Ксения

Ответственна ли компания Apple за плохо закрепленный в коробке iPhone?


Поклонники бренда Apple с замиранием сердца смотрели видеоролик из австралийского Перта, где один из первых покупателей нового iPhone 6 уронил его из коробки прямо на асфальт. И это произошло не только из-за трясущихся от волнения рук - гаджет действительно был не очень хорошо закреплен в коробке. О том, ответственна ли за это компания Apple, RB.ru спросил юриста.



"Вопрос об ответственности компании Apple за повреждение iPhone, которое произошло по причине его непрочного крепления в заводской упаковке, является очень спорным", - отмечает юрист сервиса "Правовед.ru" Эдуард Мирасов.


Если смотреть со стороны российского законодательства, а именно с точки зрения статьи 1095 Гражданского Кодекса РФ, где указано, что вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом под лицом в правоотношениях с потребителем необходимо рассматривать взаимосвязи со статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ. В ней говорится, что за вред, причиненный работником, отвечает компания, в которой этот человек работает. "То есть если упаковщик повредил внутренний держатель коробки iPhone, то ответственность за последствия данного недостатка обязана нести сама компания Apple", - говорит Эдуард Мирасов.

Но так как компания Apple находится за пределами России, законодатель предусмотрел следующий нюанс. В статье 1096 Гражданского кодекса сказано, что вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара. "Поэтому если в результате недостатков упаковки ваш iPhone получил повреждения, вам не нужно искать представительство Apple в России, а достаточно предъявить свои претензии к продавцу, у которого вы приобрели данный смартфон", - комментирует юрист.

Согласно ГОСТу 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения", под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. То есть главным предназначением упаковки (применительно к iPhone - это коробка) является защита от внешнего воздействия.
"Следовательно, каждую ситуацию, когда iPhone получил повреждения в результате недостатков его упаковки, нужно рассматривать отдельно. Так, если iPhone получил повреждение, находясь в коробке во время транспортировки, то это явно свидетельствует о несоответствии коробки ее функциям, а именно - защиты от повреждений. Случай, когда iPhone получил повреждения в результате падения при вскрытии коробки, является очень противоречивым, так как установить, кто именно виноват, потребитель или производитель, очень сложно", - говорит эксперт. Причин падения может быть несколько: это может быть как не правильно уложенный смартфон, так и производственный брак упаковки.

"Часто производитель указывает, какие допустимые механические воздействия, которые не должны повлечь потерю его потребительских качеств, могут быть оказаны на товар. Например, если после попадания в небольшую лужу, водонепроницаемый смартфон вдруг перестанет работать, то здесь будет явная вина производителя, который не обеспечил своему смартфону тех заявленных характеристик, которые он обещал при продаже своего товара. Если же ваш iPhone упал при вскрытии коробки и получил механические повреждения, либо из-за падения перестал работать, обратитесь в экспертную сертифицированную организацию, которая поможет узнать причину повреждений", - рекомендует Эдуард Мирасов.

В России пока не слишком принято отстаивать свои потребительские права в суде, особенно когда речь идет о крупных корпорациях. И напрасно: в ряде случаев можно добиться успеха. Стоит вспомнить один из самых знаменитых судебных процессов против McDonalds. 79-летняя жительница Нью-Мексико Стелла Либек получила ожог третьей степени от горячего кофе. Стаканчик с кофе стоял на приборной панели ее автомобиля и опрокинулся ей на ноги, когда она затормозила. Суд постановил выплатить пострадавшей $2,9 млн, но позднее сумма была снижена до $640 тысяч. Компанию обвинили в том, что она плохо разработала крышки для стаканчиков, а также не предупредила клиентов о возможной опасности. Именно с тех пор (судебный процесс состоялся в 1994 году) на стаканчиках с горячими напитками в McDonald’s располагается предупреждающая надпись.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно