Архив rb.ru

Когда пиарщику стоит начинать сольную карьеру

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

В кризис PR-специалисты – одни из тех, кто попадает под удар, ведь расходы на маркетинг урезают в первую очередь.

Когда пиарщику стоит начинать сольную карьеру
Присоединиться

В кризис PR-специалисты – одни из тех, кто попадает под удар, ведь расходы на маркетинг урезают в первую очередь. Так, 36% крупнейших работодателей заявили, что сократят расходы на PR в 2015 г. RB.ru расспросил специалистов индустрии о том, стоит ли использовать кризисное время для старта сольной карьеры.


Фото: Fotoimedia

 

Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner, переехала в Москву из Новосибирска. До переезда в столицу имела собственный бизнес, однако в Москве она начала работать в финансовой группе Societe Generale. В августе 2006 года Алексеева зарегистрировала свое агентство (через год с небольшим после переезда в Москву), и банк стал ее первым клиентом.

 

Инна Алексеева:

orig


"Если говорить о карьере в PR, то можно не учитывать стенания СМИ, мол, пиарщиков развелось слишком много, у нас довольно низкая конкуренция между пиар-агентствами, на рынке примерно 70 агентств на всю Россию с оборотом от 60 млн руб., а суммарное число их сотрудников не превышает и 5000 человек. Большинство таких игроков состоят в профессиональных ассоциациях типа IABC Russia или АКОС.

 

Если сравнить наш российский рынок с рынком Великобритании или США, то уверена, нам есть, куда расти, поэтому и поле для фриланса тоже огромно. Если PRWeek легко собирает информацию с примерно 300 агентств Великобритании, а потом делает на основе данных топ-150, то РИА в прошлом году еле удалось наскрести на топ-30 (готовых раскрыть обороты) по всей России. По данным PRCA, в 2013 году в Британии в пиаре трудилось 62 000 человек! Так что у нашего пиар-рынка еще все впереди.

 

Стоимость входа на рынок и начала работы очень низкая: пиарщик-фрилансер вполне может для начала зарегистрировать ИП и работать из дома или снять место в коворкинге. Чтобы делать какие-то совсем элементарные вещи типа написания релизов и комментариев (а именно такие услуги скорее отдадут на фриланс) или пресс-конференцией, этих вложений в 20 000-30 000 руб. в месяц будет более чем достаточно.

 

Большинство руководителей коммуникационных агентств, кстати, ранее трудилось на стороне клиентов, где они обросли контактами, связями, а часто и пуленепробиваемой шкурой, иногда столь нужной для ведения собственного бизнеса в РФ.

 

Наиболее удачливые фрилансеры-пиарщики ранее либо работали в агентствах, то есть понимают всю их специфику, либо очень глубоко разбираются в какой-то одной отрасли (финансы, фарма и пр.), но трудились на стороне клиента. Самые перспективные владеют английским, поэтому могут получать заказы зарубежных фирм, ведущих свой бизнес в России и СНГ. Среди моих знакомых коллег нет единого понимания, что такое, сделать карьеру в пиаре. Некоторым важно иметь постоянный источник дохода, много (по сравнению с наймом) путешествовать, заниматься хобби, а кто-то хочет 12 лет сидеть на одной и той же позиции пиар-директора в крупной транснациональной компании и решать изо дня в день антикризисные задачки, получая по 300 000-900 000 руб. в месяц. Понятие успеха в пиаре у каждого свое, как впрочем, не только в пиаре".

 

Маша Дрокова, основательница PR-студии:



"Начну с того, что хороших пиарщиков обычно не сокращают, потому что хорошие пиарщики приносят пользу бизнесу в виде бесплатных качественных публикаций, и затраты на зарплаты на пиар обычно ниже, чем затраты на любые другие виды маркетинга. Но не все в компании зависит от пиарщика, поэтому бывает так, что компания полностью сворачивает свой бизнес или маркетинг, и тогда под сокращение может попасть и хороший специалист. У пиарщика должно быть несколько составляющих: 1) понимание того, как работает эта индустрия и умение выстраивать месседжинг и стратегию продвижения, 2) реальные контакты с журналистами, 3) понимание того, как устроено медиаполе и общая эрудиция. Если все это есть, работу найти будет несложно. Несмотря на кризис, спрос на опытных и ориентированных на результат пиар-специалистов высокий. С другой стороны, медиаполе сейчас не такое плотное, как, например, два года назад – если два года назад мы анонсировали 2-3 венчурных сделки в день, то сейчас это 2-3 сделки в неделю, а то и меньше. То есть больше шансов прорваться через информационное поле.

Я бы не советовала моментально двигаться к созданию агентства. Имеет смысл создавать свое агентство только, если у тебя есть 2-3 крупных клиента, которые подписали с тобой контракт на полгода-год вперед. Тогда есть возможность нанять людей и выстроить процессы. Если этого нет, лучше сделать хорошие кейсы на небольшом количестве клиентов, а когда будут сильные кейсы, под них можно привлечь пару-тройку крупных клиентов. Я была вице-президентом по коммуникациям в Acronis, руководила пиарщиками, базирующимися в 15 разных странах, потом я ушла из компании и стала работать со стартапами по международному пиару как консультант по коммуникациям. Я стала этим заниматься не потому что был план создавать пиар-студию или какую-то подобную организацию, а потому что ко мне стали приходить компании и просить о помощи, и в результате это сформировалось само собой. Когда компаний и продуктов, которые мне было бы интересно продвигать, стало больше, чем я могу покрыть одна, стала нанимать людей, и так появилась пиар-студия, которая занимается продвижением технологических компании. В нашей PR-студии половина команды живет и работает в Москве, вторая половина – в Нью-Йорке. Российская часть команды занимается продвижением на российском рынке, американская – на американском. Мы также работаем в Великобритании, Сингапуре, Бразилии, Испании и других странах - в этих странах в партнерстве с проверенными агентствами или фрилансерами. Мы работаем с Houzz, HotelTonight, Gett, Carprice и др. Клиенты находят нас сами - по рекомендациям довольных других клиентов либо по рекомендациям журналистов или других знакомых из технологического бизнеса. Если у вас много контактов среди журналистов и предпринимателей и есть успешные пиар-кейсы, можно делать сольную карьеру. Если нет, безопаснее искать работу в корпоративном мире".

 

Екатерина Турцева, PR-директор Acronis и совладелица агентства Advertos:


 

"Я около 10 лет проработала в "Билайн", откуда и ушла в декрет. В этот период мы вместе с Линой Удовенко создали агентство Advertos, не имея никаких инвестиций. Работали из дома, потом из маленького офиса, я даже из роддома работала. Позже к нам присоединился известный блогер Сергей Доля.

 

Контакты, которыми я "обросла" в "Билайн", конечно, помогли, но основная идея запуска своего агентства была в том, чтобы попробовать поработать совершенно с другими профилями, чтобы получить опыт в другом бизнесе, где мы были "ноль". Здесь помогло знание инструментов пиара и маркетинга.

 

Первых клиентов помогли найти рабочие контакты.  Если бы не было опыта – сделать агентство, конечно, было бы сложнее, но все зависит от людей и их желаний:  кому-то хочется стабильности, а в свободном плаванье нужно будет постоянно крутиться, хотя  так можно даже получить больше опыта.

 

В Acronis меня пригласили работать, когда я была еще в декрете и занималась агентством. Все про это знали. Сейчас агентством Advertos управляют опытные менеджеры. Иногда я даю советы коллегам.  В моем случае Acronis дает хорошую возможность получения международного опыта и возможность "пощупать" результат, которого я достигла. Это очень мотивирует и развивает".

 

Аюна Анджукаева, PR и digital marketing консультант, соосновательница агентства Social Flow:

orig


"Пиарщик может уходить в свободное плавание, когда у него есть не просто большой (в идеале от пяти-семи лет) опыт работы, но опыт в определенной отрасли, например, IT/ Telecom. Хорошо, если специалист занимался коммуникациями не только внутри компании, но и в агентстве - агентская работа предполагает многозадачность, и в качестве пиар-консультанта я бы наняла именно такого человека. Уходить во фриланс или основывать свое агентство можно только, когда у вас уже есть хотя бы один клиент. И я бы не советовала увольняться только потому, что работа внутри компании стала казаться неинтересной, или вам надоело заниматься рутиной - работы и рутины будет еще больше, а клиенты и заказчики не будут предлагать только интересные проекты. Сконцентрируйтесь на том, что вы делаете хорошо: если вы отлично пишете и рассылаете пресс-релизы, предлагайте именно эту услугу. Не стоит пытаться объять необъятное, нанимайте специалистов на ту работу, которую вы пока не умеете делать".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 6 интересных фактов о PR в Азии
  4. 4 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
  5. 5 Разработка, дизайн и тексты: заменит ли ИИ фрилансеров