Дина

"Научи сам": четыре истории о том, почему предприниматели и топ-менеджеры начинают преподавать


Всем известна поговорка: хочешь сделать хорошо - сделай сам. Но, похоже, появляется и еще один тренд: хочешь хороших сотрудников (коллег, стартап-проекты) - научи. Например, многие ведущие компании, заинтересованные в поиске и привлечении молодых специалистов, открывают базовые кафедры и программы в вузах, а некоторые университеты просто приглашают предпринимателей и топ-менеджеров в качестве лекторов, которые читают студентам свои авторские курсы. Некоторые бизнесмены идут дальше и начинают преподавать школьникам. Мы пообщались с предпринимателями и топами, которые делятся знаниями, и выяснили, нравится ли им это занятие, какие бизнес-задачи они таким образом решают и что их привлекает в процессе больше всего.


Фото: Shutterstock

Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства "ЛАМПА", читает авторский курс в РУДН:

orig

"Преподавать (назовем это громко так) я начала два года назад, когда меня позвали в качестве приглашенного лектора прочитать авторский курс "Кризисные коммуникации" студентам четвертого курса экономического факультета РУДН, где есть специализация PR и рекламы. А потом завертелось как-то неожиданно для меня самой: к дневному отделению добавилось вечернее, к студентам - магистры, к кризисным коммуникациям - управление коммуникационными проектами.

Недавно я как раз шла в университет и думала: а зачем я это уже два года регулярно делаю? Этот процесс отнимает у меня все больше времени, размышляла я, преподаватель из меня так себе, я - скорее тренер, да и потребности учить (обучать, воспитывать, сеять доброе-вечное и так далее) у меня тоже нет. Зарабатываю практикой и консалтингом, университетская оплата - это приятное финансовое поощрение, но никак не главный источник дохода. Думала я, значит, думала, зачем мне все это надо, и поняла, что вообще-то причин несколько.

Первая - сам РУДН с его многообразием и атмосферой: одна студентка, например, у меня из Конго, другая из Латвии, третья - из Китая, поэтому можно узнать, как у них с этим дела обстоят, а как с тем. Или, например, приходишь в университет уставшая, а у нас тут музыка, танцы национальные, улыбки, веселье. Посмотришь на все на это, и настроение улучшается, и силы откуда-то берутся.

Вторая причина - возможность выговориться. Мне есть чем поделиться из собственной практики и практики коллег, но по этическим соображениям я не буду этого делать в публичном пространстве, а рассказать все равно хочется кому-то, кому это может пригодиться. Студенты в этом смысле - идеальная аудитория.

И третья причина - идеалистическая. Мне хочется, чтобы все реже о моей профессии говорили как о поверхностной и ненужной. Я могу повлиять на это, рассказывая будущим коллегам, как надо и как не радо работать. Благо, я это знаю не в теории и не понаслышке".

Аркадий Морейнис, инвестор, преподает основы бизнеса школьникам:

orig

"Я бизнес-ангел. Последние пять лет я занимаюсь стартапами - ищу новые проекты. И за это время я понял две вещи. Первая проблема: у людей, которые приходят ко мне со своими проектами, просто не хватает понимания некоторых вещей. То, что у нас слишком мало хороших проектов, объясняется тем, что людям просто вовремя не дали нужных знаний. Проблема номер два заключается в следующем. Любой бизнес-ангел, любой венчурный инвестор основные результаты получает от 10% наиболее талантливых людей и проектов. То есть чем раньше мы идентифицируем этих правильных людей, тем больше шансов, что мы получим, соответственно, те самые выстреливающие проекты. Например, Илон Маск, Стив Джобс и Билл Гейтс уже в раннем возрасте тем или иным образом занимались предпринимательством. Получается, если талант есть, он раскрывается рано. Чем раньше мы дадим нужные знания, тем больше шансов, что мы сможем идентифицировать, раскрыть таланты, которые принесут нам те самые миллиарды.

На мой взгляд, один из способов решать эти задачи - "опускаться" на уровень школы. Чтобы понять, можно ли вообще преподавать школьникам основы бизнеса, надо было попробовать. Сначала я собрал группу из желающих и занимался с ними офлайн. Я уже провел один курс в школе, где учится мой сын, и сейчас провожу второй. Используя этот опыт, я запустил онлайн-курсы - они более обширные по сравнению с офлайн, потому что втиснуться в школьную программу и школьные часы с дополнительным курсом достаточно сложно. Сейчас я веду переговоры с некоторыми школами, но от ряда из них я получал заявления вроде "нашим ученикам это не нужно". Но идею про офлайн я пока не оставляю, хотя прекрасно понимаю, что для нормального масштабирования онлайн принципиален.

Мне нравится преподавать. Первые результаты уже есть. Недавно я читал для взрослых лекцию в стартап-академии "Сколково", где рассказывал про юнит-анализ, некий метод финансового моделирования экономической целесообразности стартапа. И после этой лекции ко мне подошли несколько слушателей, которые спрашивали, а нет ли какой-то компании, которая взялась бы для них построить эти модели. А школьники на моем курсе уже сами строят эти модели в Excel. 

У этой медали, когда топ-менеджеры и бизнесмены идут преподавать, есть две стороны. Конечно, если мы говорим о предпринимательстве, то когда этому учит преподаватель обществознания или человек, который за двадцать лет профессорства ни разу не вышел "в поле" и не сделал что-то руками, то это профанация процесса. Разумеется, учить должны практики, профессионалы. Но не у всех предпринимателей, во-первых, есть желание учить. Во-вторых, успешный предприниматель - не обязательно хороший учитель, потому что надо уметь и рассказывать, и слушать, и давать обратную связь. Но если у предпринимателя есть и желание, и способности - очень нужно и очень важно, чтобы он шел преподавать".

Александр Горный, директор по информационным технологиям Маil.Ru Group, преподаватель в ВШЭ и "Технопарке Mail.ru":



"В IT-отрасли наблюдается дефицит специалистов, а нам для реализации идей постоянно нужны люди. Эффективнее всего готовить их самим. Мне стало интересно попробовать себя в преподавании, поскольку я вижу конкретный результат этого процесса: ты помогаешь обучить сильного специалиста, который через некоторое время может прийти работать с тобой.

В прошлом году стартовал новый формат в рамках проекта "Технопарк" (совместный проект МГТУ им. Баумана и Mail.Ru Croup - ред.). Теперь во время четвертого семестра студенты работают над выпускным проектом под руководством ментора. Их задача - сделать работающее приложение. Задача ментора - сделать так, чтобы студенты его сделали, то есть помочь в реализации команды, выборе идеи, следить за тем, чтобы работа не вставала, подсказывать, когда они заходят в тупик, помогать реалистично оценивать сроки. Этим я и занимался. Эксперимент прошел успешно, теперь выпускные проекты вошли в программу "Технопарка". Кроме того, я уже четыре сезона преподаю в ВШЭ - веду технологические основы интернет-проектов в Высшей школе бизнес-информатики: рассказываю будущим менеджерам интернет-проектов, как все работает, как общаться с программистами, чем программисты отличаются от людей и так далее.

Что мне больше всего нравится в процессе? Здорово, когда видишь своего студента в офисе, когда он действительно с энтузиазмом включается в работу, начинает творить. Мне интересно участвовать в воплощении крутых новых идей. Если такие будут появляться - буду продолжать преподавательскую работу".

Павел Емельянов, главный архитектор Virtuozzo, читает лекции для студентов МФТИ:



"Моя преподавательская деятельность в МФТИ началась как аспирантская повинность. Потом стало грустно от того, что кое-каких знаний, которые с моей точки зрения должны быть у выпускника-программиста, на Физтехе не давали. Соответственно, сначала я вел там обобщенные семинары по информатике, а потом стал читать лекции по ядру Linux.
 
Сейчас в Физтехе есть базовая кафедра от Parallels - теоретической и прикладной информатики. В рамках этой кафедры я раз в неделю читаю лекции по ядру Linux для студентов средних и старших курсов (занятия проходят в офисе Virtuozzo). Семинары же пока больше не веду.
 

Лекции и практические задания помогают формировать у студентов понимание потребностей рынка, трендов, требований к продуктам, состояния дел конкурентов. Поскольку наша область - не фундаментальные теоретические разработки, а прикладные (разработка программных продуктов), то все идеи студенты должны в результате воплощать в софте. Это наши будущие кадры - это наше будущее.
 
Что касается моего "личного интереса", скажем так, то тут есть несколько аспектов. Во-первых, студенты не знают и не понимают некоторых фундаментальных вещей, я пытаюсь этот пробел заполнить. Во-вторых, лучший способ разобраться в вопросе - попытаться объяснить это другому человеку: читая лекции, я сам лучше начинаю понимать некоторые вещи. Кроме того, объект изучения (ядро Linux) быстро меняется, так что я пытаюсь, с одной стороны, выявить в нем какие-то фундаментальные и неизменные вещи, а с другой - постоянно обновляю свои знания о его внутреннем устройстве. В-третьих, многие из слушателей потом приходят работать к нам, и лучше их подучить заранее, чем в процессе работы.
 
Все прекрасно понимают, что основную работу с меня никто не снимает, и главный результат нужно показывать здесь, в компании. А преподавание - важная, но дополнительная работа. Конечно, у нас стараются поощрять такого рода инициативу, оплачивая ее. Это больше, чем платят штатным преподавателям в вузах, но неправильно будет назвать эту доплату главным мотиватором. Все построено на личном энтузиазме.
 
В процессе преподавания я люблю, чтобы студенты задавали вопросы. Это помогает взглянуть на вроде бы известные факты под новым углом. Не нравится, когда на зачете курс пытаются "спихнуть".
 
Пока планирую продолжать преподавать, но буду или нет, зависит для меня в основном от того, где территориально надо будет читать курс. Транспортная доступность (а точнее - недоступность) МФТИ в определенный момент привела к тому, что я перестал вести семинары".


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно