Ксения

Министерство образования обновило "черный список" вузов

А что думают HR-эксперты о российском образовании?


Министерство образования и науки Российской Федерации более точно "оформило" свое недовольство неэффективными вузами: накануне "черный список" вузов и филиалов, составленный несколькими неделями ранее, был разделен на четыре группы, согласно степени неэффективности учебных заведений.

В первую группу попали учебные заведения, имеющие "признаки неэффективности, связанные со спецификой деятельности". Во второй группе оказались вузы, нуждающиеся в оптимизации, в третью группу попали вузы, которые ждет реорганизация, а в четвертую - те, решение относительно участи которых пока не принято. Информация об этом была размещена на официальном сайте министерства накануне.

Напомним, в "черный список" ведомства попали 136 высших учебных заведений и 450 филиалов. Реорганизация ждет, в числе прочих, Вологодский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Иркутский государственный лингвистический университет, Московский государственный университет природообустройства.

Что касается первой группы неэффективных вузов, то туда попали институты физической культуры и спорта, а также учебные заведения, где готовят творческих работников (в частности, в этой группе Литературный институт им. Горького и Московский архитектурный институт). Оптимизировать работу рекомендовано, например, Государственному университету управления, а также некоторым неблагополучным вузам ЦФО. А вот что будет с Российским государственным гуманитарным университетом, Российским государственным социальным университетом, Московским государственным открытым университетом и многими другими, пока не ясно.

Обсуждаться эти списки будут на завтрашнем заседании межведомственной комиссии по мониторингу эффективности вузов.

RB.ru спросил представителей кадровых компаний о том, как они оценивают уровень знаний нынешних выпускников.

Уровень вузовского образования несколько снизился, считают эксперты

"В целом, "черных списков" вузов мы не ведем, так как уровень образованности выпускников зависит не от вуза, в котором он учился, а в большей степени от уровня развития человека. Однако сегодня можно говорить о том, что за последние несколько лет уровень образования немного снизился. На мой взгляд, такую "грустную" тенденцию мы наблюдаем из-за нехватки хороших преподавателей в вузах, особенно коммерческих.

Тем не менее, есть и позитивные изменения. Мне кажется, наше молодое поколение очень ответственно подходит к планированию своей дальнейшей карьеры и подготовке ко "взрослой" жизни, о чем говорит рост уровня саморазвития кандидатов. Мы замечаем, что многие выпускники к моменту окончания вуза имеют в анамнезе не только стандартный список прослушанных лекций в институте, но и успевают пройти различные обучающие курсы и дополнительные предметы, самостоятельно занимаются изучением вопросов в тех направлениях, которые им интересны и могут быть полезны в будущем", - рассказывает рекрутер Лизинговой компании "АНКОР" Альбина Нанумян.

Знание иностранных языков у выпускников - ниже желаемого

Современные игроки отечественного рынка, отмечает директор департамента "Graduate Recruitment & Employer Branding" "Агентства Контакт" Алена Занегина, не указывают в качестве ключевого параметра отбора молодых специалистов вуз. Разумеется, у большинства из них есть свои предпочтения, но они представляют собой скорее список вузов, выпускники которых в большей степени подходят им по статусу или профилю, нежели список неприемлемых учебных заведений с точки зрения их престижности. Все кандидаты проходят одинаковые отборочные испытания независимо от их "корочки". Другой вопрос - действительно существует тенденция того, что выпускники топовых вузов с большей вероятностью проходят все отборочные этапы и в итоге становятся частью каких-то интересных международных программ.

"Хотя, действительно, все зависит от профиля и требований компаний, ведь существуют такие индустрии, как, например, розничная торговля, где работодатели сознательно не рассматривают выпускников престижных вузов в силу того, что они не могут предоставить им работу, которая полностью бы их удовлетворяла. Их амбиции слишком высоки", - говорит Алена Занегина.

Если говорить о качестве знаний, которые получают молодые специалисты, то можно бесспорно выделить преимущество технического образования над гуманитарным, хотя нельзя не отметить, что и в России существует ряд вузов, предоставляющих должный уровень, например, экономического образования, отмечает эксперт. Они выпускают действительно всесторонне развитых специалистов, но при этом далеко не все из них предоставляют возможность получения так называемого бизнес-образования, которое напрямую поможет адаптироваться в работе.

"Наши студенты никак не подготовлены к жизни, поэтому компании должны быть готовы к тому, что им придется обучать их почти с нуля. В этом смысле мы на несколько шагов позади Запада, где, получив специальное образование, выпускник выходит специалистом, умеющим строить свои планы, прогнозировать будущее, планировать свое время и добиваться поставленной цели с максимальным результатом. Студенты, получившие хотя бы небольшой западный опыт, приезжают буквально "вышколенными", - считает Алена Занегина.

В России далеко не все студенты имеют должный уровень не только бизнес-образования, но и знания иностранного языка, который в современном мире воспринимается скорее как must have, нежели просто пожелание работодателя. Более того, говорит Алена Занегина, практически во всех отечественных инженерных вузах студентам предоставляется возможность получить дополнительное профильное лингвистическое образование, которое, к сожалению, нельзя назвать эффективным.

"Проведя ряд интервью с кандидатами, имеющими такого рода диплом, нам встретились лишь единицы, которые смогли рассказать на иностранном языке о том, чего бы они хотели добиться в будущем и какой опыт они уже имеют. Несмотря на то, что многие отечественные вузы  сотрудничают с западными университетами и имеют программы обмена международным опытом, позволяющие ребятам не только выучить свою специализацию и защитить диплом, но и поехать в какую-то другую страну, чтобы познакомиться с западной практикой, получить опыт, выучить иностранный язык, мы наблюдаем отсутствие должного уровня популяризации и активного продвижения информации о наличии таких программ в студенческой аудитории", - резюмирует эксперт.

Немногие выпускники вузов готовы к работе

В последние годы много споров о том, как далеки от практики знания, полученные в вузе, отмечает CEO VCV.RU Николай Волчков.

"Поэтому я бы говорил не об уровне образования глобально, а об уровне подготовленности студентов к работе, новому виду занятия, с которым немногие из них оказываются знакомы до получения диплома, и из-за чего часто слышны жалобы о низком уровне выпускников. Очень важно еще на этапе учебы, в том числе в старших классах, прививать будущим специалистам необходимые навыки, компетенции и опыт. Речь идет не об умении написать компьютерную программу, а шире - умении поставить задачу, умении находить пути решения проблемы, анализировать, принимать решения, не бояться трудностей, заниматься саморазвитием, уметь правильно позиционировать себя и другое. Ведь компании хотят получить в первую очередь не робота, запрограммированного на выполнение алгоритмов, а полноценного сотрудника, морально готового к работе", - рассуждает Николай Волчков.

По мнению эксперта, если вуз это понимает и начинает готовить студентов к будущей рабочей жизни с самого начала, то уже первая встреча с сотрудником кадровой службы может стать началом успешной карьеры.

"В качестве примера приведу Академию народного хозяйства и государственной службы при Правительстве РФ, где отлично отстроена система выращивания специалистов. Сюда часто приходят представители различных компаний, крупные менеджеры, которые задают кейсы и тут же разбирают их, проводят бизнес-игры, моделируют ситуации; для ребят проводятся мастер-классы, а не просто лекции, как быть успешным, а именно практические задания с задачами из реальной жизни, и другое, то есть им прививаются навыки, без которых никуда. Поэтому такая модель обучения очень эффективна, и все выпускники, прошедшие эту школу, легко находят себя в профессии. Относительно специальностей, переживающих кризис, - я бы отнес к ним все виды промышленности, переживающие не лучшие времена. Это специалисты легкой промышленности, целлюлозно-бумажной и даже сельскохозяйственной и ряда других. Так как эта промышленность сегодня очень плохо развита в России, то нет современной практики, нет возможности получить актуальные, современные знания, и отсюда кризис", - рассказывает Николай Волчков.

Комментарии

  • Игорь Андреев — 18:08, 21.11.2012
    чёрное министерство, которое двигает прогресс в грунт
  • Boris Lennikov — 03:52, 22.11.2012
    Для занятий бизнесом нужны не университеты, а "кулинарные техникумы". Страна отстала в научно-технической подготовке специалистов конкретно по проблемным направлениям.
  • Григорий Федосов — 14:11, 22.11.2012
    Желательно обращаться за комментариями к экспертам которые в состоянии сообщить своё мнение на приемлемом языке. Иначе получается какое-то "...задают кейсы и тут же разбирают их". Доверять мнению такого специалиста не хочется.
  • Юрий Лесько — 14:26, 22.11.2012
    Главная ошибка многих вузов это создание лишних специальностей. Ещё одна переименование. зачем из историко-архивного института сделали университет, не понимал и не понимаю, логично, что он теперь среди неэффективных. В этих вузах нужно убрать лишние профилю специальности и вернуть имя институтов. Институт согласно смыслу это вуз готовящий специалистов по меньшему числу специальностей. А то сейчас куда ни ткнёшься везде университеты с громким названиями и гнилой раздачей якобы знаний.
    • oldbufi@mail.ru
      Евгений Буфи — 16:41, 22.11.2012
      Согласен. Я посмотрел свою выписку с оценками. Набралось тридцать шесть экзаменов и два десятка зачётов. Сын учится на четвёртом курсе, уже сдал 56 экзаменоа и зачётов, а ещё учиться два года.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно