Архив rb.ru

Почему сотрудники неосознанно присваивают идеи коллег?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Самый молодой профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант объяснил это явление для The Wall Street Journal

Почему сотрудники неосознанно присваивают идеи коллег?
Присоединиться
Одинаковые мысли одновременно могут прийти в голову двум незнакомым людям в разных точках мира. Примеров этому масса, и это вряд ли можно назвать аномалией. Однако одинаковые идеи могут посещать и сотрудников одного и того же офиса. По этой причине происходят скандалы из-за плагиата. Но случается и так, что на самом деле никакого плагиата (во всяком случае, умышленного) не было. О том, что это такое и почему происходит, изданию The Wall Street Journal  рассказал известный психолог Адам Грант (с ним, к слову, очень любит работать Google).

Для иллюстрации Грант взял пример The Beatles. К сожалению, все хорошее рано или поздно заканчивается, и к 1970 году каждый из участников ливерпульской четверки решил пойти своей дорогой. Джордж Харрисон выпустил песню My Sweet Lord, которая стала популярной. Но его счастье было недолгим - примерно в течение месяца на него подали в суд. Оказывается, текст песни Харрисона был оригинальным, а вот мелодия была "позаимствована" из композиции He’s So Fine коллектива The Chiffons. Судья Ричард Оуэн (оказавшийся любителем музыки) постановил, что Харрисон виновен. Но, отметил судья, "кража" не была преднамеренной. В итоге Харрисон согласился с тем, что он виноват, но искренне отметил, что действительно не чувствовал схожести своей песни и песни The Chiffons. Об этом он писал в книге мемуаров.

Что такое клептомнезия?

Психолог Дэн Гилберт называет такое явление клептомнезия: человек генерирует идею, которая кажется ему новой, но на самом деле это уже было кем-то создано. Такое явление очень часто встречается в творческой работе. Ученые Алан Браун и Дана Мерфи провели эксперимент: участников распределили по группам (по 4 человека) для проведения мозгового штурма. Они по очереди составляли тематические списки идей (спорт, музыкальные инструменты, одежда, животные и пр.). Всем было предложено сгенерировать четыре идеи для каждой категории, а потом участники должны были записать, какие идеи внесли лично они сами. В результате выяснилось, что 75% продемонстрировали в ходе эксперимента тот самый непреднамеренный плагиат, присваивая себе идеи, которые высказывали другие люди. Позже, во второй части, те же самые люди должны были предложить еще четыре новых идеи для каждой тематической категории. Большинство предложили хотя бы по одной уже озвученной ранее идее. И это, по мнению ученых, происходило не специально.

Клептомнезия порождается рядом особенностей человеческой памяти. Мозг, получая информацию, склонен фокусироваться на ее содержании, а не на ее источнике. Как только мозг убеждается, что информация правдива, он забывает о том, откуда ее получил. Особенно трудно вспомнить источник информации, когда мы заняты, рассеяны или упорно работаем в многозадачном режиме (звучит знакомо, не правда ли?). И чем рассеяннее внимание, тем сложнее запомнить, кто из участников команды предложил ту или иную идею. Что любопытно, после мозгового штурма люди чаще всего присваивают те идеи, которые кто-то озвучил непосредственно перед тем, как они озвучили свои.

Для борьбы с явлением клептомнезии психологи рекомендуют не отвлекаться от основной работы и отойти от многозадачности (насколько это возможно). Также работая над тем или иным творческим проектом, следует избегать изучения или просмотра похожих вещей. Например, сценарист мультсериала "Симпсоны" Джордж Мейер рассказывал Адаму Гранту, что, работая над сценариями, он запрещал себе смотреть сериал "Сайнфилд" - боялся придумать похожие шутки.

Также важно понимать, что некоторые идеи могут иметь какие-то схожие моменты. А в повседневной жизни, отмечает Грант, нужно приучать себя обращать внимание не только на то, что было сказано, но и на то, кто это сказал.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «От радости до гнева»: как SMM-агентство позаимствовало наш фирменный стиль и корову
  2. 2 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  3. 3 «Пацаны не извиняются»: 6 главных ошибок IT-руководителя
  4. 4 Эффективные способы восстановить силы на выходных и легко вернуться в рабочее состояние
  5. 5 Качественный фидбэк. Как правильно давать эффективную обратную связь людям