Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Наблюдатель: Каждый раз, работая на выборах, я был свидетелем фальсификаций

Архив rb.ru

Общественный наблюдатель со стажем поделился с RB.ru своими впечатлениями о работе на избирательных участках

Наблюдатель: Каждый раз, работая на выборах, я был свидетелем фальсификаций
Актер Николай Исенко имеет большой опыт по участию в выборах в качестве наблюдателя: "У меня активная жизненная позиция". Он будет голосовать и наблюдать и за Думскими выборами 4 декабря, и за выборами последующими – несмотря на то, что еще ни разу за его практику работы на участках не обошлось без фальсификаций. Своими впечатлениями он поделился с RB.ru.
 
Одни из самых невообразимых выборов, на которых я был, – это были выборы в Мосгордуму в 2009 году. Я был наблюдателем в Пресненском районе Москвы, мой избирательный участок был в вестибюле большого зала Дома кино. Сразу скажу, как можно сразу понять, что на том или ином участке планируется фальсификация? Все становится ясно еще до открытия участков. В 7.30 все на участке должны быть на рабочих местах, подготовить урны, проверить отсутствие помарок в списках избирателей. Но если председатель участковой избирательной комиссии начинает тянуть время, и все эти процедуры проводятся уже за несколько минут до открытия – тогда все делается в спешке, и тут уже не до списка избирателей, и не до чего. Вот с этого и начинаются нарушения.
 
Так вот, на моем участке было именно так. Председатель не хотела давать наблюдателям проверять списки избирателей, но я потребовал соблюдать порядок, и, просмотрев документы, обнаружил в них пометки, сделанные простым карандашом. Потребовал их стереть, хотя это требование председателя возмутило.
 
Когда работа участка началась, председатель потребовала от нас, наблюдателей, чтобы мы сидели на стульях в 75 шагах от урны и не вставали с мест. Хотя работа наблюдателя заключается в другом. Так что я не стал исполнять этого предписания, я подходил к столам, где проверяют документы, - этого явно не предполагалось организаторами, появились недовольные.    
 
Потом в участок начали стекаться какие-то люди – они не были голосующими, и не были сотрудниками участковой избирательной комиссии. Оказалось, что некоторые из них были наблюдателями, но далеко не все они даже знали, от какой партии они будут здесь работать. В основном, это платные наблюдатели. Такие могут читать книжку весь день и абсолютно  не следить за ходом мероприятия.
 
Еще один момент – подсчет людей, получивших бюллетени. В определенные часы председатель должен звонить в вышестоящий избирком и сообщать эти данные. Так вот, подсчеты нашего председателя от моих и от подсчетов других наблюдателей с каждым часом отличались все сильнее, и часам к 16.00 председатель насчитала уже примерно на 170 голосовавших больше, чем мы.
 
Кроме того, тогда, на выборах в Мосгордуму, на участке в Доме кино, начали появляться толпы выходцев с Кавказа, причем привозили их целыми автобусами. Они голосовали по открепительным удостоверениям, подолгу топтались у урн по несколько человек, спинами закрывая их от наблюдателей. Фальсификация частенько осуществляется именно с помощью открепительных – специальные люди их где-то получают, а потом катаются по участкам "по кругу" и голосуют.
 
В 19.00 ко мне подошел милиционер и сказал, что я должен покинуть помещение. С какой стати? Оказалось, что я, призывая председателя УИК следовать избирательного закону, якобы сам нарушаю его. Был составлен протокол. И, несмотря на то, что половина членов УИК отказались подписать его, я был удален из зала. Председателю необходимо было меня убрать - я мешал ее планам  будущих нарушений. 
 
Остальное я знаю со слов наблюдателей, оставшихся на участках. В 20.00 избирательные участки закрылись, урны опечатали и, вместо того, чтобы подсчитывать голоса, председатель устроила банкет с водкой. После мероприятия около 00.00 сели подсчитывать голоса. В 3 часа ночи председатель покинула здание тайком, уехала в вышестоящую комиссию, часов в 6 вернулась, но протоколы наблюдателям так и не выдала – в итоге они были выданы спустя сутки или несколько суток, хотя должны выдаваться сразу.
 
По итогам всего того, что я наблюдал тогда, я подал заявление в суд. Но надо сказать, что оригиналы документов, которые я прикладывал к заявлению, были утеряны судом. Так что все окончилось ничем.
 
И все, что я наблюдал на тех выборах, я наблюдал и на всех других. Я был на прошлых думских выборах в качестве наблюдателя – то же самое. Тогда я был на Тверском участке. Там произошла такая интересная история. Я отошел "с поста" минут на 5-7, в это время я, разумеется, не мог вести подсчет получивших бюллетень. А когда я вернулся, разрыв в подсчетах председателя и моих увеличился примерно на 120 человек.
 
Вообще, на мой взгляд, урны для голосования должны быть прозрачными, допускать к ним следует только по одному человеку, председатель участковой избирательной комиссии должен строго выполнять все инструкции, необходимо вести видеосъемку на участках, а в протоколе стоит указывать данные параллельного подсчета наблюдателей. Но, думаю, для нашей власти я Америку не открыл, просто, видимо, выборы нужны кому-то именно в том виде, в котором они есть сейчас.
 
 
 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter