Екатерина

Когда пиарщику стоит начинать сольную карьеру


В кризис PR-специалисты – одни из тех, кто попадает под удар, ведь расходы на маркетинг урезают в первую очередь. Так, 36% крупнейших работодателей заявили, что сократят расходы на PR в 2015 г. RB.ru расспросил специалистов индустрии о том, стоит ли использовать кризисное время для старта сольной карьеры.


Фото: Fotoimedia

 

Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner, переехала в Москву из Новосибирска. До переезда в столицу имела собственный бизнес, однако в Москве она начала работать в финансовой группе Societe Generale. В августе 2006 года Алексеева зарегистрировала свое агентство (через год с небольшим после переезда в Москву), и банк стал ее первым клиентом.

 

Инна Алексеева:

orig


"Если говорить о карьере в PR, то можно не учитывать стенания СМИ, мол, пиарщиков развелось слишком много, у нас довольно низкая конкуренция между пиар-агентствами, на рынке примерно 70 агентств на всю Россию с оборотом от 60 млн руб., а суммарное число их сотрудников не превышает и 5000 человек. Большинство таких игроков состоят в профессиональных ассоциациях типа IABC Russia или АКОС.

 

Если сравнить наш российский рынок с рынком Великобритании или США, то уверена, нам есть, куда расти, поэтому и поле для фриланса тоже огромно. Если PRWeek легко собирает информацию с примерно 300 агентств Великобритании, а потом делает на основе данных топ-150, то РИА в прошлом году еле удалось наскрести на топ-30 (готовых раскрыть обороты) по всей России. По данным PRCA, в 2013 году в Британии в пиаре трудилось 62 000 человек! Так что у нашего пиар-рынка еще все впереди.

 

Стоимость входа на рынок и начала работы очень низкая: пиарщик-фрилансер вполне может для начала зарегистрировать ИП и работать из дома или снять место в коворкинге. Чтобы делать какие-то совсем элементарные вещи типа написания релизов и комментариев (а именно такие услуги скорее отдадут на фриланс) или пресс-конференцией, этих вложений в 20 000-30 000 руб. в месяц будет более чем достаточно.

 

Большинство руководителей коммуникационных агентств, кстати, ранее трудилось на стороне клиентов, где они обросли контактами, связями, а часто и пуленепробиваемой шкурой, иногда столь нужной для ведения собственного бизнеса в РФ.

 

Наиболее удачливые фрилансеры-пиарщики ранее либо работали в агентствах, то есть понимают всю их специфику, либо очень глубоко разбираются в какой-то одной отрасли (финансы, фарма и пр.), но трудились на стороне клиента. Самые перспективные владеют английским, поэтому могут получать заказы зарубежных фирм, ведущих свой бизнес в России и СНГ. Среди моих знакомых коллег нет единого понимания, что такое, сделать карьеру в пиаре. Некоторым важно иметь постоянный источник дохода, много (по сравнению с наймом) путешествовать, заниматься хобби, а кто-то хочет 12 лет сидеть на одной и той же позиции пиар-директора в крупной транснациональной компании и решать изо дня в день антикризисные задачки, получая по 300 000-900 000 руб. в месяц. Понятие успеха в пиаре у каждого свое, как впрочем, не только в пиаре".

 

Маша Дрокова, основательница PR-студии:



"Начну с того, что хороших пиарщиков обычно не сокращают, потому что хорошие пиарщики приносят пользу бизнесу в виде бесплатных качественных публикаций, и затраты на зарплаты на пиар обычно ниже, чем затраты на любые другие виды маркетинга. Но не все в компании зависит от пиарщика, поэтому бывает так, что компания полностью сворачивает свой бизнес или маркетинг, и тогда под сокращение может попасть и хороший специалист. У пиарщика должно быть несколько составляющих: 1) понимание того, как работает эта индустрия и умение выстраивать месседжинг и стратегию продвижения, 2) реальные контакты с журналистами, 3) понимание того, как устроено медиаполе и общая эрудиция. Если все это есть, работу найти будет несложно. Несмотря на кризис, спрос на опытных и ориентированных на результат пиар-специалистов высокий. С другой стороны, медиаполе сейчас не такое плотное, как, например, два года назад – если два года назад мы анонсировали 2-3 венчурных сделки в день, то сейчас это 2-3 сделки в неделю, а то и меньше. То есть больше шансов прорваться через информационное поле.

Я бы не советовала моментально двигаться к созданию агентства. Имеет смысл создавать свое агентство только, если у тебя есть 2-3 крупных клиента, которые подписали с тобой контракт на полгода-год вперед. Тогда есть возможность нанять людей и выстроить процессы. Если этого нет, лучше сделать хорошие кейсы на небольшом количестве клиентов, а когда будут сильные кейсы, под них можно привлечь пару-тройку крупных клиентов. Я была вице-президентом по коммуникациям в Acronis, руководила пиарщиками, базирующимися в 15 разных странах, потом я ушла из компании и стала работать со стартапами по международному пиару как консультант по коммуникациям. Я стала этим заниматься не потому что был план создавать пиар-студию или какую-то подобную организацию, а потому что ко мне стали приходить компании и просить о помощи, и в результате это сформировалось само собой. Когда компаний и продуктов, которые мне было бы интересно продвигать, стало больше, чем я могу покрыть одна, стала нанимать людей, и так появилась пиар-студия, которая занимается продвижением технологических компании. В нашей PR-студии половина команды живет и работает в Москве, вторая половина – в Нью-Йорке. Российская часть команды занимается продвижением на российском рынке, американская – на американском. Мы также работаем в Великобритании, Сингапуре, Бразилии, Испании и других странах - в этих странах в партнерстве с проверенными агентствами или фрилансерами. Мы работаем с Houzz, HotelTonight, Gett, Carprice и др. Клиенты находят нас сами - по рекомендациям довольных других клиентов либо по рекомендациям журналистов или других знакомых из технологического бизнеса. Если у вас много контактов среди журналистов и предпринимателей и есть успешные пиар-кейсы, можно делать сольную карьеру. Если нет, безопаснее искать работу в корпоративном мире".

 

Екатерина Турцева, PR-директор Acronis и совладелица агентства Advertos:


 

"Я около 10 лет проработала в "Билайн", откуда и ушла в декрет. В этот период мы вместе с Линой Удовенко создали агентство Advertos, не имея никаких инвестиций. Работали из дома, потом из маленького офиса, я даже из роддома работала. Позже к нам присоединился известный блогер Сергей Доля.

 

Контакты, которыми я "обросла" в "Билайн", конечно, помогли, но основная идея запуска своего агентства была в том, чтобы попробовать поработать совершенно с другими профилями, чтобы получить опыт в другом бизнесе, где мы были "ноль". Здесь помогло знание инструментов пиара и маркетинга.

 

Первых клиентов помогли найти рабочие контакты.  Если бы не было опыта – сделать агентство, конечно, было бы сложнее, но все зависит от людей и их желаний:  кому-то хочется стабильности, а в свободном плаванье нужно будет постоянно крутиться, хотя  так можно даже получить больше опыта.

 

В Acronis меня пригласили работать, когда я была еще в декрете и занималась агентством. Все про это знали. Сейчас агентством Advertos управляют опытные менеджеры. Иногда я даю советы коллегам.  В моем случае Acronis дает хорошую возможность получения международного опыта и возможность "пощупать" результат, которого я достигла. Это очень мотивирует и развивает".

 

Аюна Анджукаева, PR и digital marketing консультант, соосновательница агентства Social Flow:

orig


"Пиарщик может уходить в свободное плавание, когда у него есть не просто большой (в идеале от пяти-семи лет) опыт работы, но опыт в определенной отрасли, например, IT/ Telecom. Хорошо, если специалист занимался коммуникациями не только внутри компании, но и в агентстве - агентская работа предполагает многозадачность, и в качестве пиар-консультанта я бы наняла именно такого человека. Уходить во фриланс или основывать свое агентство можно только, когда у вас уже есть хотя бы один клиент. И я бы не советовала увольняться только потому, что работа внутри компании стала казаться неинтересной, или вам надоело заниматься рутиной - работы и рутины будет еще больше, а клиенты и заказчики не будут предлагать только интересные проекты. Сконцентрируйтесь на том, что вы делаете хорошо: если вы отлично пишете и рассылаете пресс-релизы, предлагайте именно эту услугу. Не стоит пытаться объять необъятное, нанимайте специалистов на ту работу, которую вы пока не умеете делать".


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно