Дарья

MasterCard переложил ответственность за мошенничество с картами на банкоматы

Владельцы сетей банкоматов через несколько дней могут понести многомиллионные потери


Компания MasterCard обязала владельцев банкоматов переоборудовать их до 19 апреля текущего года. По замыслу компании, машины переводятся с элементов, идентифицирующих карту по магнитной полосе, на оборудование, которое предназначено для чиповых карт. Эта мера призвана усилить защиту карт против скимминга – одного из популярных методов мошенничества с пластиковыми картами.

Если владельцы банкоматов не успеют к назначенному сроку, то они сами будут нести ответственность за потеридержателей карт. До сих пор выплата компенсаций пострадавшим от скимминга лежала на плечах банков, которые выдали им эти карты.

По данным The Wall Street Journal, владельцы банкоматных сетей через несколько дней могут понести многомиллионные потери из-за мошенничества, поскольку большинство из них попросту не успеет исполнить требование MasterCard. В 2012 год объем мошеннических операций по поддельным пластиковым картам составил $426 млн, отмечает глава исследовательской группы в консалтинговой компании CEB TowerGroup Брайан Райли.

Ассоциация владельцев банкоматов США обращалась к MasterCard с просьбой отодвинуть крайний срок переоборудования банкоматов, но компания отказалась. Так или иначе, это всего лишь часть крупной кампании MasterCard по внедрению чиповых карт, которая завершится к 2017 году. Пока эта мера относится к картам, выданным по всему миру, в том числе в России, но использующихся только на территории США. Между тем, россияне по-прежнему используют как чиповые, так и магнитные карты, в то время как Европа еще в середине нулевых начала отказываться от карт с магнитными лентами.

"Большинство банкоматов в России и за пределами оборудовано чиповыми приемниками. В любом случае на чиповой карте всегда присутствует магнитная полоса, и, если банкомат или POS-терминал не распознает чип, то функционально она его заменит. Если сравнивать степень защиты, то чип, действительно, более эффективен,  т.к. при помощи специальных функций информация шифруется в устройстве чипа, и данные отправляются оттуда напрямую (скимминг здесь невозможен)", - объясняет председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис.

Мнение  о том, что в России MasterCard не придется навязывать чиповые карты разделяет Александр Васильчиков, директор департамента розничного бизнеса Росэнергобанка. «В целом позиции обеих платежных систем - и MasterCard, и Visa уже давно сходятся в необходимости стимулировать переход на использование чипа, а не магнитной полосы. Данные меры платежными системами были приняты уже давно, и наверняка абсолютное большинство банкоматов и терминалов в магазинах могут считывать чип, если он есть на карте», - говорит эксперт, добавив, что в России считанные единицы банкоматов, не умеющих обрабатывать запросы чиповых карт.

Статистика мошенничества в России

По данным экспертной АТМ-группы АРЧЕ, которая консолидирует информацию о банкоматных преступлениях в России, относительный уровень компрометации банкоматов, измеряемый в количестве инцидентов на 1000 установленных банкоматов, остается примерно в 5 раз ниже, чем в Европе. В то же время количество зафиксированных случаев установки на банкоматы несанкционированного считывающего оборудования  сохраняет тенденцию к росту: в 2011 году 397 случаев, в 2012 – 1,2 тысячи. При этом, около 65% всех выявленных случаев приходится на Москву и Московскую область.

В ноябре 2012 года один только «Сбербанк» сообщил, что в результате мошенничества с картами клиенты банка потеряли 800 млн рублей. И это при том, что значительную часть атак удалось предотвратить. Впрочем, уже с начала 2013 года «Сбербанк» эмитирует исключительно современные карты с чипом и в перспективе 1,5-2 лет планирует полностью перейти на новую технологию, обновив весь портфель карт.

Скимминг

Скимминг является одним из самых распространенных способов мошенничества с картами: на клавиши банкомата устанавливается накладная клавиатура или вешается видеокамера, это делается, чтобы узнать пин. На картоприемник тоже устанавливается специальное оборудование, которое выглядит как его естественная часть. Оно нужно, чтобы считать информацию с магнитной ленты. Именно поэтому магнитные карты считаются менее безопасными, чем так называемые смарт-карты или чиповые.

"Карты с цифровым чипом, отличаются существенно более высоким уровнем защиты. Чип практически невозможно скопировать, он не содержит индивидуальных данных и используется только как идентификатор при связи с процессинговым центром банка-эмитента. Кроме того, каждая транзакция, осуществляющаяся с помощью чипованной карты, проходит только с подтверждением PIN-кодом, что является серьезным дополнительным барьером для использования различных схем мошенничества" – объясняет Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".

Впрочем, доля чиповых карт и соответствующих банкоматов и платежных терминалов - в целом по России пока еще сравнительно невелика. По примерным оценкам в общем объеме она не превышает 15-20%. Эксперт связывает это с более высокой стоимостью новых технологий и необходимостью инвестировать существенные средства в модернизацию инфраструктуры.

Возмещение ущерба

Держатель карты, который пострадал от мошенничества, обращается в банк, который выпустил его карту, с соответствующим заявлением. Далее в соответствии с правилами платежных систем происходит обмен подтверждающими документами между банками (через посредничество платежной системы, которая контролирует сроки и правильность процесса). Если подтверждается факт мошенничества, банк торговой точки отправляет средства банку держателя карты, который восстанавливает остаток на карте. Разумеется, если при этом были нарушены правила самим держателем карты (например, был введен некорректный пин-код), возврат денег может и не произойти, говорит Александр Васильчиков.

По словам Марины Мишурис, сейчас возврат "фактически зависит от доброй воли самого банка-эмитента". Но со следующего года должно вступить в силу требование законодательства о безусловном возврате банком сумм любых транзакций по карте, если в течение дня с момента получения сообщения банка о транзакции клиент заявит о несогласии с ней.

По словам Михаила Калягина, данный вопрос  регулируется законом "О национально платежной системе". Он предусматривает презумпцию невиновности потребителей и обязательства банка сразу после прецедента возмещать потери клиентам и только после этого проводить все соответствующие проверки и расследования. "Однако так как данная норма подразумевает необходимость внедрения ряда новых технических решений, для нее предусмотрен переходный период, согласно текущей редакции ФЗ соответствующие нормы вступят в силу только в конце 2013 года", - рассказывает эксперт. 

До вступления поправок в силу издержки по доказательству собственной невиновности несет держатель карты.


Комментарии

  • Игорь Андреев — 15:23, 2.04.2013
    Я MasterCard при получении денег сразу обнуляю до комиссионных, а еще чипы надо встроить в депутатов и членов власти, чтобы уменьшить их мошенничество в гигантских масштабах.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно