Ксения

Политолог о дальнобойщиках на МКАДе: "Нам угрожает что-то более серьезное, вроде гражданской войны"


Мы узнали у политологов, в чем особенность акции протеста дальнобойщиков, какое развитие может иметь ситуация в дальнейшем и в чем ее опасность для власти.


Фото: Twitter

В четверг, 3 декабря, дальнобойщики не услышали в послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию о "Платоне" (новой системе  дорожного налога) и начали собираться в колонны из фур. В настоящий момент они перекрыли движение по внешней стороне МКАД. Пробка от Алтуфьевского шоссе до Химок около 10 километров, передает "Эхо Москвы". Очевидцы пишут, что в сторону пересечения МКАДа и Ленинградского шоссе движется колонна из 10 военных грузовиков.

По мнению политолога Дмитрия Орешкина, власть впервые сталкивается не с пролетариатом, которому нечего терять, кроме своих цепей, а с налогоплательщиками, у которых есть собственность (с теми, кого Ленин с презрением называл мелкими буржуа). Дальнобойщики прекрасно понимают свой интерес: они профессионалы, они хорошо знают, как все устроено в их сфере, знают, сколько стоит перевозка некоего груза на определенное расстояние, знают, сколько им положено за это денег. "Они - менеджеры, маленькие, но менеджеры. Это радикальный момент, к которому власть не готова. Она привыкла воспринимать народ как подданных - людей, которые получают от государства зарплату, но понятия не имеют, как государство функционирует", - говорит политолог. Дальнобойщик же имеет представление о финансовых процессах в своей (и не только своей) сфере. И вдруг государство собирается обложить его дополнительным налогом. Он недоумевает, почему он должен платить. Он понимает, что государство не построит на эти деньги дороги (на что, по официальной версии, направлен налог) - оно будет на них воевать. "Получается, что нефть и газ, из которых государство добывает для себя деньги, подешевели, и оно хочет оплачивать свои проекты из кармана россиян. А налогоплательщик понимает, что государство не предоставит ему никаких дополнительных услуг, он все по-прежнему делает сам, но при этом он должен платить государству, а теперь - еще и Ротенбергу", - рассуждает Дмитрий Орешкин. Дальнобойщики, говорит он, рассматривают себя как часть договорного процесса и хотят, чтобы государство с ними договаривалось.

Еще, отмечает политолог, в вопросе с дальнобойщиками важны территориальный вопрос и системность. Советская и постсоветская власть знали, как вести себя в случае локальных протестов: либо на место беспорядков вызывается отряд спецслужб, которые применяют силу и сажают организаторов, либо вопрос на какое-то время решается деньгами с помощью лично Владимира Путина. "Организация дальнобойщиков, во-первых, сетевая, во-вторых - территориально распределенная: нельзя приехать в каждую точку и одинаково все решить. Например, дагестанские дальнобойщики - одно, петербургские - другое. Власть не может решать все это из центра - решают местные власти, а они разные. Кто-то начинает запугивать: в Екатеринбурге, к примеру, начали сажать. Кто-то пытается договариваться - на Дальнем Востоке предложили отложить. Эти два новых качества (психология налогоплательщика и сетевая структура) - новые опасности для власти, привыкшей управлять "сверху", - считает эксперт.

По мнению Дмитрия Орешкина, события не будут развиваться по сценарию "цветных революций". Он считает, что в течение ближайших лет (возможно - месяцев) будет последовательно меняться отношение к власти, нарастать системное презрение к ней. "Все накопилось: тут и Чайка, тут и Бастрыкин, тут и Ротенберг. Одновременно большое количество информационных проколов совпало с накопившейся неэффективностью. Вне зависимости от конкретных дальнобойщиков, довольно скоро все это рухнет, потому что Путин стал Брежневым, стал героем анекдотов. Все говорят (правда, все тише) про 90% его рейтинга, но на самом деле этих 90% уже нет - хорошо, если есть 80%. Через полгода может быть еще меньше", - говорит политолог. По его мнению, вслед за дальнобойщиками начнут задумываться и другие - в том числе о непопулярной войне в Сирии, которой власти занимаются вместо актуальных проблем. У каждого, по мнению Дмитрия Орешкина, найдется повод: у одних - отсутствие хороших лекарств, у других - низкие зарплаты, у третьих - рост цен, у четвертых - рост тарифов ЖКХ, у пятых - потеря работы.

"Мы входим в состояние нового отношения между народом и властью. Народ - не послушное управляемое пропагандой стадо, как искренне верят те, кто пытается им управлять. Пропаганда работает только до определенного предела. Мне кажется, мы вошли в тот момент, когда этот предел либо пересечен, либо пересекается. Дальнобойщики - вообще-то патриоты и сторонники Путина, нормальные российские мужики. Они не верят никому из политиков и не хотят заниматься политикой, но их начинает что-то раздражать в этой власти. Они боятся сказать, что их начинает раздражать Путин, но это быстро пройдет, потому что он ничего не делает, говорит то, что нет смысла слушать, потому что за этим ничего не следует. Мы вступаем в полосу перемен. Значит ли это, что будет "цветная революция"? Не думаю. Это значит, что нам угрожает что-то более серьезное, вроде гражданской войны", - считает Дмитрий Орешкин.

Что касается самых ближайших действий власти, то, скорее всего, протест каким-то образом разгонят, но это перейдет в хронический вялотекущий кризис - возможно, с локальной или системной забастовкой.

Другая точка зрения: акция дальнобойщиков - обычный "профессиональный" протест

Евгений Минченко из Международного института политической экспертизы не видит в этом протесте черт "цветной революции" или чего-то более серьезного. Первая причина произошедшего - головотяпство чиновников, которые плохо проработали систему. Кроме того, он не исключает наличия элемента внутриэлитной борьбы, потому что в последнее время Ротенберги очень серьезно усилились, но не всех это устраивает. Когда возникла эта история, начали пытаться подключиться различные политические силы, но намеков на "цветную революцию" Евгений Минченко точно не видит: "Подобного рода протестные акции регулярно происходят за рубежом. Если  говорить о ближайших действиях сторон, то надо понимать, что ни дальнобойщики, ни власти не едины. Этими вопросами, с одной стороны, должны заниматься профильный министр и профильный вице-премьер. С другой стороны, если речь идет о каких-то противоправных действиях, то должны уже включаться правоохранительные органы. Где-то над минимизацией этих кризисов работали губернаторы. Пока их будут пытаться разделить на какие-то группы, договориться, что-то предложить".


Комментарии

  • Валерий Воложин — 15:40, 4.12.2015
    СсылкаПо ссылке "Любовь Жильцова: Систему "Платон" нужно просто убирать, без всяких трехлетних мораториев".
    • gorokhov1974bkru
      Денис Хорошилов — 15:47, 4.12.2015
      ))Ага! И еще кой-кого...И лучше в землю Русскую!
  • Александр Муфазалов — 11:25, 7.12.2015
    Не пойму чего так раскудахтались то, про эту систему Платон наверняка давно уже было известно, а не так что проснулись с утра и на тебе, плати за проезд. Почему раньше не возмущались - думали что пронесет, и не будут вводить? У нас очень много частных - то есть нелегальных или полулегальных перевозчиков. Все перевозчики для того чтобы их услышали должны объединиться в профсоюзы, ассоциации и т.д., тогда и проблемы решаться будут лучше. А так ими сейчас всякая шушера руководит на протестах. Эти лидеры протестов сегодня с дальнобойщиками, завтра с сотрудниками медучреждений, послезавтра с геями за права сексменьшинств, а еще через неделю в каком нибудь посольстве США рассказывают о том как их в России обижают. Суть этих лидеров протестов не в том за что выйти, а в том против кого. Знаем, уже проходили.
  • Валерий Воложин — 11:37, 7.12.2015
    Ссылка По ссылке небольшая статья "Как министр транспорта обманул водителей, депутатов и премьер-министра Медведева".
  • Денис Хорошилов — 21:56, 7.12.2015
    А чего собственно Вы хотите от страны, где бывший Министр обороны - Вор, а Главный Прокурор - Под сомнением))...
  • Ирина Кириллова — 20:50, 4.12.2015
    Что-то г-н Орешкин раньше казался поглубже
    • angluhomailru
      Анатолий Глухов — 12:51, 6.12.2015
      Уж да! Наглядно продемонсрировал чего стоят все эти "эксперты". Подростковые рассуждения про пролетариев и мелких хозяев непонятно к чему: и те, и те "имеют представление о финансовых процессах" на минимальном уровне. Про "государство", которое добывало деньги с нефти и хочет теперь добыть ихс дальнобойщиков...Более-менее грамотный пролетарий, в отличие от таких политологов, понимает, что государство, раздавшее в 1992-1993 нефть-газ, как и остальную собственность, решает путем повышения поборов с простых людей не мифические свои проблемы, а "проблемы" тех, кто заказывает "власть" в государстве - этих самых новоявленных "собственников" бывшей нашей собственности. Оно проводит политику в их интересах, а собирать деньги на это с них, хотя бы введением прогрессивного налогообложения - не может. Хозяева не позволят. А потому дерет все больше с нас. Той же платой за проезд, введением сотен новых платных парковок... Это собрав с каждого из автомобилистов сотни тысяч НДС за покупку машины, акцизов за бензин, не говоря уж о налогах.А глубина нашего протеста зависит от того, что нам оставят на жизнь. Если в результате 25 лет рынка и частной собственности нам есть будет нечего даже в столице, как в 1917, может и революция взыграть
      • svmjvnwjd123mailru
        Валерий Воложин — 11:17, 7.12.2015
        "А глубина нашего протеста зависит от того, что нам оставят на жизнь. Если в результате 25 лет рынка и частной собственности нам есть будет нечего даже в столице, как в 1917, может и революция взыграть". Из-за голода революции не будет. Достаточно посмотреть на Кубу и Северную Корею, где народ по весне собирает траву и кормится ею.За годы советской власти выведен новый тип человека - покорного и подверженного государственной пропаганде раба.Он будет умирать, но бунтовать не станет.
  • Людмила Лебедева — 21:50, 12.12.2015
    Ошибки продолжаются.И одна из главных- то, что такое важное событие совершенно не освещают официальные СМИ.И подхватывают только оппозиционные.Зачем толкать людей в оппозицию? Почему не хотят их услышать, начать с ними работать? Зачем провоцировать их на неприязнь к власти?А если прибавить к их количеству их семьи и друзей?Уже прозвучал термин "откупщики". Очень верный термин. Ранее его можно было прочитать только у французских моралистов типа Лабрюйера.Когда откупщики брали на откуп по уплате налогов у французского монарха отдельные провинции. Ему платили твердую сумму. А дальше собирали налог с провинции сами, используя своих вышибал, старинных коллекторов.Грабя крестьян и ремесленников, оставляя из без хлеба. Многие места обезлюдели, люди уходили либо в банды, либо в города нищенствовать.Откупщики наживали безумные состояния, совершая злоупотребления от великой жадности.Закончилось это французской революцией. Оно нам надо?И почему система не была вначале протестирована в течении как минимум нескольких месяцев? Почему не отчитываются- куда деваются те деньги, которые и ранее собирали на ремонт дорог и почему этот ремонт такой дорогой?Почему такой высокий доход у этих друзей и почему им дали возможность установить такие расценки и такие штрафы?С такими друзьями врагов не надо!И закончится это, как минимум, профсоюзом дальнобойщиков, который будет оппозиционен к власти.
  • Александр Муфазалов — 22:58, 4.12.2015
    В Германии почти каждый год люфтганза бастует. Не то что МКАД перекрывают, улететь никуда невозможно. И что? Где немецкий майдан? Вполне нормальная практика.
    • angluhomailru
      Анатолий Глухов — 12:53, 6.12.2015
      У них пособия для иммигрантов боьше чем средняя зарплата по РФ. Сравнил палец с... Зачем им майданы?!
      • Александр Муфазалов — 11:14, 7.12.2015
        А чего тогда эти мигранты дороги перекрывают в Кале у въезда в тоннель? Пособий мало?
  • Александр Зиновьев — 22:59, 4.12.2015
    Уже сегодня 5 декабря В.В. Путин должен и обязан встретиться с инициативной группой дальнобойщиков и принять все их СПРАВЕДЛИВЕЙШИЕ условия работы.ГАИ ни за что не должно вмешиваться в этот справедливый марш водителей.Александр Зиновьев
    • Александр Муфазалов — 11:13, 7.12.2015
      Конечно должен все бросить и побежать к водителям 20 фур чтобы выслушать их справедливейшие требования - топливо бесплатно, дорог много и бесплатно, а еще шмару на каждом километре чистую без болезней и бесплатно.
      • knalbkru
        Александр Зиновьев — 15:49, 7.12.2015
        Это моё личное мнение. И ещё раз напишу - бывают моменты в жизни страны, когда даже обязан. Помните Пикалёво?
    • del-comment
      06:01, 5.12.2015
      комментарий удален
      • knalbkru
        Александр Зиновьев — 07:07, 5.12.2015
        Париса, вы правы. Правда в отношении меня персонально - я НИКОГДА не засыпал.Более того, я готов написать возможно все аспекты будущего референдума.
      • angluhomailru
        Анатолий Глухов — 12:54, 6.12.2015
        Должен? Кому должен? И расписка есть?А кто министров назначает? А кто назначал в свое время "преемника"?ЭТО КАСАЕТСЯ ЛИЧНО ТЕБЯ!ПРОСНИСЬ ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ!
        • knalbkru
          Александр Зиновьев — 15:48, 7.12.2015
          Есть у нас ситуации, когда - помните Серпилин в кинофильме, Папанов его играл - Президент должен. Это моё личное мнение. Сейчас именно такой момент. Вся наша страна на автодорогах держится!
  • Александр Муфазалов — 23:01, 4.12.2015
    Насчет Путина который становится Брежневым, достаточно вспомнить что Брежнев ушел в отставку по естественным причинам, а не вследствие каких либо цветных революций. Недовольство внутренними проблемами будет, но вряд ли полноценно его будут связывать в том числе с Путиным. Только всякие навальные будут ходить и убеждать в том что картошка не выросла из-за Путина а не из-за того что дождей все лето не было.
    • svmjvnwjd123mailru
      Валерий Воложин — 11:08, 7.12.2015
      Насколько я помню, Леонид Ильич в отставку не уходил, до смерти занимал пост Генсека ЦК КПСС.
      • Александр Муфазалов — 11:18, 7.12.2015
        Отставка в связи со смертью это и есть отставка по естественным причинам. А смысл моего сообщения был в том, что при всех тяготах жизни во времена брежнева, до цветной революции дело так и не дошло. Даже анекдот такой есть:"Во времена брежнева ни у кого ничего не было но у всех все было, все были против но всегда голосовали - за, никого ничего не устраивало но всем все нравилось"Поэтому говорить о том что путин стал брежневым и это приведет к цветной революции это неверно. Для того чтобы была цветная революция надо чтобы путин стал януковичем.Кстати при брежневе судя по всему стабильности было даже больше чем сейчас по многим направлениям.
  • Вячеслав Солопов — 10:55, 5.12.2015
    Этот от власти не откажется ни при каких обстоятельствах, он доведёт страну до нищеты, а народ до точки кипения.
  • ВАСИЛЬ ДОБРИ — 18:55, 5.12.2015
    Дорожные проблемы дальнобойщиков, по видимому, не будут решены в силу тех обстоятельств, что сильно разветвленная система транспортного сообщения в России с наращиванием автомобильного транспорта очень выгодное направление для налогообложения с гарантированным и постоянным доходом государственного бюджета. Несомненно, что президент Путин это хорошо осознает и безусловно одобряет, если в своем ежегодном послании не упомянул такой дальнобойной проблемы своих граждан. Почти 90% граждан должны быть проникнутыбольшим чувством патриотизма в поддержке политики правительства и президента в стратегическом понимании вопроса наполнения худеющего государственного бюджета.. Они должны понимать, что высоко дотационный Крым требуетмиллиардных ассигнований, равно как и развязанная военная кампания на Востоке Украины, а также новая точказатратного бюджетного характера это Сирия..Все эти затраты должны покрываться за счет кошельков российскихграждан.. Политическая активность российского населения страдаетполитической инертностью в силу отсутствия на протяжениивсей истории государства соответствующей политической организации общества, способной формировать организационный фактор деятельности формальных и не формальных групп населения, а также политических партий и общественных организаций, которые в своей практике могутвыдвигать лидеров, которым сможет верить народ, возможнодаже меньше 90% массы.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно