Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Плохие дороги стоят государству более 5% ВВП

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

«Росавтодор» подтвердил, что в России дорог не хватает, а те, что есть - плохие

Плохие дороги стоят государству более 5% ВВП
Сегодня «Росавтодор» отчитался перед первым вице-премьером Сергеем Ивановым за пятилетнее строительство дорог и рассказал о своих планах на будущее. Чиновники проиллюстрировали цифрами то, что и так очевидно: состояние существующих российских дорог удручающее, а строительство новых явно не успевает за ростом автомобилизации населения. И в будущем улучшения ситуации не предвидится.

За пять лет - с 2003 по 2007 годы - в России было построено почти 16 тыс. км автомобильных дорог, заявил руководитель "Росавтодора" Олег Белозеров, выступая сегодня перед премьер-министром Сергеем Ивановым на расширенном заседании коллегии Минтранса. В следующие семь лет - с 2009 по 2015 годы - "Росавтодор" обещает построить в четыре раза больше километров автодорог (планы на 2008 г. в анонсированную программу не включены). В итоге протяженность автомобильных дорог в России к 2015 году должна удвоиться.

Однако выполнение этих обещаний пропускной способности дорогам не прибавит. Хотя бы потому, что число автомобилей в стране будет расти почти пропорционально километрам дорог. По прогнозу Белозерова, к 2015 году количество автотранспорта в России увеличится почти в полтора раза. Сегодня по российским просторам разъезжает 34 млн автомобилей, а через семь лет - будет почти 50 млн.

«Ямочный» ремонт отменяется

Нехватка километров дорожного полотна - лишь одна сторона медали. Качество дорог - не менее болезненная тема для России. По словам Иванова, федеральные трассы только на 40% своей протяженности соответствуют нормативам, и лишь 8% длины автодорог федерального значения имеют многополосную проезжую часть. И если федеральные трассы в таком плачевном состоянии, что тогда говорить о дорогах местного значения. Иванов статистику приводить и не стал.

Зато чиновник попенял на практику "ямочного" ремонта дорог, поинтересовавшись у главного дорожного строителя страны, когда она будет прекращена. Главе "Росавтодора" пришлось пообещать прекратить латание дыр в покрытии через три года - в 2011. Правда, автодорожник уточнил, что в небольших количествах этот способ ремонтирования дорог все-таки останется, как это происходит на Западе. Иванов согласился с западной концепцией, где "ямочный" ремонт используют не более 0,5% от всех ремонтных работ, например, для исправления колеи от фур.

Плохие дороги государству невыгодны

Из-за плохих дорог страдает не только обычные российские граждане, которым приходится пробираться по российскому бездорожью, но и государство. Низкое качество дорог приводит к повышению транспортных расходов и через это - к росту себестоимости товаров и услуг. Все это снижает ценовую конкурентоспособность российской продукции.

Из-за плохих дорог Россия ежегодно теряет больше, чем тратит на обеспечение обороноспособности страны, посокрушался бывший глава военного ведомства. По оценке его экспертов, потери страны от плохих дорог - более 1,8 трлн рублей. Как передают информагентства, Иванов заявил, что это соответствует примерно 3% ВВП. Однако масштабы проблемы могут быть еще больше. По официальным данным, в 2007 году номинальный объем ВВП России составил почти 33 трлн руб., таким образом, размер бедствия можно оценить в более чем 5% всего объема произведенных товаров и оказанных услуг в стране. До сих пор до 40 тыс. населенных пунктов вообще нельзя добраться из-за отсутствия дорог. В них живет около 2 млн человек.

"Росавтодору" мало денег

На автомобильные дороги государство выделяет до 2015 года больший объем инвестиций, чем авиа- и железнодорожному транспорту (половину из общих 21 трлн рублей), дорожному хозяйству необходимо больше. Глава "Росавтодора" предлагает в качестве дополнительного источника финансирования использовать облигационные займы на строительство и реконструкцию дорог, а также кредиты международных финансовых организаций. Средства планируется также изымать из концессионных соглашений с частным бизнесом (которые, к слову, пока не действуют).

Кроме того, в качестве дополнительного источника средств "Росавтодор" рассматривает возможность введения повышенных сборов с грузовых автомобили с тяжелыми грузами, которые наносят больший ущерб дорогам.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter