Архив rb.ru

Мак-до

Архив rb.ru

О самом знаменитом из евангелистов Apple Computer Гае Кавасаки писали многие (в том числе на русском), но создавалось впечатление, словно люди старательно обходили главную метафору, которая являлась как первородным смыслом учения, так и внешней позой жизни этого неординарного человека.

Мак-до


Конечно, автору этих строк стоило бы для приличия дать своей заметке подзаголовок "версия", снабдить название вопросительным знаком в конце и не забыть расшифровать во вступительном слове самую замечательную из сетевых аббревиатур - IMHO (In Mine Humble Opinion) - "по моему скромному мнению". Но давайте будем считать это уже сделанным, чтобы в последующем изложении обойтись без особых оговорок.

Почти каждого человека (как правило, в юном возрасте) посещает желание изменить этот мир к лучшему. Одни ради этого устраивают революции, другие войны. Однако в так называемую эпоху научно-технической революции некоторые реализуют это врожденное стремление посредством изобретения и внедрения технических новинок, дающих людям неведомые ранее дополнительные возможности или просто невиданный комфорт.

Работавший в компании Apple дипломированный психолог Гай Кавасаки - будущий автор пособия "Искусство делания революций", который искренне считал, что проникся девизом Стивена Джобса "работать с удовольствием", тоже был из числа людей, желавших изменить наш мир. В своей главной книге "Путь "Макинтоша"" Кавасаки переиначил на "яблочный" лад известную загадку о том, сколько сотрудников компании нужно для того, чтобы вкрутить электрическую лампочку. Предложенный Гаем ответ был дерзок и прост: "сотрудник Apple берет в руку лампочку, и мир начинает вращаться вокруг него".

Cамый важный для рассказа культурный слой названной книги заключен в ее заглавии.

В этой маленькой книжке, иллюстрированной изображениями пагод и самураев, не обнаруживается ни одной фразы, формально выходящей за рамки западной культуры. Но Кавасаки назвал свою книгу "The Macintosh Way", подразумевая под словом "way" японский иероглиф "до" - путь к духовному совершенству ("Просветлению") посредством особой творческой жизни*. Отметим как характерную подробность, что, в отличие от многих других духовных учений, дзен подразумевает достижение Просветления в гуще человеческой жизни, в самом кипении событий и человеческих страстей, включая войну. В Японии книгу Кавасаки можно было бы издать под названием "Мак-до". Сам Кавасаки определял "Путь Macintosh" как "искусство правильно делать правильные вещи" (эту фразу сделали фактическим девизом Apple, она же значилась в качестве девиза ныне несуществующей российской газеты "MacTime"). И при этом Кавасаки буквально в каждой главе делал важнейший в философии дзен акцент на поддержание творческого духа компании.

Отметим, что в Кремниевой Долине, где специалисты нередко переходят из одной компьютерной компании мирового значения в другую, люди, попадающие в Apple, проникаются совершенно особой мотивировкой и отношением к делу, то есть дух этой фирмы отличается от идеологии других компаний того же рода, находящихся буквально на соседней улице.

Когда-то Рокфеллер говорил, что бизнес - нечто среднее между спортом и войной. Однако я готов подписаться под словами, что бизнес похож на Путь Воина (будо), по аналогии с кэндо (Путь Меча), карате-до и так далее. А книга Кавасаки, подобно самому дзен, является ни философией, ни психологией, но практикой жизни, позволяющей пройти Путь, неведомый человеку, идущему к своей видимой цели. Как бы в подтверждение этому тезису Кавасаки пишет: "Я публикую мои идеи и методы в этой книге, чтобы вы их использовали. Давайте не будем соревноваться в знании стратегии и тактики. Давайте будем соревноваться в их воплощении".

Кстати, книга "The Macintosh Way" произвела такое впечатление на современников, что ее титул стал предметом недвусмысленных аллюзий и откровенных пародий. Как на одну из аллюзий можно указать на выпущенную шесть лет спустя книгу "The HP Way" - изложение духа и истории компании Hewlett-Packard (HP, как и Apple, также начинала с опытов в гараже), автором которой был Дэвид Паккард. А вот откровенной пародией выглядит "The Microsoft Way" Рэнделла Штросса, в которой читатель всего за 15 "гринов" мог ознакомиться с реальным рассказом о том, как Билл Гейтс нажил миллиарды "зеленых" и перехитрил своих конкурентов.

Но как бы то ни было, идеи Кавасаки (изложение которых, к сожалению, по понятным причинам остается за рамками этой заметки) пользовались и пользуются авторитетом среди лидеров компьютерной индустрии, включая и Стива Джобса, разумеется. А для рядовых пользователей Macintosh, которые сделали культ из своего "яблочного" друга, Кавасаки, хотел он этого или не хотел, стал служителем этого культа. Культ же, как известно, рождает фанатиков.

Чего стоит, к примеру, начало репортажа агентства Wired о выставке "Macworld Expo": "Ежегодная торговая выставка и духовный крестовый поход. Сбор почти ста тысяч человек. Верноподданные, которые пришли, чтобы вновь подтвердить свою веру в Mac. Macintosh. Java. Интернет. Магия. Дзен-буддизм. Гностицизм..."

Впрочем, автор далее не собирается заводить читателя в философские дебри, так как, вероятно, уже понятны истоки авторитета Гая Кавасаки и его влияния на фанатиков. Влияния, которое в 1996 году он использовал как на очевидное благо Apple, объединив (и успокоив) пользователей ноутбуков PowerBook (когда в модели выявились пожароопасные блоки питания), так и в нашумевшей истории с расправой над крамольным журналистом из Chicago Tribune, о чем далее.

В январе 1997 года название "Chiсago" снова после двухгодичного перерыва замелькало в статьях, посвященных современным операционным системам. Это произошло после того, как 27 декабря 1996 года газета "Chicago Tribune" выпустила аналитический обзор, посвященный перспективам, которые открылись после известного слияния компаний NextStep и Apple. Автором этого обзора был Джеймс Коутс (James Coats) - постоянный ведущий компьютерной колонки Binary Beat в названной газете. В своей статье этот колумнист заявил, что обращение Apple к платформе NeXT означает полное прекращение развития MacOS System 7 и поддержки двух десятков миллионов компьютеров Macintosh, уже выпущенных с 1984 года. А поскольку основной причиной, по которой пользователи платят за эти машины, является невозможность использовать MacOS на какой-либо иной платформе, то после снятия этих ограничений уже меньшая доля покупателей выберет Macintosh, нерационально использующий аппаратные ресурсы. Готовя статью для общей прессы, Коутс сравнил будущее Macintosh с судьбой известных большинству обывателей видеомагнитофонов и кассет в формате BetaMax. (Как известно, этот формат, обладающий массой технических достоинств, был предложен компанией Sony и в течении ряда лет пропагандировался ею в противовес более примитивной системе VHS. Но когда последняя стала индустриальным стандартом, каким в мире ПК является платформа Intel и ее клонов, Sony полностью перешла на VHS.) Таким образом, по мнению Коутса, создание операционной системы Rhapsody** должно было стать первым шагом корпорации Apple в направлении свертывания производства своей оригинальной платформы на пути к промышленным стандартам.

Дальнейшие события показали, что Коутс заблуждался в своих тогдашних оценках. Однако тот период времени был просто на редкость неблагоприятен для прогнозов по поводу будущей Apple. Ведь всего спустя одиннадцать дней после публикации Коутса Джил Амелио и Стив Джобс объявили о том, что Rhapsody будет поддерживать все прежние приложения Mac, и развитие производственной линии Apple пошло по несколько иному пути.

Но евангелист Гай Кавасаки, фамилия которого, по утверждению электронного журнала "Editor and Publisher" до сих пор находится в платежной ведомости Apple, поторопил Мак-фанатов к отмщению. В подписных листах [email protected] и [email protected], объединивших несколько тысяч поклонников Macintosh как образа жизни, он призвал своих единомышленников слать Коутсу письма-осуждения: "С течением времени журналисты забыли, что они могут и должны отвечать за свои слова, так же, как люди и фирмы, которых они с удовольствием топчут. Реальность Сети такова: если ты опубликовал большую глупость, то ты должен умереть страшной смертью от тысяч сообщений".

Возможно, Кавасаки не давали покоя лавры другого компьютерного самурая Цумитомо Cимомуры (Tsumitomo Shimomura), который с помощью модема отдал в руки правосудия самого знаменитого хакера всех времен - Кевина Митника (Kevin Mitnik), и он решил с помощью модема отдать Коутса в руки самосуда. А возможно, Кавасаки полагал, что его провокационный призыв будет воспринят как очередная шутка ради красного словца. Но право, мне становится не по себе от того, что некий Мико Мацумура уже отзывается на титул "молодого JavaSoft-евангелиста", ибо коллективное поношение неугодного журналиста с подачи "старого Мак-евангелиста" удалось на славу, хотя и дурную. Фанаты Macintosh действовали как нерассуждающие самураи, которым их господин указал свою жертву. Несколько тысяч посланий затопили своего рода "дигитальными нечистотами" (правда, сам адресат назвал их более поэтично - "Двоичная Снежная Буря") почтовый ящик Коутса, лишив его доступа к своей личной и деловой почте.

Между тем, почтовая система America OnLine после определенной критической массы писем не только перестает принимать почту для данного адресата, но и выходит из строя при любой попытке получить на компьютер пользователя уже пришедшие сообщения. Бедный журналист не имел другого почтового ящика, и даже не смог прочитать электронное письмо о рождении ребенка у своей племянницы. Правда, на дюжину первых посланий, в которых спрашивалось о бонусе, который ему приготовил Билл Гейтс, Коутс успел ответить. А также прочитать самое лаконичное из полученных посланий, где обнаружилась лишь одна, но зато достойная средневековой Японии, не отличавшийся разнообразием наказаний, фраза - "Коутс должен умереть!".

В этой уже достаточно давней истории имел место первый в истории Сети открытый демонстративный наезд на журналиста через e-mail. Все-таки Америка действительно становится on-line, если вместо "качков" у подъезда неугодного поджидает наказание в виртуальном киберпространстве.

Не знаю, получила ли в результате расправы с журналистом удовлетворение душа Гая Кавасаки, который несколько по-иному описывал маркетинг и работу с прессой в своей главной книге. Но далее он продолжил свои онлайновые и живые выступления в привычной роли евангелиста, а не воина.

Между тем, надо сознавать, что публикации и выступления Гая Кавасаки - это нередко некоторая игра в красивые слова, которые требуется воспринимать с долей юмора. Ибо по большей части они - просто отдушина для тех, кто не хочет видеть компьютерный мир фактически одноцветным, как небеса на "рабочем столе" Windows.

Впрочем, в свое время Гай Кавасаки опубликовал статью "Plug & Play and Plug & Pray", где совершенно справедливо высмеял несовершенство технологии "включи и работай". Шутка, заключенная в заглавии, многим понравилась и была многократно повторена журналами, пишущими о платформе PC, но никто не отметил тот забавный факт, что каламбур "включи и молись" пришел в голову именно евангелисту...

Главное же дело в жизни Гая Кавасаки - фирма "Гараж" (www.garage.com). Эта компания была образована как логическое продолжение жизненной позиции Гая, включавшей сверхзадачу изменения мира. Можно было изменять мир, оставаясь в Apple, а можно было помочь в раскрутке новых компаний, работающих в области высоких технологий. И ныне гонорары "гаражных" фирм, с которыми работает Кавасаки - его основной доход.

После ухода Кавасаки из Apple ему на смену пришли новые евангелисты, как в самой шестицветной компании, так и, тем более, вне ее***. Правда, Жан Луи Гассе (Jean Louis Gasse) - евангелист не Apple как таковой, а только операционной системы "Мака" - тоже покинул Apple, чтобы основать сравнительно успешную компанию и уже широко известный проект Be.

Несчетное число евангелистов Apple на общественных началах объединены тремя-четырьмя десятками специализированных Web-сайтов, среди которых самым авторитетным, несомненно, является онлайновый форум и журнал "Macaddict" (www.evangelist.macaddict.com). Его раздел "EvangeLista to EvangeLista", давший название этой главе, представляет собой что-то типа списка вопросов и ответов, создаваемый, главным образом, самими же пользователями "Мака".

Народные евангелисты нередко цитируют Кавасаки, но оценивают его высказывания неоднозначно. И кстати, не только Кавасаки кое-что смыслит в маркетинге... К примеру, попытка нового отечественного журнала "Компьютер и жизнь" раскручиваться за счет интервью на компьютерную тему с известными людьми искусства - идея, конечно, правильная, но, скажем так, по масштабам евангелистов Apple - довольно жиденькая. Ибо уже несколько лет на Web-сервере онлайнового журнала "Macaddit" ведется эффектный раздел, где аккуратно перечислены многочисленные голливудские звезды и знаменитые шоумены, которые пользуются компьютером Macintosh: Кэвин Костнер, Том Круз, Джина Дэвис, Клинт Иствуд и другие.

Из фактов последнего времени отметим то, каким образом народные евангелисты помогали в первый день продаж новинки Apple - компьютера iMac (произносится "аймэк" с ударением на "э"). Было специально сделано так, чтобы этот маленький компьютер поступил в компьютерные магазины в субботу, и так, чтобы в каждом магазине в этот знаменательный день дежурили по одному представителю Apple и по одному народному евангелисту. И последние нашлись в необходимом количестве, проработав два своих выходных дня из любви к Macintosh - только за фирменные майку и кепочку.

Тем не менее, никому из патриархов и неофитов форума "Macaddict" компания Apple еще не предлагала занять должность своего официального евангелиста. Такое предложение получил пока только Дон Крэб - преподаватель Мичиганского университета, очень известный и плодовитый свободный журналист, ответивший, кстати, твердым отказом. Таким образом, вакансия официального евангелиста Apple (в ее штатном расписании эта должность теперь называется Apple Fellow) пока свободна. Ха... А может быть, Кавасаки пока и не нужен никакой преемник? Тем более что отец-основатель Стив Джобс - снова в Apple.

Франсуа Ларошфуко справедливо указывал на то, что "на щекотливые вопросы надо отвечать раньше, чем их зададут". И действительно, у читателя, вероятно, возникает вопрос, а почему ничего не сказано о фактическом евангелисте Apple - Стиве Джобсе, который к тому же первым в компьютерной индустрии был назван "харизматической фигурой"? Первого апреля нынешнего года в Apple Computer был распространен приказ о назначении Стивена Джобса "Императором Apple".

И, вправду, его харизма очень велика. Именно Джобс настоял на закрытости архитектуры Apple (другой отец персонального компьютера - Возняк был против этого). То есть, если бы не харизма Стивена, развитие всей индустрии могло пойти по иному пути. Точно так же никем не оспаривается ораторский талант Стива Джобса. На "MacWorld Expo Boston ´97" Кавасаки выступал после Джобса, а никому не позавидуешь, если он выступает после Джобса: Кавасаки рассказывал о некоторых новых продуктах, и народ стал быстро рассасываться из зала во время его выступления... Но для Джобса титул евангелиста - это слишком мелко, он скорее может претендовать на роль мeссии. Журнал "Infoworld" по пустяковому поводу как-то заметил: "но ведь Джобс имеет репутацию звезды". Стивен Джобс - суперзвезда, так было бы правильнее, а евангелистами выпало стать его соратникам.

Как говорится в средневековой японской пословице, "всякую историю можно рассказать по-разному". Мне, попытавшемуся поднять непростой вопрос о первородном сходстве бизнеса, войны и поиска просветления дзен в самой гуще жизни, можно спросить себя в эпилоге: находятся ли в самой культуре Macintosh и MacOS какие-нибудь ассоциации с дзен? Вроде формально нет: для дзен-буддизма всякая симметрия неестественна и мертва, а программирование требует рационального плана: операторы и функции нельзя расположить в живописном беспорядке. Но последнее утверждение обнародовано, скорее, для красного словца (пример Гая заразителен). Ибо одну очевидную ненадуманную базовую зацепку в поисках сходства этих двух культур можно найти: самим фактом создания Macintosh в 1984 году в компьютерной индустрии был впервые реализован главный принцип практики дзен - опора на интуитивные решения и движения.

На этом уже можно было бы поставить точку. Но для тех, кому интересно, где можно прочитать полный текст "The Macintosh Way", приводится еще один комментарий. Согласно соответствующим указаниям в выходных данных этой книги, "никакая часть книги "The Macintosh Way" не может быть воспроизведена без письменного разрешения автора, за исключением случаев краткого цитирования". Может быть, в силу этой причины даже в не слишком законопослушном Интернете поисковая машина AltaVista не помогла автору этих строк найти полный текст "The Macintosh Way". А на сайте www.macaddict.com ссылка на название книги "Macintosh Way" демонстративно ведет на рубрикатор онлайнового книжного магазина Amazon.com.

Андрей Травин

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как правильно быть лидером и вести за собой команду
  2. 2 «Я не превращаю вещи в золото. Все, к чему я прикасаюсь, уже золотое»
  3. 3 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  4. 4 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  5. 5 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать