Андрей

Один из первых акционеров Facebook продал большую часть своих акций

Питер Тиль избавился от 20,1 млн акций, оставив себе лишь 7 млн


Один из первых инвесторов Facebook Питер Тиль продал большинство принадлежащих ему акций соцсети после завершения моратория на их реализацию, свидетельствуют документы, поданные в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC).
 
Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook, которая провела первичное публичное размещение акций на бирже Nasdaq 18 мая, ввела период ограничения на продажу части акций инвесторами, профинансировавшими ее бизнес на ранних стадиях развития, а также сотрудниками, получившими ценные бумаги в виде вознаграждения.
 
В четверг 16 августа истек мораторий на свободную продажу примерно 271 миллиона акций Facebook, что примерно на 60% увеличило объем акций компании, которые могут участвовать в сделках.
 
Тиль за четверг и пятницу прошлой недели продал порядка 20,1 миллиона акций соцсети. Это составляет более 70% принадлежавшего ему после IPO Facebook пакета в 27,9 миллиона акций. Напомним, что ранее в ходе IPO Тиль продал еще 16 миллионов акций соцсети.
 
Три месяца назад в ходе IPO цена акций Facebook была определена на уровне $38. Однако с тех пор стоимость ценных бумаг соцсети падает - в ходе торгового дня на Nasdaq в понедельник они обновили исторический для компании минимум на уровне $18,75.
 
Чистый убыток Facebook во втором квартале 2012 года составил $157 млн против $240 млн прибыли за аналогичный период годом ранее.
 
Инвесторы разочарованы
 
"Как мы видим, панические продажи не начались", - заявил эксперт фонда FINAM Global Леонид Делицын, отвечая на вопрос RB.ru о реакции на продажи акций Тилем. "Это связано с тем, что сейчас акции Facebook на рынке стоят дешевле своей справедливой стоимости, - инвесторы в них больше не верят. Разумеется, те ранние инвесторы, которые инвестировали в компанию несколько лет назад, могут продавать свои акции и сейчас, получая отдачу на инвестиции, скажем, не в 200, а только в 100 раз", - поясняет эксперт.
 
Акции сети просели потому, что организаторы размещения продали их по завышенной цене. Мы знаем, что в последние пять лет в самых разных странах андеррайтеры взвинчивают цены акций при IPO, чтобы немедленно заработать. Кое-где, как мы знаем, компания даже вернула деньги участникам народного IPO. А во время IPO компании Facebook трейдеры в некоторых банках-андеррайтерах продавали акции Facebook "в короткую", т.е. занимали у своей компании акции, чтобы их немедленно продать, а потом выкупить дешевле, вернуть их прежнюю стоимость, и заработать на разнице. Иными словами, в самих инвестбанках одни подразделения работали против других – не веря в ту стоимость акций, которую предлагали широкой публике. Здесь алчность банкиров и тщеславие Марка Цукерберга, заявлявшего, что его компания будет стоить триллион
долларов, только усиливали друг друга.
 
Чтобы акции начали расти, компания должна доказать, что способна достичь тех финансовых целей по выручке и прибыли, которые были заложены в высокую
оценку ее акций. Если компания будет демонстрировать равнодушие к этим показателям, то аналитики (в том числе – аналитики тех же самых инвестбанков) дружно пересмотрят
свои оценки и понизят стоимость компании. Тогда массовые инвесторы поймут, что в ближайшие годы заработать на Facebook им не удастся, и начнутся массовые распродажи.
"Впрочем, на рынке находится лишь небольшая доля акций Facebook, так что если они очень подешевеют, Марк Цукерберг сможет выкупить их и провести делистинг, т.е.
компания снова станет частной", - рассказал Делицын.

Это венчурный стартап
 
Ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев отмечает, что Facebook, прежде всего, - это великолепный пример потрясающего успеха венчурного стартапа. И как у любого венчурного стартапа у него есть организаторы и инвесторы, которые заходили в проект на ранних стадиях. И для организаторов венчура, и для прямых инвесторов, IPO - это конец проекта. Это точка выхода из него.
 
В данном случае основателей сети это пока касается в меньшей степени, но для инвесторов, которые заходили в проект до размещения, по ценам порядка $10, $7, $3, IPO - это точка выхода и фиксации прибыли. И в этом плане все равно, стоит Facebook $38 или $18 - это все равно прибыльно. И сейчас начинаются постепенные отмены ограничений на продажу бумаг для тех, кто купил их до IPO. Поэтому продажи крупных пакетов закономерны. Не потому, что компания такая плохая, а потому что такова бизнес-модель private-equity инвестора. Это первый момент.
 
А второй момент - Facebook, безусловно, был "перегрет" на размещении, здорово разрекламирован, "пропиарен". Даже кино сняли. Поэтому оценка компании на размещении была крайне высокой. Но если для тех, кто входил в проект на ранних этапах это был венчур, и они рассчитывали продать значительно дороже после IPO, то инвесторы, покупающие бумагу на размещении и в последствии уже не могут руководствоваться такой моделью.
 
Теперь компанию можно рассматривать как источник денежных доходов, которые она генерирует - но тогда Facebook все еще катастрофически дорог, это действительно пузырь, и он неизбежно лопнет. Бумаги размещались с коэффициентом цена/прибыль в районе 100 (у российской нефтянки 2-4, у Google, Apple 15-20) - то есть компанию оценили в 100 раз больше своей прибыли. При этом ресурсы роста финансовых показателей у сети, на самом деле, небольшие и таких авансов не оправдывают.
 
"Если мыслить в таком ключе - то да, Facebook должен падать дальше, и должен стоить в районе $5-7 за бумагу. Это финансовая катастрофа", - говорит эксперт.
 
Другой вариант - который и был заложен в высокие оценки – продолжать рассматривать компанию как "венчур", но на этот раз технологического плана.
 
У Facebook есть огромное число подписчиков, есть огромное количество личной информации о них, и, казалось бы, можно заработать огромные деньги, продвигая людям именно те товары и услуги, которые им нужны. Однако пока рекламные доходы не идут ни в какое сравнение с тем потенциалом, который можно извлечь из такого количества личных данных. Здесь проблемы упираются в технологию. В схему "монетизации" имеющихся "человеческих" активов, которая пока далека от совершенства. Фактически не существует пока актуального решения, которое позволило бы имеющийся потенциал реализовать.
 
Достижения на поприще контекстно-ориентированной рекламы, как выяснилось, работают гораздо хуже, чем ожидалось изначально. Тем не менее, сохраняется вероятность того, что требуемая технология рано или поздно появится - тогда доходы сети могут вырасти многократно, и оценки, данные при размещении, уже не будут завышенными.
 
"Что касается ближайших перспектив бумаги, то, несмотря на продажи "инсайдеров", по-прежнему, первую скрипку тут играет психология рынка. Многие эксперты ждут отскока котировок, и тут мы с ними солидарны. Другое дело, что сложно предсказать, с каких именно уровней этого отскока стоит ожидать", - резюмирует эксперт.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно