Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Может ли бизнес на животных быть этичным? Основатель контактного зоопарка рассказала о своем проекте

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

13 лет назад Анна Кондратьева открыла свою первую ветеринарную клинику. Сегодня же эта любовь к животным вылилась уже в целый ряд проектов, среди которых, например, Музей кошки и котокафе. А в 2013 году предприниматель открыла микрозоопарк с запоминающимся названием "Бугагашечка", где дети могут пообщаться с животными, потрогать их и даже поучаствовать в квестах с настоящими насекомыми. Мы пообщались с Анной Кондратьевой о том, почему и при каких условиях контактные зоопарки имеют право на существование и можно ли на этом заработать.

Может ли бизнес на животных быть этичным? Основатель контактного зоопарка рассказала о своем проекте
 
Анна Кондратьева открыла контактный зоопарк и энтомологический центр "Бугагашечка" осенью 2013 года в одном из торговых комплексов Санкт-Петербурга. Владельцы ТК в то время меняли формат и хотели вместо эдакого "бульвара для взрослых" с игровыми клубами сделать кластер детских развлекательных заведений. Они сами предложили Кондратьевой на условиях льготной аренды площадей открыть у них котокафе, куда могли бы приходить дети и играть с кошками. Однако предприниматель от такой идеи отказалась и вместо этого открыла в ТК микрозоопарк под звучным названием "Бугагашечка".
 
Название родилось совершенно случайно. Когда шел ремонт в помещении для микрозоопарка, один из работников – моляр-художник – испугался кивсяка (насекомое-многоножка), взмахнул руками и крикнул: "Ой, уберите эту бугагашечку". Кондратьевой слово очень понравилось, и было решено оставить такое название.

 
На грани нуля

Всего на открытие зоопарка было потрачено около 1,5 млн рублей. "Но мы не покупали животных – это была бы существенная строка бюджета", - оговаривается Кондратьева. Животных отдавали либо друзья-зоологи, либо сотрудники, кого-то взяли из юннатских кружков, с которыми работали, немало здесь и животных, которых подбросили в ветклинику. "Мы принесли в зоопарк животных, которые в принципе не страдают от каких-то закрытых пространств и от общения с людьми. Как правило, это террариумные животные - муравьи, тараканы, пауки, - рассказывает собеседница RB.ru. – Кроме того, мы принесли туда животных, которых постоянно подбрасывают в нашу ветклинику. Помимо собачек и котиков, нам часто приносят, например, красноухих черепах, которые выросли слишком большими и стали в тягость своим хозяевам, которым проще завести маленькую черепаху, чем покупать новый хороший аквариум. У нас среди "отказников" есть кролики, морские свинки – теперь все они живут в "Бугагашечке".
 
В микрозоопарке сейчас уже, пожалуй, больше 20 тыс. представителей фауны – конечно, если считать большую колонию муравьев. Всего же в "Бугагашечке" 64 вида животных, среди которых есть и пушистые обитатели – морские свинки, кролики, шиншиллы, мыши, крысы, а также птицы, насекомые и рептилии. У бабочек, например, есть даже "роддом" – место, где они вылупляются из коконов.


Пришлось вложиться и в ремонт. "Мы пригласили театральных декораторов для создания нарочито сказочного пространства. У нас сооружены специальные кроличьи норы и даже муравейник, где дети могут ползать. У них очень много энергии, им хочется бегать, шуметь, и чтобы этот выплеск эмоций приходился не на животных, мы создали именно такое пространство", - рассказывает Кондратьева.

Примерно треть вложений в бизнес – это закупка оборудования, потому что животных надо было разместить в хороших, просторных и красивых террариумах. "А профессиональное стекло, свет – все это стоит недешево", - говорит собеседница RB.ru.


Среди же текущих расходов, помимо корма для животных, зарплаты, аренды, существенную долю составляет ветеринарное обслуживание, вакцинация, дезинфекция помещений и т.п. Вообще же, чтобы открыть такой зоопарк, нужно собрать приличный набор документов, в том числе разрешение на ведение деятельности от Управления ветеринарии.

Пока что Кондратьева не может назвать свой бизнес прибыльным: "За исключением детских каникул, когда растет посещаемость - балансируем на грани нуля". При этом она оговаривается, что даже "нулевое" существование очень важно для них: "Мы считаем, что у нас великая социальная миссия". Взрослым за вход в зоопарк придется заплатить 300 рублей, детям – 250. Для ряда категорий – бесплатное посещение, если люди приходят в составе организованных групп.

Квесты с насекомыми

Сейчас Кондратьева занимается развитием бизнеса – недавно в микрозоопарке был открыт квест-рум, где можно пройти, пожалуй, первые в мире квесты с участием живых насекомых. Сейчас эти развлечения уже показывают хороший результат, и Кондратьева рассчитывает, что это поможет вывести бизнес в стабильный плюс.

Есть квесты для малышей со 100% проходимостью. Сценарий примерно такой: команда вместе с доктором Айболитом отправляется в Африку, чтобы лечить больных животных. По пути теряется саквояж с лекарствами, который надо найти. Призом за участие в квесте становится возможность покормить  настоящих кроликов витаминами, которые те очень любят. Для школьников разработан образовательный квест, для того, чтобы его пройти, уже нужны знания биологии. А для детей от 14 лет и взрослых есть квест, разработанный на основе книги Рэя Бредберри. Все происходит с участием живых насекомых и даже рептилии задействованы.

Первый квест появился в ноябре 2015 года. Кондратьева говорит, что спрос на такие развлечения есть: в выходные дни проходит примерно 4-6 квестов (стоимость одного – 3000 рублей). При этом сейчас все более востребованы квесты для взрослых – и они же обещают быть более прибыльными, потому что дети – "сезонная аудитория". По словам Кондратьевой, сейчас "Бугагашечка" разрабатывает новые сценарии – чтобы те, кто уже прошли квест, возвращались снова.

Так как микрозоопарк находится в тихом и спокойном торговом комплексе – без кинотеатра и фудкорта, то случайных посетителей, к сожалению, мало, говорит Кондратьева. В будние дни приходят в основном некоммерческие группы – в среднем 1-3 в день. В выходные появляется семейная аудитория. В целом, в час проходит примерно 40 посетителей.


Планы на будущее

Сейчас Кондратьева думает о том, чтобы сменить локацию или открыть еще один микрозоопарк. Но тут есть проблемы с помещением. "У нас очень большие требования. Нам нужны окна, чтобы был дневной свет, который так важен для животных. Так как нас часто посещают родители с колясками и люди с ограниченными возможностями, нужен лифт. Также обязательно наличие пандусов и туалетов для людей с ограниченными возможностями. Пока мы еще не нашли подходящее место, которое отвечало бы всем условиям, в том числе по стоимости", - рассказывает Кондратьева. При этом она отмечает, что сейчас ведет переговоры с городской администрацией: "Очень надеемся, что весной нам уже предложат какое-то помещение большего размера, где бы могло поместиться не только больше посетителей, но и больше животных. Мы хотим, например, поселить в зоопарке собак-терапевтов".

Бизнес и этика

Сейчас у контактных зоопарков много противников. Анна Кондратьева считает, что бизнес имеет право на существование, но с оговорками. "Мы против традиционных контактных зоопарков, где интересы людей ставятся на первое место, - говорит она. – Все-таки мы больше ориентированы на животных, у нас даже фактически все сотрудники – зоологи". Бизнес на животных – это не совсем этичное дело, если действительно относиться к этому, как к бизнесу. "К сожалению, на рынке тоже встречаются ситуации, которые мы наблюдаем и в отношении владельцев домашних животных: иногда людям проще купить себе новое животное, чем заниматься лечением. Для меня это неприемлемо. В нашем зоопарке живут, например, животные, которых принесли к нам в клинику на усыпление. У нас есть кролик-колясочник, без лапок, морские свинки, пострадавшие от детских рук дома, - не потому, что дети жестокие, а потому, что они не инструктированы, как обращаться с животными, как за ними ухаживать", - рассказывает Кондратьева.


В своем зоопарке она организовала своеобразный юннатский кружок, здесь же читаются лекции по отдельным животным – для тех, кто хочет, например, завести себе морскую свинку или кролика. "Мы хотим, чтобы люди ответственно подходили к выбору домашнего питомца. У нас они могут послушать специалистов, которые рассказывают об особенностях содержания тех или иных животных, и уже осознанно принять решение, - рассказывает собеседница RB.ru. - И мы рады, если люди, которые приходят с горящими глазами и словами: "Ой, я хочу, хочу шиншиллу", - потом уходят без шиншиллы, потому что они понимают, что это ночное животное, оно будет мешать спать и не будет играть в какие-то игры".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Вам нужен местный PR-друг, который мечтал о встрече с вами» — как строить пиар-кампанию во Вьетнаме
  2. 2 Вредные советы по обратной связи, или Как гарантированно испортить репутацию
  3. 3 Топ-10 фильмов и сериалов про стартапы, бизнес и венчур
  4. 4 Ярмарка шпаргалок, курсовая в масле от беляшей и первый бизнес: студенческие истории предпринимателей
  5. 5 Гламур, запрещенные вещества, сделки за 5 минут: какой показывают работу финансистов на экране
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!