Почему инновационный стартап не выживет без предпринимателя в команде


Как все помнят, до Марка Цукерберга идею глобальной социальной сети пытались воплотить как минимум несколько предпринимателей. Однако успешной стала только Facebook. Возможно, утверждение о том, что идея сама по себе ничего не стоит, несколько преувеличивает действительность, но очевидно, что стартапу нужно что-то еще, помимо грандиозной идеи. Начальник управления инновационного развития "РусГидро" (корпоративного партнера федерального акселератора технологических стартапов GenerationS) Олег Калинко рассказал о роли технического брокера в успехе стартапа - человека, чьи компетенции удачно расположены на стыке науки и предпринимательства. 


Фото: Twitter. Глава TeslaMotors Илон Маск и автомобиль Tesla

Крупные компании сейчас проявляют повышенный интерес к инновационным технологическим стартапам и начинающим предпринимателям. Молодые ученые увлеченно занимаются поиском новых идей и разработок, уверенные в том, что идея продаст сама себя. На деле же парадокс заключается в том, что многие интересные проекты не выживают как раз из-за слишком сильного увлечения разработчиков базовой технологией. Из-за того, что ученому, придумавшему действительно интересное техническое решение или технологию, не хватает предпринимательской жилки, чтобы довести эту технологию до продукта, востребованного рынком. Для решения этой задачи стартапам необходим технологический брокер.

Раньше роль технологических брокеров выполняли инженеры-изобретатели, способные довести изобретение до потребителя. Сегодня, с усложнением технологий и технических решений, приходится разделять изобретательскую деятельность, научную деятельность и деятельность по продвижению продукта на рынки. Новые вызовы повышают значимость роли технологического брокера в технологической цепочке "изобретатель-потребитель". И чем больший объем информации нужно будет использовать при принятии решений по управлению стартапами, чем выше будут требования к скорости принятия таких решений, тем выше будет уровень специализации стартапа по ролям и тем больше будет значимость каждого звена и значимость самого технологического брокера.
Ниже приведены основные заблуждения предпринимателей, из-за которых перспективные технологические стартапы скорее всего обречены на неудачу.

1. Главное - идея. Это не совсем так. Ко мне приходили очень уважаемые ученые, рассказывавшие о разработанных ими технологиях, например, по измерению собственного электромагнитного излучения высоковольтного оборудования. Но в их команде не было людей, которые могли бы довести эту технологию до продукта, востребованного энергетиками, - простого и надежного прибора, который на основе данной технологии может прогнозировать остаточный ресурс оборудования. И нам, к сожалению, пришлось отказаться от этого проекта. Но если бы эти ученые привлекали в свои команды технологических брокеров, которые могли бы доводить такие перспективные идеи до рыночного продукта, судьба проектов складывалась бы совсем иначе. Примеров таких обратных ситуаций вокруг нас великое множество. Из самых известных можно привести в пример Илона Маска, который умеет доводить до коммерческих продуктов даже потенциально довольно средние технические решения. Не все, например, знают, что знаменитые электромобили Tesla используют в качестве источника энергии огромное число соединенных в единую цепь практически стандартных бытовых аккумуляторов питания, производимых одной известной японской компанией. Но Маск сумел сделать это простое решение настолько удобным для потребителя, что проект стал экономически эффективным и принес предпринимателю славу и деньги.


На фото - Олег Калинко

2. Нужно сначала найти инвестора, а потом собрать команду. Это не всегда работает. Рассматривая проект стартапа, инвесторы обращают внимание не только на саму идею проекта. Фокус внимания инвестора зависит от стадии жизненного цикла проекта. Для проектов ранней стадии принципиальное значение имеет техническая реализуемость. На более поздних стадиях, когда технологические риски уже сняты, инвестора интересуют рыночные перспективы проекта и его экономические показатели. Естественно, независимо от стадии жизненного цикла, принципиальное значение имеет наличие сбалансированной проектной команды, состоящей как из технических специалистов, так и из активных предпринимателей. Команды, способной привести проект к успешной реализации. Наличие в такой команде предпринимателя (технологического брокера) станет весомым аргументом для инвесторов, что в проект имеет смысл вкладываться.

3. Технологический брокер - человек науки, а люди науки у нас и так есть. Нет. Если говорить о наборе компетенций, то научные и предпринимательские навыки для технологического брокера важны почти в равной степени. Но я бы видел такого человека все же чуточку больше предпринимателем, чем ученым. Просто потому, что научными знаниями можно овладеть, а предпринимательские навыки - это больше свойства личности. Образно говоря, научные знания - это то, что у человека в голове. А предпринимательские навыки - это то, в каком ритме бьется его сердце. Идеальный технологический брокер должен обладать широкими политехническими знаниями из различных предметных областей, глубокими технологическими знаниями приоритетной предметной области своего проекта, отличными знаниями в сфере экономики, пониманием маркетинговых технологий и способов продвижения, отличными коммуникативными навыками, умением принимать быстрые и нестандартные решения, умением эффективно формировать и мотивировать команды единомышленников, навыками операционного управления такими командами. Разница между просто эффективным и гениальным технологическим брокером заключается в наличии у последнего не столь очевидного набора компетенций: знание теории игр, системное мышление, способность не только видеть системы, но и эффективно работать с ними одновременно на нескольких слоях. Технологический брокер должен быть хорошим стратегом, обладающим видением развития отрасли, факторов, влияющих на отрасль, уметь выявлять заинтересованные стороны и понимать их интересы, обладать умением работать с конфликтами интересов.

4. Задача брокера в стартапе - продавать уже существующую идею, а значит, до готового прототипа он нам не нужен. Совсем наоборот! Главная задача технологического брокера заключается в формировании на базе технологии стартапа такого продукта, который позволит стартапу в установленные сроки достичь целевых показателей по объему продаж и доле рынка. А это значит, что первоначальная идея может претерпеть значительные изменения уже на стадии создания прототипа, который будет в большей степени ориентирован на своего потребителя, что сократит сроки и стоимость разработки. Это очень понятный и измеримый набор показателей, по которым можно оценить эффективность работы технологического брокера. Сложнее учесть обратные связи и влияние эффективности работы всей команды проекта на деятельность брокера. Фактически, технологический брокер транслирует ученым перспективную потребность рынка и должен добиться получения ими востребованного на рынке продукта. А это уже задача всей команды.

5. Незаменимых специалистов не бывает. Незаменимые специалисты бывают! Если к вашему стартапу примкнул человек, который успешно выполняет функции технологического брокера, им следует дорожить. Такой человек должен быть максимально мотивирован на получение результата вместе со всей командой проекта. Для этого, конечно, лучше всего подходит передача ему доли в проекте. Все остальные компенсации - предмет личной договоренности.

Комментарии

  • Игорь Андреев — 08:39, 12.10.2015
    Незаменяемые всегда двигали развития, а дураки - нет. Пример - номенклатура.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно