Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Поступающих в бизнес-школы все чаще тестируют на эмоциональный интеллект

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

С помощью психологических методик эксперты хотят найти новых звезд, поскольку высокий EQ временами даже важнее академических знаний

Поступающих в бизнес-школы все чаще тестируют на эмоциональный интеллект
Преподавателей бизнес-школ интересует не только уровень академических знаний студентов - им важно, что (и как) они чувствуют. Как выяснили эксперты The Wall Street Journal, в бизнес-школах все чаще стараются оценить уровень эмоционального интеллекта поступающих с помощью личностных тестов и интервью. Среди множества отлично подготовленных абитуриентов профессора пытаются найти тех, кто обладает эмпатией, внутренней мотивацией, стойкостью и рядом других личностных качеств.

Оценка EQ - попытка бизнес-школ на этапе отбора выявить будущих звезд. Как отметили в бизнес-колледже имени Мендозы в Университете Нотр-Дам, компании предпочитают брать на работу выпускников с самыми высокими оценками. Так почему бы не принять во внимание эмоциональный интеллект, готовя будущих бизнес-лидеров? С осени 2010 года поступающие в колледж должны заполнить онлайн-анкету, состоящую из 206 вопросов, под названием Personal Characteristics Inventory. Этот опросник позволяет выяснить, в какой степени абитуриент обладает такими качествами, как, например, способность работать в команде или руководить.

Определить "правильный" ответ трудно. К примеру, анкета содержит такой вопрос: "Что является вашим источником новых идей?". В качестве вариантов ответа предлагаются "семья и друзья", "чтение", "мои собственные мысли", "люди, с которыми я работаю" и "эксперты". Все студенты, которые впоследствии достигают успеха, выбирают, как правило, одни и те же варианты. Сами студенты считают, что в онлайн-тесте "социально желательный" ответ дать сложнее, чем при личной беседе.

Другие известные бизнес-школы тоже обращаются к оценке EQ

Этой весной в бизнес-колледже имени Мендозы собираются внимательно отслеживать результаты и достижения выпускников, потому что это будет первый выпуск, который набирался с учетом коэффициента эмоционального интеллекта.

А в Йельском университете в этом году планируют эксперимент - поступающие в Школу Менеджмента будут добровольно проходить тест Мэйера, Сэловея и Карузо на эмоциональный интеллект. Пока результаты этого онлайн-опросника (одним из разработчиков которого выступил проректор университета Петер Сэловей) не будут влиять на решение о приеме в учебное заведение, потому что пока в Йеле только собирают материал о тех личностных характеристиках, которые влияют на успех. Тест будет содержать 141 вопрос, он поможет понять, насколько хорошо абитуриенты понимают свои эмоции и управляют ими. Кандидату может быть предложено, например, попробовать предсказать, как человек будет реагировать на ту или иную ситуацию или определить эмоции человека на картинке.

В Tuck School of Business Дартмутского колледжа тоже обновляют условия поступления, ориентируясь на эмоциональный интеллект. В этой школе хотят попробовать в первую очередь оценить способность кандидатов справляться с давлением, а также любознательность. Но в учебном заведении пока находятся в поисках оптимального теста.

Конечно, попытки оценить уровень эмоционального интеллекта нельзя назвать какой-то революционной идеей. Еще в 2000 году в школе менеджмента Слоана Массачусетского технологического института представили свою "модель компетенций": с ее помощью можно было, в частности, охарактеризовать человека как способного (или неспособного) к налаживанию межличностных отношений, пониманию чувств окружающих. В школе Слоана не проводят онлайн-тестирований, а прибегают к поведенческим интервью, которые требуют демонстрации различных аспектов эмоционального интеллекта.

Безусловно, новая система отбора, которую опробовали в бизнес-колледже имени Мендозы, требует доработок и дальнейших исследований, но через два-три года она вполне может стать полноценным инструментом оценки поступающих. Между тем ученые Оттавского университета, опираясь на выводы своего исследования эмоционального интеллекта абитуриентов-медиков, отмечают, что альтруисты "рискуют" заработать раннее эмоциональное выгорание. Как отмечают авторы исследования, способность упорно работать и склонность к самопожертвованию, которые так ценятся у врачей, должны быть уравновешены навыками борьбы со стрессом.

Некоторые эксперты пока не уверены, является ли идея просто проверять эмоциональный интеллект поступающих в бизнес-школы очень хорошей. "Это замечательно, что в учебных заведениях задумываются об этом. Но эмоциональный интеллект можно развивать на протяжении всей жизни, и это должно быть одной из задач бизнес-школ - помогать студентам повышать EQ", - передает The Wall Street Journal слова ведущего психолога в области эмоционального интеллекта и автора бестселлеров на эту тему Дэниела Гоулмана.

Важность межличностного общения

О том, насколько значимы в бизнес-образовании так называемые soft skills (менее формализованные навыки - такие, как межличностное общение, работа в команде, навыки продаж, ведения презентаций и переговоров, публичных выступлений и пр., для сравнения, к hard skills принадлежат знания в области финансов, бухгалтерии, аудита и т.д.), говорят уже достаточно давно. Именно эти навыки помогают лидеру быть успешным, вне зависимости от того, в какой сфере работает его компания.

Оценкой soft skills озаботились некоторые компании. Например, Graduate Management Admission Council, который известен своим стандартизированным тестом GMAT для поступления в бизнес-школы (нацеленный больше на hard skills), недавно разработал новый тест на soft skills под названием Reflect. С его помощью менеджеры могут измерить свои навыки и оценить, над чем стоит поработать (тест стоит $99). К слову, этим тестом уже заинтересовались очень многие бизнес-школы.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter