Ксения

Онлайн-образование 2015: чему учились россияне


Образование, как и большинство других сфер жизни, уверенно переходит в онлайн. Все больше дистанционных программ готовят вузы и бизнес-школы, все больше курсов от самых знаменитых университетов мира появляется на сайтах вроде Coursera. С помощью онлайн-курсов можно научиться всему - от принципов ведения блогов и мыловарения до аудита и ведения деловых переговоров. С помощью экспертов образовательного портала Coursmos и Coursera мы выяснили, какие темы и курсы были популярны у россиян в 2015 году.


Фото: Shutterstock

Как рассказал создатель LinguaLeo и LeveL90 Айнур Абдулнасыров, в 2015 году емкость русскоязычного сегмента рынка онлайн-образования составила 1,5 млрд рублей, но освоено только около 29% его потенциала. По его мнению, основной "конкурент" образования в интернете - развлекательный контент. Поэтому главный тренд года (который продолжит набирать обороты и в будущем) - движение развития курсов в сторону игрофикации (создание вовлекающего гейм-дизайна, поэтапного открытия уровней, получения очков опыта за каждое полезное действие, бонусов в конце пути без потери для качества образования). Как рассказывает глава и основатель онлайн-академии Zillion Дмитрий Грин, другой важный тренд - распространение онлайн-обучения по индивидуально составленной программе, с поддержкой тьютора.

orig

По словам рекламного директора компании Coursmos Павла Шутеева, ни для кого не секрет, что преподавание старается максимально перейти в интернет, где больше и инструментов, и студентов. Эта тенденция, отмечает он, справедлива не только для инфо-бизнеса, тренеров и инструкторов, но также для высшего образования и репетиторов. "Также замечен всплеск интереса у простых учителей - недавно они поняли, что могут вести в интернете свои факультативы, кружки, а также продавать свои учебные курсы за стенами школ и университетов. Мотивы инфо-бизнесов и инструкторов более простые - у них на своих сайтах нет тех инструментов, которые может дать образовательная платформа. Именно поэтому они создают свои платформы и пользуются всеми доступными образовательными инструментами в рамках платформы", - рассказывает Павел Шутеев. 

В целом, этот год, по словам эксперта, показал важное изменение на рынке онлайн-образования - преподавателям стали нужны не только возможности размещения курсов, как это было раньше, но и наборы инструментов для работы с аудиторией и контентом. "Например, кроме курсов, авторы хотят создавать тесты, сертификаты, вебинары и консультации. Чем больше инструментов доступно на отдельной платформе - тем больше на ней может "развернуться" преподаватель или бизнес. Студенты (они же конечные пользователи контента) тоже стали более требовательными - им мало онлайн-курсов. Им нужны еще - как минимум тесты - для проверки знаний и обязательные сертификаты. В идеале же им еще хотелось бы иметь и возможность живых консультаций с автором, возможность приобрести билеты на офлайн-мероприятия, доступ к вебинарам и так далее. Этот год можно назвать годом роста образовательного контента: его хотят создавать - много и разнообразно, и хотят потреблять - в таком же масштабе и разнообразии", - комментирует Павел Шутеев.

orig

Как отмечает эксперт, в ближайшее время мы будем наблюдать (и создавать) такую картину, когда студенты жаждут заменить офлайн-образование богатым набором образовательного контента в интернете. Важно, чтобы контент обязательно был сконцентрирован в одном месте, а все преподаватели максимально обживали платформы и твердо обосновывались там, где им предложат больше качественных инструментов в рамках одной платформы.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно