Сергей

Котировки Facebook достигли исторического минимума

Эксперты отмечают, что на IT -рынке "сдувается" финансовый пузырь


Вчера котировки бумаг крупнейшей социальной сети Facebook опустились до исторического минимума, до $19,69 за акцию. Со дня проведения IPO они подешевели почти вдвое. Марк Цукерберг признал, что сотрудникам его компании "больно" наблюдать за этим падением. Несколькими днями ранее на 20% рухнула капитализация другого громкого интернет проекта, скидочного сервиса Groupon. Нет ли признаков сдувания очередного интернет-пузыря, выяснял RB.ru.

Инвесторы IT-рынка на этой неделе имели два серьезных повода беспокоиться о перспективах своих вложений. Сначала случился обвал капитализации крупнейшего скидочного сервиса Groupon. Во вторник рынок резко негативно отреагировал на отчет о квартальной прибыли компании, который не оправдал прогнозов аналитиков. По данным Bloomberg, эксперты ожидали, что купонный агрегатор заработает не менее $575,3 млн. И когда выяснилось, что его выручка составила лишь $568,3 млн, акции Groupon рухнули на 22%, до $5,86 за бумагу. Сервис не спасло даже то, что продажи выросла на 45% по сравнению с первым кварталом, и компания показала первую в этом году прибыль. С момента IPO, которое прошло в ноябре прошлого года, сервис потерял три четверти капитализации.

Не лучше обстоят дела у другого громкого дебютанта фондовых рынков, социальной сети Facebook. Детище Марка Цукерберга со времени первичного размещения на NASDAQ в мае потеряло 48 процентов капитализации. Вчера котировки бумаг IT-корпорации обновили исторический минимум, просев на 7% в первые минуты торгов и достигнув $19,69 за бумагу. И хотя потом они несколько отыграли падение, все равно цена закрытия оказалась ниже $20. Как передает The Wall Street Journal, Марк Цукерберг впервые прокомментировал удручающую биржевую динамику своей компании. Он признался, что некоторые его сотрудники "крайне болезненно" воспринимают провал соцсети на фондовом рынке.

Цена на акции социальной сети неуклонно снижается с самого IPO, но вчерашний обвал был особенно сильным. Его причиной стало истечение срока моратория на продажу бумаг компании для ранних инвесторов и ее сотрудников. На рынок было выброшено порядка 271 млн акций, передает агентство Associated Press.

У многих напрашивается аналогия с пузырем доткомов, но причин паниковать пока нет, уверен аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков.

"Во-первых, масштабы не те, и, во-вторых, трудности наблюдаются не в секторе в целом, а у отдельных компаний. Например, Google и Yahoo оценены по мультипликатору вполне справедливо. Что касается Facebook и Groupon, то мы наблюдаем классический случай, не только для IT–сектора, когда компании выходят на IPO с большой премией к рынку. Вокруг размещения Facebook был сильный ажиотаж, и никаких других причин для падения его котировок нет", -  рассказал эксперт в интервью RB.ru.

Несколько сложнее положение купонного сервиса. "Groupon до сих пор не смог продемонстрировать хороших финансовых показателей и определиться со стратегией развития", - отметил Илья Раченков. По его мнению, неопределенность перспектив крупнейшего скидочного сервиса не скажется на развитии его российских аналогов.

Не согласен с коллегой эксперт-консультант фонда "Финам-Глобал" Леонид Делицын.

"У Groupon ситуация тяжелее потому, что у него много клонов. Он сейчас ведет борьбу на выживание, никак не может переориентироваться с борьбы за пользовательскую базу на финансовые показатели. По той же причине и у российского купонного бизнеса положение достаточно тяжелое. Во-первых, теперь понятно, что отечественные сервисы не будут покупать международные операторы. Шансы на IPO у них низкие, конкуренция сильная – в России порядка шести крупных игроков. Высокие маркетинговые затраты. Из этой гонки будут выпадать слабейшие. У инвесторов закончится терпение, и они будут прекращать финансирование. Я думаю, компании начнут покупать друг друга, пока на рынке не останется двое сильнейших", – рассказал аналитик RB.ru.  

Что касается ситуации вокруг Facebook, то признаки финансового пузыря в ней все-таки есть. "Полгода инвесторы и журналисты слажено работали над тем, чтобы хорошенько надуть пузырь Facebook. Постоянно в прессу уходили утечки, что соцсеть стоит 10, 30, 50, 100 миллиардов. И это всех устраивало. Устраивало инвестбанки - мы знаем, что в IPO Facebook участвовали 33 банка. Устраивало масс-медиа: страсти кипели, всем было интересно, кто купит и за сколько. И при этом было понятно, что и оценки Facebook, и тех компаний, которые он вытащил на своем хребте, таких как Zynga и отчасти Groupon, чрезмерно завышены. Сейчас идет реакция на это. И с моей точки зрения, сейчас эти компании стоят дешевле своей справедливой цены, сейчас их можно считать недооцененными. Оптимизм инвесторов сменился пессимизмом. Между тем, в бизнесе компаний ничего не изменилось: они продолжают расти сумасшедшими темпами, наращивают выручку и клиентскую базу. Но ожидания от них еще выше", – отметил Леонид Делицын.

Комментарии

  • Владимир Бобровских — 15:49, 17.08.2012
    Всё пройдет. Ну пусть они позабавляются.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно