Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Налоговая система России - одна из самых непредсказуемых

Архив rb.ru

Основная причина непредсказуемости - изменения законодательства

Налоговая система России - одна из самых непредсказуемых
Налоговые системы Венгрии, Польши, Румынии и России наименее предсказуемы, а вот Швейцария, Дания, Люксембург, Голландия и Швеция, напротив, весьма высоко оценивают предсказуемость своих налоговых систем. Об этом говорится в исследовании международного объединения фирм "Делойт".

В исследовании "Предсказуемость налоговых систем: отношения между компаниями и налоговыми органами", проводившегося в 24 странах ЕБВА, отмечается, что в большинстве стран у компаний складываются вполне благоприятные отношения с налоговыми службами. Но общая неопределенность налоговых систем вызывает беспокойство: половина респондентов считают, что она негативно влияет на их бизнес либо даже разрушает его. В исследовании приняли участие 1 328 специалистов (генеральные директора, руководители налоговых департаментов, бухгалтеры, главные бухгалтеры и сотрудники внутренних налоговых отделов компаний, в основном международных).

Согласно результатам опроса, 65% участников исследования оценивают свои отношения с налоговыми службами как "хорошие" и 27% - как "очень хорошие". Однако более 15% респондентов из Австрии, Италии, Нигерии, Польши, Румынии и России охарактеризовали их как "плохие" или "очень плохие".

Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин считает, что главная проблема отношений российских предпринимателей с налоговой системой - в структуре бизнеса.

"Бизнес, как правило, ориентируется на краткосрочные тренды (поскольку речь, вероятно, идет об опросе МСБ). Малый бизнес на 80% представлен сферой торговли и услуг. Этот бизнес изначально не нацелен на партнерские отношения с государством, поскольку весьма мобилен, не привязан к конкретным производственным проектам, подвержен существенным краткосрочным рискам. Но сейчас экономика входит в период, когда происходит выравнивание глобальных инвестиционных рисков, растет роль развивающихся рынков в формировании мировых инвестиционных потоков. При этом снижается требуемая доходность вложений и растет требуемый срок их окупаемости, поскольку рынок ищет низкие риски, его интересуют инвестиции в наименьшей степени подверженные рискам краткосрочных инфляционных и долговых шоков. Долгосрочные инвестиции, в отличие от краткосрочных, спекулятивных вложений, доминировавших в период бума, в принципе, по своей сущности вынужденно для бизнеса являются более "прозрачными", ориентированными на сотрудничество с государством на взаимовыгодной основе.

Проблема заключается и в уровне налогообложения, который хотя приблизительно и соответствует показателям развивающихся стран для несырьевых компаний, все же еще не отражает повышенных исторических рисков для России, к примеру, климатических, геополитических и т. п.", - рассказывает эксперт.

Налогоплательщики из стран ЕБВА указали, что характер их отношений с местными налоговыми органами зависит от конкретных отделов, с которыми им приходится работать. В особенности это касается отделов, курирующих уплату налога на прибыль: более 21% опрошенных испытывают трудности при взаимодействии с ними. Данный показатель чуть выше аналогичного, отражающего негативный опыт взаимодействия компаний с отделами, ответственными за сбор НДС (20% респондентов).

Почему в России такая непредсказуемая налоговая система?

Швейцарцы наиболее уверены в предсказуемости своей налоговой системы, и 80% из них даже считают, что налоговая система ни одной из стран в регионе ЕБВА не может иметь более высокий уровень предсказуемости. В Венгрии, Польше, Румынии и России более 55% респондентов полагают, что их налоговые системы более непредсказуемы, чем в других странах ЕБВА.

О причинах этой непредсказуемости российской налоговой системы рассказал Александр Осин: "Российская экономика не может позволить себе развиваться по западным стандартам, поскольку обладает специфическими рисками и потенциально высокодоходными сферами вложений. "Китайская" модель развития не была принята в России в 90-е годы в силу, возможно, во многом, внешнеполитических обстоятельств, в частности - стремления к снижению инвестиционных рисков за счет сближения с Западом. Как бы то ни было, Россия развивается по некоему "третьему пути", а налоговая система в любой стране перераспределяет доходы.

В итоге получается так, что можно переработать законы, связанные с тарифообразованием, налогообложением, и модернизацию производства, к примеру, профинансируют "богатые" отрасли экономики. Частично это уже делается. Но в этом случае появляются риски сокращения инвестиций в других отраслях экономики. И государство снова начинает менять тарифную и налоговую политику в "ручном режиме". Законодательство стабильно и работает, если его нормы поддерживаются текущими инвестиционными трендами. Если нет, оно постоянно переписывается, создавая сложности для бизнеса. Сейчас актуальны базовые перемены в законодательстве, обеспечивающие стабильность государственных инвестиций как базы для частно-государственного партнерства, "точечную" надстройку актуально проводить только для обеспечения доступности услуг государства, повышения "прозрачности" его сервиса".

О системе получения официальных разъяснений

Система получения официальных разъяснений может повысить предсказуемость системы налоговой, но почти 36% опрошенных, которые имели опыт обращения за этими разъяснениями, считают данную процедуру "медленной", особенно в России и Румынии. В Люксембурге, Польше, Швейцарии и Германии данная процедура оценивается намного благоприятнее.

Каждый пятый респондент отметил увеличение количества налоговых проверок

В течение последних трех лет почти каждый третий респондент прошел процедуру проверки исчисления и уплаты им НДС и налога на прибыль. Также за это время в отношении около 10% участников исследования были проведены проверки относительно трансфертного ценообразования, правил международного налогообложения и уплаты налога на доходы физических лиц. В отношении менее 6% опрошенных были проведены проверки уплаты таможенных платежей, акцизов и налога на имущество. Несмотря на то, что большинство респондентов (53%) указывают, что активность налоговых проверок в течение последнего года не изменилась, приблизительно пятая часть опрошенных (21%) считают, что эта активность возросла. Это особенно заметно в России, где 50% участников исследования указали на рост налоговых проверок.

Респонденты готовы отстаивать свои права в суде, но на деле в суд обращаются редко

В Норвегии, России Венгрии, Польше, Румынии и Словакии только небольшая часть опрошенных полагает, что разрешение налоговых споров с помощью административных процедур может привести к нужному результату (в то время как в Швейцарии, Нигерии, Швеции и Голландии в этом уверены более 70% респондентов).

Примерно 78% участников опроса подтвердили, что если урегулировать спор в административном порядке невозможно, их компания готова отстаивать свою позицию в суде: во Франции, Португалии, России и Швеции такой ответ дали более 90% опрошенных. Однако только 26% респондентов подтвердили, что их компании действительно обращались в суд за последние три года. Возглавляют тройку стран с наибольшим количеством подобных судебных процессов Польша, Португалия и Россия.

Большинство респондентов (83%) уверены, что налоговые органы относятся к их компаниям адекватно, в то время как 17% опрошенных это отрицают. 12% респондентов, в основном из России и Румынии, отметили, что уже подавали жалобы на необъективное или непрофессиональное отношение со стороны налоговых служб.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ликвидация ООО: пошаговая инструкция, сроки и порядок процедуры, необходимые документы
  2. 2 Нужно ли уплачивать налоги с донатов
  3. 3 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году
  4. 4 Налогообложение в Сербии: между Россией и ЕС
  5. 5 За счет чего финансовый анализ и прозрачность в налогах способствуют выгодной продаже бизнеса