Архив rb.ru

Миссия и ценности: формальность или необходимость?

Архив rb.ru

"Что русскому хорошо, то немцу - смерть?"

Миссия и ценности: формальность или необходимость?
Присоединиться


 

Это статья не для гуманитариев – это статья для людей, делающих бизнес. Поэтому мы не будем изощряться в филологии, мы постараемся написать четко, кратко, понятно, преследуя две цели: а) озвучить свое мнение; б) не тратить ваш невосполнимый ресурс – время.

Давайте просто поговорим о сложном: о ценностях и миссии. Любой человек как творение природы обладает таким качеством, как осторожность. Приезжая в экзотическую страну на отдых мы не спешим поглощать предлагаемую пищу, а долго созерцаем ее, раздумывая: насытимся, поперхнемся, или есть шанс отравиться этой гадостью. При этом, порой совершенно не задумываясь, на родине мы склонны компилировать весь западный опыт не по принципу внедрения лучших практик, а по системе «хай и это буде». Используя академические источники, мы вроде бы понимаем, что ценности и миссия – это базовый фундамент для построения любого успешного бизнеса. Миссия определяет направление, в котором движется компания, а наличие корпоративных ценностей создает условия для достижения стратегических целей. При помощи ценностей можно также создать определенную культуру общения и взаимодействия как внутри самого коллектива, так и между сотрудниками и клиентами. Сами ценности показывают, чем отличается компания от своих конкурентов, ее специфику, особенности и основные преимущества, а также решают задачи внутреннего и внешнего PR компании. Было бы отлично, если  все было так просто.

 

В российской прессе существует множество статей, в которых говорится, что ценности – это основной залог эффективности сотрудников. Однако такое утверждение вызывает ряд сомнений. Прямой зависимости не существует, она формируется другим путем: складывается сплоченная и  работоспособная команда, поскольку все ее члены понимают друг друга, лояльны бизнесу и собственникам, а самое главное, разделяют единые ценности. Если люди мыслят в одном направлении, то коммуникация между ними происходит гораздо проще, и среди них возникает меньше конфликтов, меньше внутрикорпоративного антагонизма, который в разной степени существует всегда. Все это положительно влияет на эффективность бизнеса. Ценности увеличивают удовлетворенность, лояльность и приверженность сотрудников.

 

Говоря о ценностях, мы должны упомянуть и том, что существуют ценностное управление и ценностное взаимодействие. Ценностное управление предполагает, что собственники руководят коллективом с учетом указанных ценностей, а ценностное взаимодействие означает, что компания сотрудничает со своими клиентами на базе своих ценностей. Давайте рассмотрим формулу Ицхака Адизеса. Основные элементы, которые ее составляют, - взаимное доверие и уважение. Поэтому успех компании напрямую зависит от уровня доверия клиентов. Логично, что ценностный подход к ведению бизнеса создает доверительные отношения между контрагентами.

 

Но у нас в России «нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!» - говорил еще Салтыков-Щедрин. Это высказывание как никогда точно характеризует сложившуюся ситуацию во многих корпорациях в настоящее время. Копирование различных внешних атрибутов западных компаний привело к тому, что миссия и ценности стали некой «модной фишкой» в современном бизнес-сообществе. А это капкан для системы менеджмента.

 

Что происходит по факту: если ценности, разработанные HR или PR-департаментом компании, противоречат ситуации в компании, то они только раздражают сотрудников, а иногда даже подталкивают их к смене работодателя (например, указана ценность «клиентоориентированность», а на самом деле компания торгует продуктами питания с истекшим сроком годности). Людей раздражает этот когнитивный диссонанс: знаю одно, а делаю другое, и они принимают решение сменить работодателя. Как говорится, менеджеры всегда голосуют ногами.

 

Вам повезло больше, если ценности, размещенные вашей PR и HR-службой на сайте, не входят в противоречие с происходящим в компании. В таком случае сотрудники отнесутся к ним безразлично, а наиболее проактивные будут ждать того момента, когда ваша компания перейдет в следующую стадию развития и будет реально внедрять их в систему управления.

 

Как писал Крылов: «Когда перенимать с умом, тогда не чудо // И пользу от того сыскать». Стоит отметить, что на российском рынке есть компании, которые решили подойти максимально серьезно к данному вопросу, приложив массу усилий для качественной разработки своих ценностей. Для внедрения ценностей в компаниях организуются сессии и вырабатывают план их каскадирования в реальную деятельность. По идеологии, ценности бизнеса – это ценности его собственников, поэтому при построении ценностной системы управления необходимо отталкиваться именно от ценностей собственников, топ-менеджеров компании и сотрудников, формирующих интеллектуальный капитал. В дальнейшем в такие компании должны приглашаться на работу только те люди, которые их разделяют. Именно по такой схеме и строились почти все культовые западные компании, к примеру, компания Gillette (еще до ее поглощения Procter & Gamble в 2005 году). В компании было принято приходить на работу своевременно. Что самое главное, эта ценность соблюдалась самими собственниками компании. Однажды произошел следующий случай: в форс-мажорных обстоятельствах, а именно при сильном снегопаде, собственник припарковал свою машину на обочине и бежал к офису, чтобы начать свою работу вовремя. Безусловно, после этого у сотрудников компании боязнь «не опоздать» трансформируется в осознанное желание приходить вовремя. Можем ли мы представить, что российский топ-менеджер способен бросить свой роскошный Bentley посреди Тверской и побежать по слякоти в направлении офиса, чтобы не опоздать на работу? Может быть, именно из-за того, что наше правое полушарие не способно создать такой образ, у нас в стране одной из проблемных зон и остается управление временем и соблюдение правил трудового распорядка.

 

Наша компания, «Агентство Контакт», существует на рынке уже 22 года, и наши ценности были сформированы ее основателем Анатолием Наумовичем Купчиным. При этом мы должны признать, что сейчас мы находимся в состоянии «апгрейда». Это вызвано тем, что за такой большой срок несколько изменилось смысловое наполнение этих ценностей. К примеру, смысл понятий «инновационность» и «интеллектуальность» в 1991 и 2012 году будет различаться Поэтому сейчас наш коллектив серьезно занимается этим вопросом. Селекционируя претендентов в нашу компанию, мы, в первую очередь, учитываем разделение ценностей, во-вторых - степень развития компетенций, а только в третью очередь - релевантность опыта.

 

Завершая нашу короткую беседу, с вашего позволения, процитирую фразу из замечательного анекдота студентов факультета психологии Санкт-Петербургского университета: «Мадам – это ваш сон, вы сами его и трактуйте». Поэтому каждому из нас самостоятельно выбирать, что и когда делать в бизнесе, где нам делегировали на это полномочия, но давайте руководствоваться тем, что не стоит досрочно «рыть себе могилу». Если у вас имеется истинное желание, время и деньги для реализации данного проекта, включайтесь, если вы не рассматриваете данный процесс в виде трудозатратного проекта, то занимайтесь первоочередными, по вашему мнению, задачами. Сейчас не самое лучшее время для поспешных шагов.

 
Любовь Корпачева,  Директор по персоналу, «Агентство Контакт»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 смертных грехов креатива
  2. 2 Крупный клиент в портфолио — это не главное. Как мы переизобрели «формулу успеха» в работе агентства