Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Москвичам пообещали киоски с самой дешевой рыбой в городе

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Первые откроются 19 октября. Рыба в них будет вдвое дешевле, чем в магазинах, пообещали чиновники

Москвичам пообещали киоски с самой дешевой рыбой в городе
В Москве и Петербурге в середине октября появятся новые передвижные киоски, в которых будут продавать рыбу по цене вдвое меньше, чем в обычных супермаркетах. Проект запустит Росрыболовство. Ранее предполагалось создать по всей стране сеть рыбных магазинов "Океан", но возникла проблема с помещениями, поэтому пришлось идти другим путем. Впрочем, аналитики и сами ритейлеры от такого демпинга пока не в шоке: возможно, это как-то скажется на магазинах-дискаунтерах, но покупатели дорогих супермаркетов вряд ли пойдут за рыбой в киоск.

Открыть по всей России рыбные магазины "Океан" у Росрыболовства пока не получается, но агентство от своей идеи фикс сделать рыбу доступной для населения не отказывается. Ведомство запускает проект создания сети передвижных рыбных киосков в Москве и Петербурге. Об этом заявил глава Росрыболовства Андрей Крайний в эфире телеканала "Россия".

Некая компания, которую Крайний, правда, не назвал, реализует проект создания 300 передвижных магазинов-киосков, в которых будет продаваться свежая, охлажденная, замороженная рыба и готовые блюда из рыбы. Первый такой киоск начнет работу 19 октября.

Но что самое интересное, стоимость рыбной продукции в таких киосках будет дешевле "на 100%", то есть вдвое по сравнению с нынешними ценами в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга, заверил Крайний.

"Взорвать" рынок

Идея возродить работавшие в советское время магазины "Океан" пришла в голову чиновникам уже давно. Еще весной в интервью "Российской газете" Крайний заявлял: "Мы взорвем этот рынок, это я вам обещаю". Концепция проекта предполагает, что цены в них должны быть на 30% ниже среднерыночных за счет прямых поставок от производителей и минимальных арендных платежей. Ценообразование будет контролироваться субъектами РФ, а весь проект будет осуществляться за счет усилий бизнеса и административной поддержки.

Инвестиции в один магазин "Океан" составляют около 6 млн рулей., площадь каждого объекта, работающего в формате "шаговой доступности", составляет в среднем 300-400 кв. м. Первые магазины открылись в феврале-марте нынешнего года: три магазина в Архангельске и один в Мурманске. В апреле в сеть вошли 9 объектов в Таганроге. В Москве единственный магазин существует в Зеленограде.

Недавно в эфире "Русской службы новостей" Крайний рассказывал, что правительство думало над тем, чтобы ограничить торговую наценку на рыбу и на социальные виды товаров, максимум 15%, по примеру Японии. Рыба не может быть дороже, чем на 8%, от производителя до прилавка, отмечал он. "Но мы не Япония, к сожалению. Мы должны будем создать некий список социально значимых видов рыб для народа. К чему это приведет? Торговцы эту рыбу вообще не будут выставлять на прилавки. Они найдут возможность обойти этот запрет. Я считаю, что запреты в нашей стране - не совсем полезная вещь. Мне кажется, если мы создадим 400-450 магазинов "Океан" в стране, если в каждом спальном районе Москвы будет хотя бы по 1-2 магазина, тогда мы заставим сети шевелиться, никуда они не денутся", - заявлял глава Росрыболовства.

Денег на аренду не нашлось

Однако развитие сети осложнила напряженная ситуация со свободными помещениями под магазины в обеих столицах, отметил Крайний. Все свободные городские помещения должны предоставляться бизнесу в рамках аукционов, в соответствии с законом о госзаказе, что становится дополнительным препятствием для бизнесменов, желающих открыть магазины "Океан", отметил глава Росрыболовства. Поэтому и решено было пойти другим путем - открывать киоски.

Российские чиновники с приходом кризиса начали активно побуждать россиян переходить с мяса на рыбу, рекламируя всяческими способами достоинства рыбной продукции. В Москве появились наружные рекламные щиты, призывающие население есть рыбу. Впрочем, особого успеха добиться власти не смогли, несмотря на все старания главного санитарного врача России Геннадия Онищенко: к лету потребление мяса в Москве только возросло, а если москвичи и отказываются от мяса, то переходят на более дешевые сосиски и вареную колбасу. Об этом ранее сообщал первый замруководителя департамента продовольственных ресурсов столицы Виктор Ольховой.

Хорошая идея, но конкуренция не ужесточится

Идея открыть рыбные киоски сама по себе хорошая, так как сегодня потребители сталкиваются с проблемой выбора даже в крупных сетевых магазинах - либо качество сомнительно, либо цена высока, говорит RB.ru Наталья Колупаева, аналитик по потребительскому рынку "КИТ Финанса".

Впрочем, по мнению аналитика, острой конкуренции на рынке из-за открытия таких киосков в ближайшее время не возникнет, даже несмотря на низкие цены. Быстро к ним "переметнутся" только покупатели, которые либо потребляют саму дешевую рыбу, либо будут покупать "на пробу", отмечает Колупаева. По ее мнению, конкурировать такие киоски будут разве что с магазинами-дискаунтерами, так как "трудно себе представить покупателя "Азбуки вкуса", который пойдет за рыбой в эти киоски".

Это мнение подтверждает и Андрей Голубков, представитель "Азбуки вкуса". Как отметил собеседник RB.ru, за свои продажи они не боятся. "Для наших покупателей, прежде всего, важны свежесть и качество товара, - отмечает Голубков. - Так, охлажденная рыба, например, из Японии, пользуется устойчивым спросом, поскольку в большинстве российских продовольственных магазинов ее купить невозможно - рыбу там продают только замороженную". В целом проект по созданию сети рыбных магазинов кажется интересным. Однако важно обеспечить грамотную логистику, гарантировать качество товара, его безусловную свежесть, кроме того, важно, чтобы вся рыба имела легальное происхождение, отмечает Голубков.

"У нас нет тревог: в наших магазинах - конкурентоспособные предложения на рыбную продукцию", - сказала RB.ru пресс-секретарь "Седьмого континента" Влада Баранова. В то же время она отметила, что популяризация потребления рыбы в России очень важна. "Чем больше точек продаж, тем лучше - при повышении спроса станет возможным и снижение единых закупочных цен. То есть это на руку и сетям в том числе", - подчеркнула собеседница RB.ru. 

"Розничная наценка на рыбную продукцию в наших сетях сейчас колеблется от 0 до 15%", - сказала RB.ru пресс-секретарь X5 Retail Светлана Витковская. Если в киосках цены будут ниже вдвое, то это означает, что на рынке появятся поставщики рыбы, у которых очень привлекательная закупочная цена. "Мы с удовольствием готовы с ними сотрудничать", - отметила представитель компании, добавив, что сейчас в силу отсутствия поставщиков, которые могут к тому же гарантировать качественную продукцию, X5 вынуждена для своих сетей закупать рыбу непосредственно в местах вылова -  это Мурманск, Астрахань, Находка и Владивосток, что делает ее дороже для конечных покупателей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter