Архив rb.ru

Когда не действует ОСАГО

Архив rb.ru
Марат

Марат

Страхование гражданской ответственности автомобилистов уже прочно вошло в нашу жизнь.

Когда не действует ОСАГО
Присоединиться
Виновники ДТП дышат теперь "легко и свободно", переложив все заботы по выплате страхового возмещения на плечи страховых компаний. Несмотря на это, в ряде случаев страховая компания либо вообще не обязана выплачивать деньги потерпевшим, либо, выплатив их, имеет право взыскать их владельца автомобиля.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) от 25.04.2002 N 40-ФЗ (далее - Федеральный закон) к страховым рискам не относится:

  1. Причинение вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования. В этом случае потерпевший вправе требовать возмещение причиненного ущерба непосредственно с причинителя вреда.
  2. Причинение морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды. Это связано с тем, что  Федеральный закон направлен на возмещение потерпевшим так называемого реального ущерба, то есть такого ущерба, который поддается оценке. Размер морального вреда - величина субъективная и не подлежит оценке используемыми на сегодняшний день методами. То же самое относится и к возмещению упущенной выгоды. Ее размер определяется потерпевшей стороной, а окончательная оценка остается на усмотрение суда.
  3. Причинение вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах. Риск причинения вреда в указанных случаях очень высок и относится к так называемым профессиональным рискам, страхование в этом случае экономически нецелесообразно.
  4. Загрязнение окружающей среды.
  5. Причинение вреда воздействием перевозимого груза (если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования перевозимого груза). Такое исключение призвано не допустить двойной страховой выплаты по одному страховому событию.
  6.  Причинение вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования. Это также связано с желанием законодателя исключить возможность двойной страховой выплаты, так как работник кроме всего прочего является участником обязательного социального страхования.
  7. Обязанность по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику. Это исключение объясняется тем, что работодатель не является непосредственным потерпевшим при использовании транспорта, его убытки вторичны, производны. Кроме того, здесь нет таких признаков гражданской ответственности, как причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего.
  8. Причинение водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу. Если транспортное средство, груз, перевозимый на нем, или установленное на нем оборудование принадлежат не водителю, а другому лицу, значит, оно доверило ему эту перевозку на основании трудового или гражданско - правового договора, в рамках которого и должны учитываться соответствующие риски и определяться ответственность за убытки.
  9.  Причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке. Причины, по которым этот риск исключен, аналогичны тем, что указаны в предыдущем пункте.
  10. Повреждение или уничтожение антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности. Основной причиной появления данного ограничения служит их высокая по сравнению с объектами обычного гражданского оборота стоимость. К тому же во многих случаях повреждения особо дорогого имущества реальные потери потерпевших, естественно, даже близко не могли бы быть компенсированы в пределах установленных в законодательстве лимитов ответственности страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности - 160 тыс. рублей при повреждении или уничтожении имущества двух и более лиц и 120 тыс. рублей, когда причинен ущерб имуществу одного потерпевшего. Третья причина - сложность определения стоимости такого имущества.
  11.  Обязанность владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором). Иными словами, страховщик не обязан компенсировать потерпевшему  сумму превышающую лимит ответственности (160 и 120 тысяч рублей соответственно). Последний вправе обратиться с иском к причинителю вреда (владельцу транспортного средства) о возмещении разницы между лимитом ответственности и действительным размером ущерба.

Право страховщика на регресс


Говоря о случаях, когда ОСАГО не применяется, нельзя не упомянуть и о тех случаях, когда страховая компания, выполнив свою обязанность по выплате страхового возмещения, получает право потребовать эти деньги с причинителя вреда, то есть виновника ДТП (право регрессного требования). В соответствии со ст. 14 Федерального закона право регрессного требования возникает у страховщика в следующих случаях если:

  • Вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего. Это случаи, когда причинитель вреда по каким-то причинам целенаправленно стремился к совершению ДТП (попытка самоубийства, месть и т.д.).
  • Вред был причинен лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).
  • Лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Например, имея права категории "В", водитель причинил вред, управляя транспортным средством подпадающим под категорию "С".
  • Лицо скрылось с места ДТП.
  • Лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Другими словами виновник ДТП "не вписан в страховку", если полисом предусмотрено ограниченное число лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
  • Страховой случай наступил при использовании лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования). Приобретая полис ОСАГО необходимо иметь в виду, что факт его приобретения не всегда означает начало его действия, которое всегда указывается отдельной строкой в полисе. На практике встречаются курьезные случаи, когда старый полис уже прекратил свое действие, а новый еще не начал.
Подводя итог всему вышесказанному, напрашивается вывод о том, что не стоит воспринимать ОСАГО как абсолютную защиту от финансовых претензий потерпевших от ДТП. Необходимо тщательно следить за состоянием страховых документов и тем, кому вы доверяете управление своим автомобилем.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В Китае стартовали продажи первого электромобиля Xiaomi
  2. 2 Поездки на «Яндекс Такси» станут бесплатными при массовых эвакуациях
  3. 3 «Делимобиль» начнет работать в Сочи
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда