Архив rb.ru

Пенсионные планы как средства мотивации в России пока "не приживаются"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Почему не очень большое количество специалистов имеют сейчас пенсионные планы и накопления или вступают в пенсионные программы в своих компаниях?

Пенсионные планы как средства мотивации в России пока "не приживаются"
Присоединиться
По мнению ученых из Уортонской школы бизнеса, в этом виноваты акционеры и "структуры распределения собственности" компаний, пишет The Wall Street Journal. А RB.ru выяснил, насколько распространена практика пенсионных программ и схем в России и пользуется ли она успехом.


Фото: Fotoimedia

Профессор Уортонской школы бизнеса Адам Кобб утверждает, что в последние годы уровень влияния акционеров на дела компании вырос, а влияние работников и профсоюзов - напротив, снизилось. И в погоне за рентабельностью ценных бумаг акционеры - особенно инвесторы, владеющие крупными пакетами акций, - сильно влияют на сокращение количества пенсионных планов. Компании либо отказываются от пенсионных программ в целом, либо же делают их недоступными для новых сотрудников.

60% компаний из списка Fortune 500 предлагали сотрудникам пенсионные программы в 1998 году. Согласно данным исследования Towers Watson, опубликованного ранее в этом месяце, в 2013 году этот показатель снизился до 24%. А в служебной записке компании Johnson & Johnson, обнародованной на прошлой неделе, говорится о том, что пенсионные пособия для сотрудников, нанятых после 1 января 2015 года, будут сокращены. В записке не говорится, откажется ли компания от программы в принципе.

Исчезновение пенсий, говорят исследователи Уортонской школы бизнеса, снижает лояльность как со стороны сотрудника, так и со стороны работодателя. Компании фокусируются исключительно на финансовых операциях, не обременяя себя последующими пенсионными выплатами бывшим сотрудникам, а специалисты не считают себя обязанными быть лояльными и хранить верность компании, а воспринимают себя как вольных наемников, которые готовы сменить работу, как только поступит лучшее предложение.

В своей работе текущее положение вещей Адам Кобб объясняет тем, что в плане влияния на принятие решений, которые касаются благополучия работников, сотрудники остались далеко позади акционеров. Также он сопоставил изменения структуры собственности крупных компаний с 1982 по 2006 годы и изменения в их пенсионных программах. В 1982 году был более распространен "рассредоточенный" принцип владения акциями (когда большое количество акционеров владеют маленькими пакетами). К 2006 году количество таких компаний сильно снизилось, вместе с тем количество компаний с пенсионными планами тоже снизилось - примерно на треть. Когда акции "распределяются" по большому количеству владельцев, а не сосредоточены у нескольких крупных инвесторов, менеджеры имеют больше полномочий по решению вопросов, связанных с сотрудниками. Такие компании с большей долей вероятности предусмотрят пенсионные программы для персонала.

Пенсионные программы в России не приживаются из-за "молодости" компаний

Пенсионные программы в российских реалиях приживаются непросто. Некоторые компании (в основном западные) пытаются внедрить у себя эту практику в рамках программ well-being сотрудников. Такой опыт есть, например, у JTI. В JTI разработана программа софинансирования пенсий. Люди, занятые сейчас в бизнесе, очень хорошо зарабатывают. Но при выходе на пенсию многих из них ждет серьезная финансовая катастрофа, потому что в силу молодости и ряда иных причин они не задумываются о том, что с ними будет в шестьдесят лет. Мало кто предпринимает какие-то шаги, чтобы уровень дохода на пенсии не снизился. В JTI есть частная пенсионная программа. Формула, которую в компании называют "4+4=12", такова: 4% от зарплаты каждому сотруднику предоставляет компания. Если сотрудник вкладывает 4% зарплаты сам, то компания добавляет к его накоплениям еще столько же. Таким образом, у сотрудника есть возможность ежемесячно откладывать 12% заработной платы на пенсионные накопления. Кроме того, в компании сотрудникам регулярно предоставляют информацию о том, почему важно заниматься финансовым планированием. Хотя число участников программы и растет ежегодно, пока в нее включаются далеко не все сотрудники, поскольку JTI - "молодая" компания. Как, впрочем, и многие компании в России. В России средний возраст сотрудников компании не превышает 40 лет, хотя за последние годы он немного подрос.

"Пенсионные схемы - одна из тех мотивационных практик, которые тяжело приживаются на российской почве. Работает это так: сотрудник откладывает некую сумму на пенсионный счет, компания тоже перечисляет сотруднику некую сумму, и к выходу на пенсию, помимо государственных выплат, у сотрудников есть еще и дополнительные. Видимо, потому что в России происходит много кризисов, мало специалистов готовы к таким схемам. Кроме того, учитывая средний возраст сотрудников, в 25-30 лет о пенсии не хочется не только говорить, но и думать. Вообще в России это не принято - рано задумываться о пенсии, привычнее надеяться на русское "авось". Я работала в одной компании, где директор был предпенсионного возраста. И он постоянно пытался предложить сотрудникам эту пенсионную схему - по его мнению, это должно было всех мотивировать. Но прежде чем внедрять какой-то метод, нужно опрашивать людей, узнавать, насколько это интересно. И там сотрудники предпочитали, чтобы им оплачивали фитнес-клуб", - рассказала HR-директор OBI Russia Гюзель Гараева.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter