Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Максим Чернов: "Суть нетворкинга в том, чтобы отдавать, а не брать"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

RB.ru побеседовал с бизнес-тренером о современных тенденциях в нетворкинге

Максим Чернов: "Суть нетворкинга в том, чтобы отдавать, а не брать"
Важность нетворкинга - формирования сети полезных деловых контактов - на Западе осознали уже давно, а несколько лет назад нетворкинг пришел и в Россию. С развитием социальных сетей, в том числе и профессиональных, этот процесс стал быстрее и проще. Однако по мнению бизнес-тренера, эксперта в области нетворкинга Максима Чернова, личное общение не заменит ничто.

RB.ru: - Как бы вы охарактеризовали изменения в области нетворкинга в России за последние несколько лет? Как повлияло на этот процесс развитие интернета вообще и социальных сетей в частности?

Максим Чернов: - Вы знаете, еще буквально три-четыре года назад очень немногие в России знали о том, что такое нетворкинг, что вообще означает это слово, хотя на Западе это понятие, правила и принципы нетворкинга распространены уже достаточно давно, начиная с 70-80-х годов прошлого века. Он зародился в американской бизнес-среде. При этом в России всегда хорошо понимали, что такое блат. Но то, что входит в понятие нетворкинга, гораздо шире. Что касается широкого распространения социальных сетей, то сейчас все проще поддерживать контакт с людьми, но при этом не стоит забывать, что чтобы построить доверительные отношения с людьми нужно общаться не только онлайн, но и офлайн. Социальные сети, конечно же, облегчают поддерживание деловых контактов, но старый добрый деловой обед или завтрак необходимы как и раньше. Чтобы подружиться с человеком, построить с ним длительные отношения (нетворкинг, в конечном счете, направлен именно на это, а не на решение каких-то сиюминутных проблем) невозможно без личных встреч.

- Вы думаете, что даже с развитием социальных сетей традиционный обмен визитными карточками никуда не денется?

- Обмену визитками как таковому я на своих тренингах и обучающих видео уделяю не очень много внимания, потому что это технический момент. Визитки очень нужны на конференциях, на мероприятиях, где много людей, но все равно это такой же вопрос техники, как и социальные сети. Они облегчают коммуникации, помогают не дать человеку забыть о себе.
- Какие основные тренды в нетворкинге можно сейчас выделить на Западе? Какие из них перенимает Россия?

- Я бы не сказал, что появились какие-то принципиально новые тенденции с 90-х годов. Наверное, можно выделить социальные сети как новый инструмент нетворкинга. А, например, умение давать рекомендации - оно сохранилось с давних времен. Чтобы познакомиться с каким-то серьезным, статусным человеком, по-прежнему необходимо получить рекомендации, действовать через кого-то, а не напрямую.

В Москве сейчас проводится очень много тематических конференций, они - один из важнейших инструментов расширения профессионального круга общения. Любому специалисту становится все проще найти мероприятия, соответствующие его профессиональным и личным интересам, расширять сеть деловых контактов с их помощью.

- А если говорить именно о нетворкинговых мероприятиях: что вы думаете о них? Какие форматы наиболее популярны и полезны?

- Честно говоря, я не очень доверяю конкретно нетворкинговым мероприятиям, потому что часто это сводится просто к поиску работы: вернее, 90% людей, пришедших туда, находятся в поиске работы и пытаются вручить свои визитки всем подряд. На мой взгляд, мероприятия, которые называются нетворкинговыми, гораздо менее важны, чем профессиональные конференции и выставки, на которых в процессе обсуждения неких специализированных вопросов можно познакомиться с полезными людьми.

Я, например, работаю в сфере маркетинга. Ежегодно проводятся до десяти крупных конференций по маркетингу и PR, собирающих профессионалов в этой сфере. Достаточно просто поучаствовать в них. Такие мероприятия мне нравятся больше, чем чисто нетворкинговые.

В Москве не так давно появился такой формат нетворкинга, как ужин с незнакомыми людьми. На них раз в неделю приходят 10-15 человек - без какого-либо предварительного выбора. Суть в том, чтобы поужинать с незнакомцами - отточить навыки знакомства, поведения в неизвестной компании, в незапланированных ситуациях и пр. Мероприятия такого плана полезны.

- Есть масса книг по нетворкингу. Какие важные работы вы могли бы порекомендовать? Почему они вам нравятся?

- Самая главная книга по нетворкингу - "Никогда не ешьте в одиночку" Кейта Феррацци. Автор - общепризнанный гуру нетворкинга, он обладает самой разветвленной сетью связей в Америке. Это наиболее прикладная книга, там представлены конкретные советы и инструменты. Еще мне нравится книга Деворы Зак "Нетворкинг для интровертов" - она не столько про нетворкинг, сколько про принятие себя как интроверта. Это более глубокая психологическая книга. Я бы рекомендовал ее, поскольку ко мне на тренинги приходит много интровертов, и для них нетворкинг более сложен. Книга Деворы Зак помогает найти комфортные для них инструменты. Еще одна важная книга - работа Дарси Резака "Связи решают все: бизнес-сказка о Царевне-лягушке", но с ней стоит познакомиться уже после прочтения "Никогда не ешьте в одиночку".

- Какой совет вы могли бы дать тем, кто только начинает пробовать себя в нетворкинге?

- Суть нетворкинга в том, что вы идете к человеку, чтобы что-то дать ему, а не чтобы получить от него что-то. Очень многие успешные люди понимают, насколько важно именно отдавать. Один топ-менеджер рассказывал, что он себе ставит цель на месяц - каждую неделю помогать хотя бы одному человеку из его круга общения. Этот топ-менеджер поступает так уже в течение нескольких лет и видит результаты своей помощи. Наверное, самый главный совет - перед встречей с каким-то человеком подумайте, чем вы можете ему помочь, чем будете ему полезны. А уже только после этого думайте, что он может сделать для вас.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 5 советов по нетворкингу для интровертов
  2. 2 «Люди хотят общаться с людьми, а не с навязчивыми баннерами»: главные ошибки онлайн-нетворкинга и как их избежать
  3. 3 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями
  4. 4 Деловой нетворкинг в Америке: главные советы
  5. 5 Не ДМС единым: как проявить заботу о сотрудниках, чтобы они точно оценили