Политолог: Приостановка строительства "Южного потока" - это игра на нервах России

Но европейцы не заинтересованы в сворачивании проекта, уверен эксперт


О приостановке строительства газопровода "Южный поток " на территории Болгарии и Сербии вчера и сегодня написали все СМИ. Позже обе страны опровергли информацию об остановке проекта на своей территории. Будет ли в итоге реализован столь важный для России проект, мы спросили у политолога.

В воскресенье премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски распорядился о временной остановке проекта "Южного потока" на территории его страны в связи с предложением Еврокомиссии прекратить работы до поры, пока "Южный поток "не начнет соответствовать нормам третьего энергопакета. Напомним, что еще в апреле 2014 года Европарламент заявил о целесообразности остановки строительства газопровода в связи с присоединением Россией Крыма.

Болгары приняли это решение после встречи с  американскими сенаторами, которые посетили страну в минувшие выходные. Известно, что конгрессмены выказали свое  желание уменьшить участие России в "Южном потоке", в том числе исключить из проекта  компании, попавшие под санкции США.  Напомним, что тендер на строительство болгарской части South Stream выиграл "Стройтрансгаз консорциум", подконтрольный Геннадию Тимченко, который попал под санкции.

Вслед за Болгарией сегодня утром министр по делам транспорта и инфраструктуры Сербии Зоран Михайлович сообщил, что его страна также прекратит строительство газопровода на время, пока продолжается процесс переговоров Софии с Брюсселем и Брюсселя с Москвой по этому вопросу.

Позже премьер-министр Сербии Александр Вучич на пресс-конференции в Белграде опроверг информацию об остановке строительства, сославшись на то, что кабинет министров Сербии не принимал никаких решений по "Южному потоку" и работы ведутся в штатном режиме.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин охарактеризовал эту цепочку заявлений о приостановке проекта  тактически просчитанным ходом Запада, который, тем не менее, не увенчается успехом. "В контексте украинского кризиса на Россию, таким образом, пытаются оказать давление, нажать на болевые точки, ведь для России вопрос энергоснабжения Европы весьма принципиален", - говорит политолог.

Решение проблемы реализации "Южного потока",  утверждает Салин, зависит не только от развития ситуации вокруг Украины, но в большей степени от газо-транспортного вопроса, потому что изначально "Южный поток" задумывался как альтернатива украинскому маршруту, и, скорее всего, проект все-таки будет реализован. Решение о приостановке – это демонстрация России своей, якобы, независимости и способности надавить на ее болевые точки, и, по сути, это просто игра на нервах, отметил Павел Салин.

Политолог также уверен, что, несмотря на заинтересованность России в газоснабжении Европы, контракт на поставки газа в Китай дает России дополнительные возможности, а такие компании как "Новотек" и "Роснефть" вообще не нацелены на сбыт газа в Европу. Их цель – Азия. В том числе это подтверждает озвученная президентом "Роснефти" Игорем Сечиным на прошлой неделе инициатива лишить Газпром монополии на экспорт трубопроводного газа. "Видя такой тренд, - рассуждает Павел Салин, - европейцы понимают, что азиатская направленность России носит стратегический характер. По его словам, европейцы не допустят того, чтобы в ближайшие 7-8 лет Россия перенаправляла свой газ куда-то еще, поэтому продолжат строительство "Южного потока", решив проблемы вокруг него дипломатическими методами. "Еще один важный вопрос – будет ли "Южный поток" выведен из-под действия третьего энергопакета или нет, но на эту тему я затрудняюсь делать выводы", - заключил политолог.

Комментарии

  • Kostiantyn Redchenko — 20:12, 9.06.2014
    Ватники никак не поймут, что это начала конца фашистского режима Путлера.
    • Dok12
      Вячеслав Богданов — 07:03, 10.06.2014
      Если хотите оскорбить людей, обзывая их ватниками, то зря стараетесь.Ватник, пусть непрезентабельная и дешёвая, но очень практичная и удобная одежда.Удобная для грязной работы, которой испокон веков занимался русский народ.Во все времена чаще всего русским приходилось выпалывать всякую мразоту, которая почему-то считала себя лучше и умнее других, и поэтому думающую,что может навязывать свою волю И не всякой "офисной плесени", которая ничего не создала в этой жизни, а только использовала то что создали другие, при этом ещё и "поучая" (т.е.занимаясь консалтингом/аудитом)поливать грязью народ, благодаря которому твоих предков не вырезали во Львове те самые бандеровцы,потомков которых ты превозносишь...А насчёт фашизма-здесь как-раз пример того, кто громче всех кричит:держи вора...
      • redchenkoukrnet
        Kostiantyn Redchenko — 11:28, 10.06.2014
        О, ватника таки зацепило ))
    • AllBir
      Александр Бирке — 08:11, 10.06.2014
      то "вам п...ц - построив новый газопровод, вы распродадите быстро весь газ, и останетесь с голой задницей", то "вам п...ц - не построив новый газопровод, вы не будете продавать газа больше, и останетесь с голой заднцей"... Количество п...цов в прогнозах от дружественных России лиц в природе остаётся неизменным независимо от действий России :) Аксиома Друзей России :)
      • brodjaga70mailru
        Сергей Рус — 22:18, 2.12.2014
        Ты за нас то не тужи как то справимся газ кончится уголь есть уголь кончится дрова есть а уж дрова кончатся сядим на танки и переедем на ПМЖ куда нить южнее где топить не надо!!!! Можно смеятся.
        • AllBir
          Александр Бирке — 13:48, 3.12.2014
          дурашко, ты с понималкой явно не дружишь. Внимательно текст бы читал, прежде чем тявкать.
      • kazarinovsgmailru
        Сергей Казаринов — 08:58, 3.12.2014
        О, укры ожили, засуетились. Не бойтесь, газа в России хватит надолго и для многих. А украм (не украинцам) советую больше сеять гороха и фасоли. Южная Европа без газа не останется. Без газа останутся Болгария и, в перспективе, Укропия (часть Украины без Донбасса).
    • kazarinovsgmailru
      Сергей Казаринов — 08:42, 3.12.2014
      а укропы вообще не в теме, не понимают, что всю жизнь сидеть на трубе не удастся, а сланцевый туман скоро рассеется
      • AllBir
        Александр Бирке — 13:51, 3.12.2014
        при чём к статье укропы? в ней комментарии только от российских идиотов. зовущих себя политолухами.
        • kazarinovsgmailru
          Сергей Казаринов — 15:24, 3.12.2014
          не надо делать круглые от удивления глаза. Ватниками, как известно, россиян называют украинцы. А в ответ им прилетают укры, свидомые, рогули и т.п.
          • AllBir
            Александр Бирке — 16:06, 3.12.2014
            ну, что первично, курица или яйцо, свидомые или ватники - это вопросы вечные. А насчёт ватников как сугубо украинской терминологии - эт неправда ваша, господин хороший. Ибо ватниками кличут и т.н. совков и поцреотов т.н. либерасты российские, российские поклонники типа "европейского выбора развития".
            • kazarinovsgmailru
              Сергей Казаринов — 17:43, 3.12.2014
              ...А насчёт ватников как сугубо украинской терминологиив...Ну вот, и прокололся. Я ж говорю, укры выползли на поверхность
              • AllBir
                Александр Бирке — 23:45, 3.12.2014
                в чём прокололся-то, любезный? не назвал украинцев украми? или продолжите утверждать, что российские либерасты не именуют оппонентов, кроме совков и поцреотов, ещё и ватниками?
                • kazarinovsgmailru
                  Сергей Казаринов — 07:33, 4.12.2014
                  судя по тону твоих постов, ты явно представляешь сторону укров (украинских русофобов), любителей опускаться до уничижения всего русского
                  • AllBir
                    Александр Бирке — 08:27, 4.12.2014
                    то есть называя украинцев украинцами - этим я уничижаю всё русское?
                    • kazarinovsgmailru
                      Сергей Казаринов — 08:35, 4.12.2014
                      Сам же выделяешь среди россиян либералистов и ватников. так почему среди украинцев я не имогу выделять собственно украинцев (кто не пнотипоставляет себя россиянам) и укров (это полные антиподы). Лично я тебя отношу ко второй категории украинцев
                      • AllBir
                        Александр Бирке — 13:58, 4.12.2014
                        извиняюсь, но это как раз сами некоторые россияне увлечённо выделяют среди себя либерастов и ватников :) что я и отметил, употребив оборот "так называемые".
                        • kazarinovsgmailru
                          Сергей Казаринов — 14:06, 4.12.2014
                          Знаешь, россияне друг друга не называют ни либерастами, ни ватниками. Это сугубо т.н. укровское творчество, к коему твои посты и принадлежат
  • Валерий Воложин — 04:38, 10.06.2014
    Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожащей рукой,ген кул перепечатал из www.facebook.com обращаться к президенту Российской Федерации Slava Ukrainec•13 видео• Включить режим повышенной конфиденциальности [?]• Использовать старый код вставки [?] Я не знаю, зачем и кому это нужно,Кто послал их на смерть недрожащей рукой,Только так бесполезно, так зло и ненужноОпускали их в вечный покой.Равнодушные зрители молча кутались в шубы,И какая-то женщина с искаженным лицомЦеловала покойника в посиневшие губыИ швырнула в священника обручальным кольцом.Забросали их елками, замесили их грязьюИ пошли по домам, под шумок толковать,Что пора положить уже конец безобразию,Что и так уже скоро мы все начнем голодать.Но никто не додумался просто встать на колениИ сказать этим мальчикам, что в бездарной странеДаже светлые подвиги - это только ступениВ бесконечные пропасти к недоступной весне!Я не знаю, зачем и кому это нужно,Кто послал их на смерть недрожащей рукой,Только так бесполезно, так зло и ненужноОпустили их в вечный покой.Видео можно посмотреть и песню прослушать по ссылкеhttp://maxpark.com/community/1039/content/2790102
  • Виктор Волосатов — 04:39, 10.06.2014
    Я зауважал общественный строй США, давший реальную возможность негру стать президентом. Но каков оказался Обама с его санкциями! Вот и открылось истинное лицо "американской демократии и свободы". Похоже, президент Штатов тоже винтик. А отвёртка с гаечным ключом - в руках дяди Сэма? И союзники даже не пикнут.
    • hansonolgahotmailcom
      Olga Hanson — 19:58, 11.06.2014
      Как вы связали санкции и демократию со свободой и винтиком?То, что говорит Федоров или Путин или другие подобные ... - это они ГОВОРЯТ.А то, что американцы выбрали полукровку (Обама не 100% африко-американец, его мать была белой) - это факт. На это и надо опираться. Вы же сами знаете, как много и активно говорят официальные власти про США. Зачем и почему? Вы это лучше меня знаете :).Кстати, я заметила, что на этом сайте гораздо больше людей, которые придерживаются официальной политике России. Повторяют даже целыми предложениями то, что говорят публичные люди. Это, конечно, не удивительно. Но хотелось бы услышать личные мнения конкретных людей :)
      • kazarinovsgmailru
        Сергей Казаринов — 09:17, 3.12.2014
        А ник Ольга Хансон, живущая в Европе, хотела бы, что здесь все поддерживали официальную политику Запада. В сознании ли вы в полном? Здесь можно было бы обойтись без политики, но не невозможно, да к тому же к теме подвязались укры. Что касается личного мнения конкретного человека по теме. Думаю так: сроки проекта срываться не должны. Болгария заняла очень удобную позицию, а что скажет матушка Европа и заокеанский кукловод. Про Обаму здесь лишнее, он ни причем. Итак, проект ЮП встал из-за 3 энергопакета, который и был имплиментирован для выдавливания России с газового рынка ЕС. Ждать некогда, как говорил персонаж из фильма "Бриллиантовая рука" - время-деньги, а точнее, их потеря. Конечно, неожиданное решение, учитывая расхождение в политических взглядах Эрдогана и Путина. Но в экономике все возможно, если опираться на прагматизм. Это то, чего не хватает еврокомиссарам. Через Турцию в настоящее время проложить трубу проще и дешевле. На границе с Грецией, как вы занете, также планируется создать хаб для дальнейшей транспортивровки на Балканы и, возможно, в Италию. Т.е. будет реализована идея Южного потока. Но уже без Болгарии, которой в перспективе, если турецкий вариант будет реализован (он не попадает под действие 3 пакета), не позавидуешь. Здесь же и Украина попадает под раздачу в том смысле, что она уже не сможет заниматься газовым шантажом (чего никак не хотят понимать в Европе). Ну тут нет экономики, - только чистая геополитика (смысл которой - развести ЕС и Россию). Так что во такое мнение конкретного человека, поддерживающего официальный Кремль
  • Алексей Медведев — 08:06, 10.06.2014
    Не правильно поставлены акценты "нужный для России проект". Этот проект в первую очередь больше нужен Европе т.к. она может остаться без газа. А вся эта ситуация возникла только по одной причине-трусости наших правителей. Поставки газа на Украины обязаны были быть остановлены еще в МАЕ! Украина банкрот и ей все равно о чем спорить. Главное затянуть вопрос расчетов. А за это время они в УСИЛЕННОМ режиме наполняют свои хранилища газом. Какая им разница сколько денег не отдавать один или сто один миллиард-денег просто нет!!! Потом, посте перекрытия ею поставки Европе, они смогут этот газ ей, Европе, продавать уже имеющийся у них в хранилищах газ по более высокой цене!!! Это не видят только у нас на верху! Ну нет у нас умных правителей, просто нет!!!
    • kazarinovsgmailru
      Сергей Казаринов — 09:31, 3.12.2014
      Не самый умный пост, особенно когда он силен задним числом. Поставки газа были остановлены тогда, когда стало ясно, что дальнейшие переговоры по оплате газа за 485 бесперспективны. Если бы на месте России был ЕС, там перекрыли бы трубу еще в конце февраля. Они ведь действуют по принципу - ничего личного, только деньги. Вот такие эти отношения между Россией и Украиной, завязанные на обесцененных представлениях о братстве и дружбе между народами, что если что-то берешь, то надо сначала заплатить. Но на Украине другие времена, другие люди. Сейчас в отношениях с ней должен быть чистый прагматизм, т.е. только то, что полезно для России. К сожалению.
      • narodrussiayahoocom
        Алексей Медведев — 09:52, 3.12.2014
        Сергей, посмотри, когда шел разговор-это был июнь. Сегодня декабрь! Ты о чем?
  • Валерий Воложин — 11:00, 10.06.2014
    Выдержки из статьи «БУРАТИНО В СТРАНЕ ДУРАКОВ».Игopь Koндpaшoв перепечатал изjudeomasson.livejournal.com «Но есть еще одна мечта получить выгоду от оккупации Крыма, это то что проект "Южный поток" пойдет через Крым и станет короче и дешевле.На самом деле Южный поток уже стал короче, так как свое участие в этом проекте заморозила Италия. Но не это самое главное.Недавно я на первом канале российского телевидения слышал, как диктор радостно заявил что остальные страны участники этого проекта, Болгария, Сербия, Венгрия и Австрия подписали соглашения о продолжении строительства этого газопровода. Смысл этого сообщения сводился к тому, что никакие санкции и ограничения не работают. Как продавали газ так и будем продавать.Однако диктор забыл уточнить одну маленькую деталь - все вышеперечисленные страны, за исключением Сербии, являются членами Евросоюза, а это значит что законы ЕС и решения принимаемые властными структурами ЕС имеют приоритет над национальными законами и соглашениями, поэтому все соглашения и договора должна утверждать Европейская Комиссия. И здесь возникают две проблемы.Во первых некоторые соглашения, в частности соглашение с Болгарией, нарушают сразу два закона из так называемого "третьего энергетического пакета" законов, принятых ЕС, а во вторых ЕС недавно, в связи с оккупацией Крыма, приняла решение приостановить все соглашения и договоренности по Южному потоку. Вот что об этом сообщает агентство Рейтер:The European Union has placed the approval process for the project on hold following Russia's annexation of Crimea and said it might take years to give the necessary permissions.Перевод:Европейский союз приостановил процесс утверждения проекта [Южный поток (прим. мое)] из-за аннексии Россией Крыма и заявил что выдача необходимых разрешений может занять годы.Короче говоря, "выдача необходимых разрешений" может произойти только через несколько лет, а может и не произойти никогда, так как европейцы сейчас активно ищут альтернативные источники, включая сланцевый газ, о чем я несколько раз писал в своем ЖЖ. Так что никакой прибыли от Южного потока Крым не получит, так же как ничего ему не даст месторождения нефти и газа, так как у России в ближайшее время возникнет проблема кому продать собственные нефть и газ, тем более что из-за санкций у Газпрома появляются проблемы….С другой стороны Путин стремительно превращает Россию в колонию Китая. Если называть вещи своими именами, Путин просто сдает Сибирь Китаю. Это прекрасно понимают во всем мире. Вот что об этом пишет армянский аналитик Акоп Бадалян в статье под названием "Кремль принял капитуляцию России":Кремль дудит во все фанфары по поводу контракта, заключенного с Китаем на 30 лет, в соответствии с которым Россия будет продавать Китаю 38 млрд. кубометров газа ежегодно.Контракт с Китаем был для России очень важен в ее противостоянии с Западом, который приступил к санкциям против Москвы. Хотя, в целом, Китай стал для Газпрома приоритетным направлением по нескольким причинам. В том числе и потому, что на евроатлантическом пространстве активно развиваются альтернативные источники энергии, технологии добычи сланцевого газа, что ослабляет позиции России.Но главное – ослабить воздействие западных санкций. Китай, конечно, не мог упустить момент и не выдвинуть свои условия. О том, что условия контракта оказались невыгодными России, свидетельствует и то, что Кремль не называет цену поставок газа, хотя есть расчеты, что она составила порядка 350 долларов за 1000 кубов, что намного ниже ожиданий России.Но даже по открытой информации можно судить о том, что Россия лишится многих миллиардов долларов в результате этого контракта. Во-первых, отмена налога на добычу, во-вторых, необходимость инвестировать в трубу более 70 млрд. долларов. То есть, в ближайшие 5 лет Россия должна будет внедрить 55 млрд., чтобы потом, в течение 30 лет, получить 400 млрд.Россия намерена получить у Китая аванс в 25 млрд., чтобы начать прокладку трубы, говорят даже о вероятности получения кредита.Однако, в рамках визита Путина были подписаны российско-китайские соглашения по поводу китайских инвестиций в добывающую промышленность Сибири, и это тоже было явно условием Китая. А это значит, что очень скоро на Дальнем Востоке и в Сибири будет накоплен колоссальный китайский капитал, а также население, что полностью изменит демографическую и экономическую картину региона. И никто не удивится, если однажды китайское население станет защищать свои права в Сибири.То есть, в обмен на газовый договор Россия, фактически, сдала Сибирь Китаю, чтобы похвалиться договором перед Западом. Но в итоге Запад стал очевидцем капитуляции России перед Китаем и постепенного перехода полюса в геополитике от России Китаю.Я не случайно выделил слова о китайцах, которые могут изменить демографическую ситуацию в Сибири. Недавно Китай официально предложил заселить китайцами Сибирь. Скорее всего Путин согласится. А куда он денется? Своими непродуманными действиями он прочно поставил Россию в зависимость от Китая. Теперь Китай диктует свою волю. А дальше уже дело техники. Путин сам продемонстрировал в Грузии и Украине что нужно делать для защиты своих граждан за рубежом».Источник:http://maxpark.com/community/1039/content/2774446
    • hansonolgahotmailcom
      Olga Hanson — 04:31, 14.06.2014
      Интересная статья. Яркий пример того, что может сделать со страной несменяемый Лидер с жуткими личными амбициями ...А народ-то что? Не понимает, что происходит? Рейтинг Путина поднимается и поднимается :). Почему? Что Крым присоединил с России? Очень "мудрый" народ :).Ну, раз такой народ - такой и правитель!Интересно, что будет с Россией лет через 10.
      • svmjvnwjd123mailru
        Валерий Воложин — 08:29, 14.06.2014
        Статья замечательная. А тенденция пока только одна: присоединение к КНР. В России ведь очень любят "народные республики" - Донецкую народную республику, Луганскую народную республику,Лисичянскую народную республику. Вот и станет единая, огромная и могучая Китайская народная республика!
      • brodjaga70mailru
        Сергей Рус — 22:21, 2.12.2014
        Лучше несменяемый но сильный лидер чем алкаш безвольный или негр ни чего не решающий.
    • kazarinovsgmailru
      Сергей Казаринов — 09:53, 3.12.2014
      Интересно, конечно, хотя многое изложено выглядит сугубо теоретически. Очно много сочетаний "может быть". Согласен частично с тем, что на роль нового мирового лидера однозначно выдвинется Китай и 21 век будет ареной противостояния между Китаем и США. И что тут нового. Можно об этом прочитать у Бжезинского "Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис" (там все посвящено отношениям США и Китая). Это противостояние неизбежно. И Китай совсем не расположен, чтобы в этой борьбе потерять поддержку России. Так что, я думаю,пока рано пугать тем, что Китай поглотит Сибирь и Дальний Восток. По крайней мере если это произойдет, то не при нашей жизни. Китай контролирует финансовые потоки во всей Юго-восточной Азии, Океании и не только. Разве там плохо сейчас, нет уровень жизни постоянно растет и является очень высоким (даже выше чем в Китае). Не согласен с вашим выражением о вероятном переходе геополюса от России к Китаю. Он просто ошибочен. Во-первых, Россия его в новейшей истории никогда и не имела (его имел СССР). Во-вторых, Китай уже имеет геополитический вес, т.к. по ВВП по ППС вышел на первое место, а по абсолютному показателю - по объему ВВП, через несколько лет опередит США. Что касается потери территорий России на Востоке, это очень и очень фантастично. Сейчас не 19 век, Аляска и Ю.С.Калифорния не повторятся, т.к. Китай многократно уступает России по ядерному потенциалу, который и позволяет считаться России одним из ведущих политических игроков. Инсинуации по поводу, что думает или что может вынудить поступить Путина каким-либо образом, считаю неуместным
      • svmjvnwjd123mailru
        Валерий Воложин — 14:04, 3.12.2014
        СсылкаВ этой связи представляет интерес статья М.Авербуха, по ссылке
  • Alex Pon — 15:21, 2.12.2014
    ЕС валяет "Ваньку" используя любую информацию и доступные "силы". Со стороны ясно видно, что ЕС выбрал тактику изнеможения противника - России, всеми доступными методами. Это не очевидно только дуракам. Россия должна думать своей головой и плясать под свою дудку. Я поддерживаю политику В.В. Путина и если ЕС не изменит свои паразитические настроения, буду готов пойти с Россией до конца. Ситуация сегодня напоминает картину: волки не могут одолеть медведя им только и остается бесится и скалить зубы. А медведь как водится - с характером. Я не ставлю себе цель кого-нибудь оскорбить.
  • Сергей Рус — 22:13, 2.12.2014
    Можете брызгать слюной сколько хотите, Россия както ведь без ваших советов жила и дальше жить будет А вы сидите и тявкайте по тихому нам на это на-----ть!

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно