Архив rb.ru

"Национальная рознь может привести к распаду государства"

Архив rb.ru
Ольга imedia

Автор в издании «РБ.РУ» — Архив

Ольга imedia

Эксперт по массовому поведению Акоп Назаретян обеспокоен ростом количества преступлений на национальной почве

"Национальная рознь может привести к распаду государства"
Присоединиться
Акоп Назаретян рассказал RB.ru об отличиях толпы и группы, а также о том, как редко на самом деле народной массой руководят провокаторы.

Недавние погромы в Западном Бирюлеве заставили RB.ru задуматься, как формируется и действует толпа и чем она отличается от организованной группы. В этой области, пожалуй, нет лучшего эксперта, чем профессор Акоп Назаретян.

Акоп Назаретян – специалист в области массового поведения, автор "Психологии стихийного массового поведения" и главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.

- Что такое толпа и в чем ее сила?

- Сила толпы в анонимности, человек перестает быть собой - это освобождение от груза социальных ролей.  Группа деградирует в толпу.  Совместное действие разрушается. Толпа - это то, что лишено внутренней структуры, лишено общих целей, но ее объединяет эмоциональное состояние и общий центр внимания. Когда толпа оказывается действующей, это может иметь последствия для общества. Больше всего жертв дает паническая толпа. Вспомним Ходынку, похороны Сталина. 

- Что важно учитывать при проведении массовых мероприятий, чтобы организованная группа не превратилась в толпу?

- Когда проводится массовое действо, если у организаторов не провокационные намерения, они должны четко за всем следить, подготовиться к возможным сценариям, и твердо знать, как избежать образования толпы. Если "грохнет", будут человеческие жертвы.

- Как образуется толпа и чем она отличается от группы?

- Существует 2 основных механизма ее образования: слухи и циркулярная реакция. Она образуется чаще всего спонтанно, а, главное, она имеет свойство превращаться из одного вида в другой. Главное отличие толпы от группы – это превращаемость. Эти изменения могут происходить спонтанно, а могут - в результате провокаций. Если действует провокатор, он ее будет превращать из менее опасной в более опасную. Например, он может зевак сделать агрессивной или стяжательной (склонной грабить) толпой. Человек, который хочет минимизировать жертвы,  будет превращать агрессивную в стяжательную, выбирая меньшее из зол. Пусть лучше разграбят несколько магазинов, чем чтобы погибли люди. Главное, чтобы избежать  жертв. И ради этого можно нарушить любые законы. И, как правило, судебных исков не возникает, потому что люди понимают.

- После того, как толпа сформировалась, какой требуется импульс, чтобы заставить ее действовать?

- Толпа она очень легко управляема. Даже легче, чем  группа. Только здесь другие механизмы. Толпа иногда сразу формируется как действующая. Здесь причины могут быть разные. Это импульс эмоционального окружения – происходит заражение эмоциями: ярость, ужас, страсть наживы и т.д. Чтобы превратить толпу в действующую, достаточно минимального раздражения плюс хорошо налаженное эмоциональное окружение. В этот момент люди становятся некритичными, они выходят за границы своих социальных ролей. Очень трудно не поддаться толпе. Человек становится все более восприимчив к тому, что происходит  внутри толпы, и менее восприимчив к тому, что извне. Если вы – провокатор, и вы смогли сымитировать  вашу причастность к толпе, тогда ваши призывы могут восприниматься очень охотно. Это, конечно, искусство. Нужен определенный артистизм и харизма.
Все, что снижает индивидуальный самоконтроль – алкоголь, наркотики – в толпе усиливается. Поэтому, чтобы подчинить толпу, часто их используют.

- Кто такие провокаторы?

- Провокаторы – это обученные люди, они должны проникнуть в толпу, никак не отличаться от толпы внешне, по поведению, но у них есть поручение кричать то, что надо. Или имитировать какое-то действие, запускать слухи. Это все касается только намеренных провокаторов. Чаще это бывает иначе. Обычно это происходит спонтанно. В истории тоже, как правило,  несчастья происходили не от злого умысла, а от человеческой глупости. Информация о том, что Ленин, якобы, продумал взятие Зимнего Дворца - вымысел. А до начала первой мировой войны Ленин писал не раз, что войны не будет, что она невозможна. А когда она уже бушевала, он говорил, что она была неизбежна, потому что "империализм". Не нужно думать, что толпа - это сразу заговор. Скорее всего, просто кто-то что-то не предусмотрел. Обычно провокаторы действуют, чтобы предотвращать печальные сценарии. Это агенты.

- Как должны действовать правоохранительные органы в случае, когда уже возникла толпа?

- Правоохранительные органы должны начинать действовать не когда сформировалась агрессивная толпа, а до того. Делать так, чтобы она не возникала. Для этого у них есть агентурная разведка. Они должны знать раньше всех, что где-то происходит. Они должны планировать. Когда уже все произошло, надо гнать омоновцев. Причем их должно быть больше, чем обычных граждан. Другой вариант - работать с психологами, чтобы в нужный момент рассредоточить толпу. А против агрессивной толпы действует, например, специальная музыка, которая  заставляет танцевать. В таких случаях еще ставят камеры, но они должны быть высоко, чтобы нельзя было добраться. Люди боятся агрессивно действовать, когда пропадает анонимность. Или используется принцип разделения толпы. Как, например, делал Остап Бендер: "Вы, вы… Товарищи свидетели…". Толпа сразу разбегается. Или как Иисус Христос решил сложную ситуацию: "Пусть первый бросит в нее камень, кто сам безгрешен".
 
- В советское время ваши книги и исследования были под грифом "секретно", что изменилось? Почему они теперь в свободной продаже?

- Да, когда-то это очень "секретилось": это оружие, эти технологии не хуже пистолета. Эти техники могут использовать в военных и гражданских ситуациях. Но я считаю, что чем больше люди будут знать, тем лучше. Если люди будут понимать, как ими манипулируют, больше шансов, что у нас сформируется гражданское общество. Мне за граждан обидно, когда всякие мошенники манипулируют ими.

- Как вы оцениваете последствия бирюлевской истории – растущее количество преступлений на почве национальной неприязни?

- Человек погиб, были устроены массовые погромы и беспорядки. И только после этого всего власти стали задумываться о проблемах. Надо чтобы власти начали действовать, чтобы коррупционные схемы рушились. Растущая национальная рознь - это плохо не только для ситуации в России, Москве и регионах, а даже в СНГ. Вот недавно я был в Кыргызстане. Киргизы очень доброжелательно сейчас относятся к России. Но в Бишкеке начали распространяться слухи о том, что в России теперь нельзя на улицу выйти с монголоидным лицом: убьют, побьют… И, в результате, в странах СНГ уже русские начинают чувствовать себя неуютно.

- Кому может быть выгодно разжигание национальной розни в России? Есть мнение, что это политика.

- Если мы не предположим, что в правительстве у нас сидят агенты нехорошего иностранного государства, если теорию заговора отринем, то это могут быть только идиоты. Такие события никому не выгодны. Сейчас головы и так у всех летят. 

- Как вы считаете, к чему может привести череда печальных событий, которую мы можем наблюдать сейчас?

- Разные сценарии могут быть. Одно можно сказать точно: этот резонанс может дойти до фундаментализма и может привести к распаду государства.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  2. 2 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  3. 3 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  4. 4 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  5. 5 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России