"Наука уклонения от работы": социолог рассказал, почему набирает обороты эпидемия ничегонеделания


В среднем два часа в день тратит сотрудник на так называемый "пустой труд" (то есть на нерабочие дела в рабочее время) - к такому выводу пришел шведский социолог из Лундского университета Роланд Полсен, один из ведущих мировых экспертов в вопросах уклонения от работы. В своей недавно вышедшей книге Empty Labor про "науку отлынивания" Полсен рассмотрел из ряда вон выходящие примеры этого явления (не просто просмотр "посторонних" сайтов и задержки у кофеварки) - для этого он побеседовал с сотрудниками, которые тратят на "нетрудовую деятельность" до половины рабочего дня.



Как отмечает социолог в беседе с The Wall Street Journal, большинство профессий требуют от специалистов большой отдачи, однако не все сегменты рынка "обусловлены жесткой конкуренцией, делая рабочие дни более интенсивно загруженными". Несмотря на то, что работодатели используют различные технологии, чтобы их сотрудники гарантированно выполняли свою работу (от специализированного ПО до GPS-устройств, контролирующих местонахождение водителей-курьеров). Однако сотрудники находят способы обойти их все. И, несмотря на то, что специалисты во всем мире проводят на работе с каждым годом все больше времени, эти средние два часа все равно уходят впустую.

Итак, почему люди бывают вовлечены в этот пустой труд, хотя очевидно, что он не приносит пользы, не способствует повышению заработка или карьерным продвижениям? Дело в том, считает Полсен, что работа в целом или отдельные задачи кажутся сотруднику бессмысленными, не служат потребностям клиентов или даже потребностям самой компании. Некоторые сотрудники, которых опрашивал социолог, говорили о разочаровании в компании или конкретном менеджере. Бывают у этого и "политические" мотивы: сотрудники считают нормальным "вернуть" себе час-другой из того времени, которое отбирает наемная работа. Имеет место и определенное неравенство: иногда люди, которым платят меньше, вынуждены работать больше, и у них нет возможности даже взять пятиминутный перерыв, а высокооплачиваемые специалисты порой жалуются на "простои" в течение дня. Причем интересно, что за работой низкооплачиваемых сотрудников работодатели следят больше всего, у них практически нет возможности тратить полдня на раскачивание. Впрочем, считает Полсен, при желании лазейку можно найти везде.

Почему сотрудникам удается уклоняться от работы?

Некоторые работодатели, отмечает Полсен, безусловно, догадываются, что большинство их сотрудников работают отнюдь не в полную силу. И хотят изменить ситуацию - во что бы то ни стало. Например, компании вроде Google и Facebook "хвастаются" тем, что граница между рабочим и личным временем их сотрудников становится все более размытой. Но то же самое могут сказать только несколько компаний "высшей лиги". По мнению социолога, вопросы регулирования рабочего времени сегодня устарели, особенно применительно к высококвалифицированной умственной работе. Но есть и другие способы контроля производительности.

Впрочем, далеко не все сотрудники, занятые нерабочими делами в рабочее время, делают это из-за природной склонности к лени или потому что не хотят работать. Кто-то бывает вовлечен в это не по своей воле, и им это не нравится. Это, отметил социолог, сильно его удивило. Наиболее ярким примером этого стал банковский служащий, который работал всего 15 минут (!) в день, будучи занят в одном проекте. В один прекрасный момент ему стало не смешно, и он рассказал руководителю о положении дел. Его открытость была вознаграждена. Этот служащий действительно хотел работать более продуктивно, но менеджер был слишком занят, чтобы придумывать ему новые задачи. В этом случае он мог бы имитировать рабочую деятельность, но не стал.

Если говорить о том, какие специалисты больше всего уклоняются от работы, то, по словам Полсена, качественно обобщить этот вопрос сложно. Но в его практике такие чаще всего встречались ему среди офисных сотрудников с высшим образованием. Впрочем, отмечает он, качественно отлынивать от работы еще нужно уметь, а не всем удается научиться. В практике Роланда Полсена был копирайтер рекламного агентства, который практически все рабочее время посвящал записям в своем блоге, веб-разработчики, которые подробно рассказали ему, как приходить на работу позже и уходить раньше, а также архивист, который в рабочее время написал магистерскую диссертацию.

Как им это удалось? По мнению Полсена, не все менеджеры порой точно знают, какие дела включает в себя то или иное задание, сколько времени и усилий оно потребует. Это особенно справедливо, если речь идет о работе, для которой необходимы какие-либо специализированные технические навыки и знания. Чем крупнее компания или подразделение, тем сложнее менеджерам понимать, что на самом деле в них происходит. Но даже если в команде все прозрачно, всегда найдутся "мастера мистификаций". Например, всегда можно убедительно сказать руководителю, что работа над проектом займет 10 часов (хотя сотрудник прекрасно знает, что займет она максимум шесть). Здесь также важно держать руководителей на расстоянии - если они будут слишком вовлечены в рабочий процесс, им не составит труда все понять.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно