесторы вложили весьма внушительные суммы (и большинство считают свои вложения крайне удачными). Каковы были основные тенденции в этой сфере в 2012 году? И что готовит с точки зрения инвестиций в инновации год грядущий?

Об этом в рамках круглого стола на TechCrunch Moscow 2012 рассказали известные российские инвесторы.

Чем запомнился 2012 год?

"В этом году мы инвестировали в восемь компаний, три из них - в интернете. И 2012 стал для нас в некоторой степени "отрезвляющим" годом в плане инвестиций в интернет. Один предприниматель недавно сказал, что чтобы построить действительно большую компанию, нужно не год, не два и даже не пять лет, а как минимум десять. За этот год мы, "живя" с компаниями в качестве инвестора, увидели те проблемы, с которыми сталкивается любой стартап, даже успешный. И это при том, что мы закрывали сделки на достаточно поздних стадиях - это были раунды В и С. Все эти компании имеют те же проблемы, что и компании, еще "не вступившие" в раунд А", - рассказывает руководитель венчурного бизнеса "ВТБ Капитал" Айдар Калиев.

Самая большая проблема для российских компаний, по мнению Айдара Калиева, - капитал и доступ к нему. Российская венчурная индустрия развивается стремительно. Но опыт "ВТБ Капитал" показывает, что даже при наличии прекрасных предпринимателей, партнеров, рынков для развития, соинвесторов, привлечение капитала в российских условиях - некий challenge, который ложится в первую очередь на плечи предпринимателя и тех инвесторов, которые решили рискнуть первыми.

"Этот год мне запомнился, например, тем, что очень многие начали называть себя предпринимателями, потому что уже что-то создали. Конечно, например, в Израиле ситуация в этом смысле гораздо лучше, многие бизнесмены создают по 3-5 успешных компаний. В России действительно появилось посевное финансирование, но переходят от него к следующему профессиональному раунду очень немногие компании. В 2012 году успешно закрытые инвестиции в раунде А можно буквально пересчитать. Но, например, в портфеле Fastlane Ventures много компаний, которые закрыли раунд В и начинают двигаться к раунду С. Мы добавляем им профессионализма, сокращаем время до выхода на показатели безубыточности, возможности генерации прибыли. Да, у нас значительная доля в бизнесах, но на начальных этапах и мы серьезно рискуем: несмотря на проверенную бизнес-модель, все равно есть множество препятствий для создания успешного бизнеса", - комментирует генеральный директор Fastlane Ventures Марина Трещова.

Многие компании стараются выходить на международные рынки как в попытке привлечь капитал, так и разместить российские деньги за границей, и этот год - не исключение.

Член совета директоров FastLane Ventures Кенес Ракишев, предприниматель и инвестор из Казахстана, сделал несколько инвестиций в стартапы (в израильскую компанию Mobli, в облачный медиасервис TriPlay и Net Element, которая удачно разместилась на NASDAQ). По словам Кенеса Ракишева, в качестве основного направления инвестиций он видит российские интернет-компании (в частности, потому что Россия, Казахстан, Украина и Беларусь образуют единое экономическое пространство). Кроме того, он называет перспективным и азиатское направление (не только Казахстан, но и юго-восточную Азию).

"Тренды в мире сильно изменились. Конкурентоспособность Кремниевой долины падает, некоторые израильские компании опередили ее в технологическом плане. Нью-Йорк становится одним из основных центров развития технологий. Это взаимопроникновение хорошо и полезно для всех", - говорит Кенес Ракишев.

Must have для привлечения инвестиций

На что необходимо в первую очередь обратить внимание предпринимателю, чтобы привлечь средства? По словам основателя и управляющего партнера компании "Все инструменты.ру" Виктора Кузнецова, первое - команда, в которую будут инвестировать.

"Идея - это хорошо, но если нет лидера, основного "костяка" и веры в эту идею, то все остальное уже не имеет значения", - уверен Виктор Кузнецов.

Второе - эта самая идея и рынок (в контексте его развития, роста, масштаба). Проанализировав эти факторы, можно делать прогнозы, насколько проект будет интересен инвесторам.

"Безусловно, от года к году я вижу, что ангельских фондов, фондов, которые хотят инвестировать, предлагают деньги, ищут, куда их вложить, становится все больше. Если три-пять лет назад не было никаких бизнес-инкубаторов и фондов, то сейчас их достаточно, причем есть такие фонды, которые готовы профессионально поддержать, обучить, помочь получить опыт и взять на себя какие-то обязанности, чтобы у предпринимателя была возможность заниматься основной бизнес-идеей, а не сопутствующей инфраструктурой, особенно сложной в российских условиях. На мой взгляд, инвестиции есть, фондов много, но нужно "гореть", любить идею и с этим двигаться вперед", - отмечает Виктор Кузнецов.

Что такое "долина смерти", и как ее миновать

Предпочтительный размер инвестиций для венчурного фонда - от $1,5 млн и выше. Естественно, потребность, возникающая после первого раунда инвестирования, ниже. Существует определенный разрыв, который многие консультанты называют "долиной смерти": средства первого раунда уже исчерпаны, а чтобы дотянуться до следующих инвестиций, нужно показать гораздо более высокие результаты, а их нет, безубыточность не достигнута.

"Большая проблема стартапов такова: например, компании 12 недель от роду, а ее основатель утверждает, что она уже стоит $40 млн. С заходом инвестиций на раунде А, в той "долине смерти", о которой мы говорили, важно адекватно оценить рынок, продукт, стоимость. С этим у компаний зачастую проблемы, и поэтому здесь должны помочь бизнес-ангелы. Почему не внешние консультанты? Потому что лучший совет даст тот, кто напрямую заинтересован в успехе этого бизнеса. Кроме того, основатели компаний в этом случае понимают, что несут ответственность за инвестиции не перед каким-то обезличенным фондом, в котором может быть несколько директоров, а перед конкретным человеком", - поясняет управляющий партнер Startobaza Светлана Никифорова.

"Как миновать "долину смерти"? В числе прочего, нужно быть максимально честным и откровенным со своими инвесторами: говорите, сколько вам действительно необходимо денег для роста, рассказывайте о планах и достижениях, о том, что пошло не так. К сожалению, предприниматель - самый одинокий человек в мире. Он отражает атаки рынка, конкурентов, сотрудники хотят от него больше денег и более удобный офис, клиенты хотят выполненных заказов. Поэтому необходимо быть открытым с правильно выбранным инвестором, чтобы миновать "долину смерти". В нее попадает каждая компания, и нужно постараться пройти этап с наименьшими потерями", - говорит партнер Ernst&Young в Израиле Ерам Титц.

Прогнозы на 2013 год и пожелание инвестиционному сообществу

"Единственной интересной и "неотыгранной", на мой взгляд, сферой для инвестиций в России является интернет. Это, впрочем, касается и мирового уровня. Недвижимость и прочие привлекательные недавно сферы уходят на задний план. Я надеюсь, что вскоре у состоятельных инвесторов произойдет сдвиг в сознании, процесс уже начался, и мы всячески готовы помогать этому", - говорит Айдар Калиев.

"Хотелось бы увидеть от большей части венчурных фондов, созданных в России, ту активность, которую от локальных VC на ранних стадиях действительно надо видеть. И естественно, правильнее с их стороны было бы поддерживать предпринимателей, которые работают именно на российском рынке", - отмечает Марина Трещова.

По словам Кенеса Ракишева, особенность российского интернет-бизнеса в том, что в нем есть стартапы, идеи и команды, которые только начинают действовать, и есть гиганты, вроде "Яндекса" и Mail.ru Group. Успешных бизнесов "среднего" уровня в России практически нет.

"Я разговаривал с представителями Henderson, Sequoia - они не хотят приходить в Россию именно из-за отсутствия этой средней прослойки, потому что есть только маленькие проекты. Но мой совет молодым предпринимателям - никогда нельзя "сидеть" в рамках России, необходимо быть динамичными. Я думаю, в Израиле ни один стартап не начинается как исключительно израильский - у предпринимателей более глобальный взгляд. Конечно, российский рынок очень привлекателен, но проекты должны быть с расчетом на международную перспективу", - рекомендует Кенес Ракишев.

Как отмечает Светлана Никифорова, Россия постепенно догоняет Запад и США. Но чтобы получать инвестиции из-за границы, необходимо становиться более технологичными. Нужно разрабатывать свое, а не повторять уже сделанное.

"Каковы мои прогнозы на 2013 год? Если говорить об областях, которые будут развиваться, это, на мой взгляд, облачные решения, сервисные проекты - такие, как YouDo, Workzilla. Также будет очень активно расти сегмент e-commerce, появятся тысячи новых магазинов. В 2012 году количество интернет-магазинов в России увеличилось вдвое. Не могу назвать точных цифр относительно следующего года, но уверен, что рост будет масштабным. Также я думаю, что 2013 и 2014 станут годами, когда мы увидим очень большие инвестиции в e-commerce проекты, потому что сейчас все находятся на стадии выстраивания инфраструктуры. Все вкладывают в логистику, и IT, меняют свои системы на professional", - поделился мнением Виктор Кузнецов.

Инвесторы высказали еще одно предположение глобального уровня: вполне вероятно, что в ближайшее время (в частности, в 2013 году) будет интересно наблюдать за противостоянием Google и Amazon. Ведь люди приходят в интернет удовлетворять свои потребности в покупках, услугах, а Amazon в этой сфере продвигается очень быстро. В целом инвесторы согласны, что 2013 год пройдет под знаком электронной коммерции.

Комментарии

  • Игорь Андреев — 13:58, 11.12.2012
    12 лет пустых обещаний и воровства. Банановая страна, где все бананы во власти.
  • Артем Кузнецов — 12:02, 14.12.2012
    Кенес дело говорит, глобальней нужно думать, не стоит в рамках одной страны замыкаться, а у нас постоянно каждый проект в рамках одной страны если ни города

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно