Дина

"Лидер ведет, а не погоняет": принципы лидерства от топ-менеджеров российских компаний


Сегодня топ-менеджер должен быть не просто руководителем, он должен быть лидером. Джек Уэлч, когда еще был гендиректором General Electric, в одном интервью рассказал про важнейшие принципы лидерства: "Видеть мир таким, каков он есть, а не таким, каким вам хотелось бы его видеть". Мы спросили у топ-менеджеров российских компаний, кто такой лидер, по их мнению, и какими лидерскими принципами руководствуются они сами, как быть настоящим "вожаком своей стаи"? Лидер в команде – это некий локомотив, который ведет команду за собой, говорят они. "Лидер ведет, а не погоняет".

 

Фото: Shutterstock

 

Наталья Безшлеева, исполнительный директор "АДАМАС":


orig

 

"Мои три принципа лидерства:

 

1) влияние, обучение, вера в себя и свои решения, вера в результат.

 

2) Лидер ведет, а не погоняет.

 

"Лидеры не создают последователей, они создают новых лидеров", - сказал Том Питерс, но это тот принцип, который я исповедую как свое кредо. У сильного руководителя не должно быть слабых подчиненных. Хороший лидер формирует не просто команду, он объединяет единомышленников, каждый из которых - лидер. Управлять ими сложно, но иначе не достичь прогрессивных результатов. Инициатива и сотрудничество - основные источники успеха команды. А характерная черта настоящего  лидера - умение "сдвинуть с мертвой точки"; возглавлять процесс, которому уже дан старт, осуществлять контроль – гораздо легче.

 

3) Брать ответственность на себя.

 

Принятие на себя обязательств, ответственности за результат - это основа роста". 

 

Денис Матеев, глава представительства ESET в России и СНГ:



 

"Говоря о правилах хорошего руководителя и лидерских принципах, я выделяю для себя три основных.  

 

Первый принцип – постоянный фокус на результат, мотивирование и выстраивание всей работы в соответствии с ним. 

 

Второй – вовлеченность и неравнодушие человека. Важно заниматься любимым делом и выкладываться полностью, чтобы работа приносила удовольствие. Немаловажно также получать удовольствие не только от процесса, но и от полученного результата. 

 

Третий  принцип, который я исповедаю сам и стараюсь учить коллег и сотрудников, работа в команде – это один из важнейших приоритетов. Любой результат обеспечивает командная работа".

 

Оксана Беляева, директор по маркетингу, продажам и клиентскому сервису INTOUCH:


orig 

 

"Лидер в команде – это некий локомотив, который ведет команду за собой. Поэтому в первую очередь он должен вдохновлять  своим примером, поощрениями, достигнутыми результатами. Он должен уметь вовлекать людей в достижение общей цели. Важно, чтобы лидер умел слушать и слышать подчиненных, доверять им и грамотно мотивировать. Лидер не боится принимать решения, готов пробовать новые вещи, готов отвечать за результат, даже если ошибся, а не перекладывать ответственность на других".
 

Вера Гармаш, президент 2ГИС:



 

"Один из важных принципов в управлении командой – доверие сотрудникам. Я стараюсь привлекать людей, которые лучше меня разбираются в своих направлениях, таких, которым можно смело доверять. В этом нет никакой угрозы лидерству, напротив, такой подход укрепляет авторитет топ-менеджера и повышает мотивацию подчиненных. Они чувствуют поддержку, уверенность, а с другой стороны – и свою ответственность.

 

Открытость руководства – тоже важное правило в 2ГИС. Любой сотрудник компании может зайти ко мне и обратиться с вопросом, предложением, идеей. Порой это позволяет найти новое интересное решение или, по крайней мере, лучше узнать настроение коллег, что их волнует. Это здорово мотивирует сотрудников – они знают, что будут услышаны.

 
Непосредственное общение зачастую полезнее, чем переписка или обмен сообщениями. В основном я предпочитаю ставить задачи подчиненным в личной беседе, если это невозможно, то по телефону или по видеосвязи. Так сразу видишь и настроение, и то, насколько человек мотивирован, вызывает ли что-то у него сомнения. Тут же можно оперативно отреагировать на них и снять вопросы, если нужно, дополнительно объяснить идею, увлечь ей".
 
Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru Group, руководитель бизнес-подразделения "Почта и портал":


 

"В моем представлении хороший лидер – это тот, кто способен вдохновлять людей на работу с максимальной отдачей. Вторая немаловажная задача – помогать членам команды расти и развиваться, достигать новых профессиональных уровней. Для этого я стараюсь создавать в команде все условия.

 

По-настоящему интересные, масштабные задачи. У тех, кто к нам приходит, есть реальная возможность создать что-то принципиально новое. Нечто, способное повлиять на повседневную жизнь миллионов пользователей во всем мире. Это с одной стороны. С другой, у нас каждый спокойно может придумать себе задачу и даже проект, было бы желание.

 

Из этого вытекает мой следующий принцип управления: давать людям столько ответственности, сколько они могут "унести". Я призываю всех, с кем работаю, проявлять инициативу, много на себя брать, ставить себе большие цели и идти к ним. Идеальное состояние – это когда сотрудник знает KPI своей работы, а пути их достижения он определяет сам и точно так же сам отвечает в случае неудачи.


Гибкость, отсутствие бюрократии. Длинная цепочка принятия решений, сложная иерархия и бюрократия убивают хорошие идеи, поэтому мы стараемся сокращать ненужные формальные части в работе, насколько это возможно, заменяя их удобными инструментами.

 

Открытость, доступность, отсутствие жесткой субординации. У меня в подразделении, да и в принципе у нас в компании, практикуется "политика открытых дверей": кто угодно может прийти к кому угодно и обсудить любую проблему. Каждый может высказаться и повлиять на результат, главное, чтобы было что сказать. Опять же, если у тебя возникла крутая идея, неважно, какую ты занимаешь должность. Всевозможные кросс-командные и кросс-продуктовые взаимодействия тоже очень активно практикуются.

 

Вера в то, что ты делаешь. Я говорю об этом в последнюю очередь, но на самом деле это имеет чуть ли не первостепенное значение. Чтобы добиться успеха, нужно быть уверенным в том, что ты делаешь значимые вещи, и уметь донести это до окружающих. Нужно верить в своих людей и свои продукты и гордиться ими".

 

Марина Сурыгина, генеральный директор онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru:


 
"Лидер – это человек, к которому прислушиваются, который способен заразить своими идеями других людей и умеет их вести за собой. Кроме того, хороший лидер должен адекватно воспринимать коллективную критику, прислушиваться к своим сотрудникам. Я стараюсь вести себя так, чтобы мне доверяли, чтобы никто не шептался за моей спиной. Если у работника есть какие-то претензии ко мне, я предпочитаю, чтобы он говорил мне о них прямо. Склоки в коллективе — самая большая опасность для компании. Поэтому когда ко мне приходят сотрудники с какими-то профессиональными или личными проблемами, я в первую очередь их внимательно слушаю. Иногда, выговорившись, человек сам находит решение всех своих проблем, иногда требуется и мой совет. У нас в компании был один сотрудник, у которого постоянно рождалась куча идей, однако ни одну из них он не мог довести до конца – воплотить в жизнь. Мы сели с ним вместе, поговорили, расставили приоритеты, сроки, KPI. Буквально через месяц его производительность выросла в два раза, а его идеи наконец-то стали реализовываться".

 

Антон Борисенко, генеральный директор девелоперской компании "Сити XXI век":


 
"Под лидерством понимаю не столько полномочия по статусу и занимаемой должности, сколько качества неформального лидера. Для лидера важно "мыслить глобально, а действовать локально", быть на шаг впереди окружающих и мотивировать команду на достижение целей. Лидеру не чуждо понятие власти – но не в смысле диктата, а в смысле уважения и искреннего желания членов команды подчиняться в рамках поставленных задач. Личностные качества и принципы руководителя должны в свою очередь работать на достижение бизнесом лидирующих позиций на рынке".

 
Артем Назаров, директор корпоративного университета ритейлера "Связной":


orig 

 

"Для меня настоящий лидер — это человек, который создает идеи, объединяющие людей, чтобы достичь поставленных целей. Он объясняет не только, как и что надо делать, но и зачем это надо.
 
Я бы выделил три правила лидера:
 
- оценивать собственную эффективность по реальным результатам. Не прикрывать неудачи красивыми словами. Чтобы изменить ситуацию, лидер берёт ответственность на себя, а не придумывает различные оправдания.
 
- Создавать основную несущую идею. Доносить ее так, чтобы люди понимали, зачем им нужно делать то, что они делают. Если мои сотрудники не понимают, для чего они выполняют свою работу, то это путь в никуда.
 
- Собирать и объединять людей умнее и талантливее себя. Если я буду набирать людей во всем равных мне или слабее меня, а они, в свою очередь, будут набирать себе таких же – равных или слабее, то, в конце концов, мы превратимся в компанию "карликов". Стратегия каждого лидера - привлекать тех, кто непременно в чем-то талантливее или компетентнее его самого. При этом люди должны почувствовать, что в нашей команде перед ними открываются новые возможности. Так, собирая таланты, мы станем компанией "великанов".
 
 
Полина Хабарова, заместитель гендиректора по работе с персоналом компании КРОК:


 

 

"Для меня важно вести людей к цели, которую я сама себе четко представляю. Тогда моя команда может доверять мне, воспринимать ведущим и стремиться перенять опыт. А я им готова и стремлюсь делиться. В департаменте по работе с персоналом, как и во всей компании, развито наставничество, есть Клуб наставников. И я горжусь тем, что состою в нем".


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно