Наталья Жогова
Реклама компании вводит в заблуждение, но доказать нарушение закона в суде будет очень тяжело
Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) подал иск в Останкинский районный суд Москвы к розничной сети "Эльдорадо", обвив компанию в недобросовестной рекламе и обмане потребителей. Поводом для обращения в суд послужила приуроченная ко дню рождения "Эльдорадо" масштабная рекламная кампания "Дарим 50% от стоимости". Требования СПРФ признать действия "Эльдорадо" противоправными удовлетворить в суде будет сложно, говорят юристы.
СПРФ подал иск в Останкинский районный суд Москвы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к ООО "Эльдорадо", говорится в сообщении СПРФ. 18 января состоялось ознакомительное заседание суда.
Претензии СПРФ касаются рекламной кампании, которую "Эльдорадо" проводила в период с 14 по 27 сентября 2009 года под слоганом "Дарим 50% от стоимости". Кампания проводилась посредством наружной рекламы (на рекламных щитах у автомобильных дорог, баннерах, стендах), была широко представлена на телевидении, в периодической печати, также использовались многочисленные брошюры и листовки.
По мнению СПРФ, изображение рекламируемого товара с указанной ценой является публичной офертой, то есть предложением купить данный продукт по определенной стоимости (предоставленные "Эльдорадо" рекламные плакаты, на которые ссылается СПРФ, см. в доп. материале). В действительности "Эльдорадо" не реализовывал товар по этим условиям, а значительное число граждан, прочитав предложение сетевика, посетили магазины "Эльдорадо", но потратили время и, по всей видимости, денежные средства на проезд впустую, отмечают в союзе.
Поскольку "Эльдорадо" не заключал договора купли-продажи с потребителями на объявленных условиях с дарением 50% их стоимости, то действия сетевика по распространению не соответствующей действительности рекламы-оферты являются противоправными, делает вывод СПРФ. При этом "Эльдорадо" нарушила ст. 10 закона "О защите прав потребителей", обязывающую продавца предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах и информировать об условиях их приобретения, а также ст. 5 закона "О рекламе", устанавливающую, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.
СПРФ требует "признать действия "Эльдорадо" по распространению не соответствующих действительности рекламных предложений о дарении 50% стоимости товара в период с 14 по 27 сентября 2009 года противоправными" и обязать компанию опубликовать решение суда в СМИ.
Однако в "Эльдорадо" считают, что нарушения закона не происходило и намерены отстаивать свою позицию и дальше. "При проведении рекламных акций "Эльдорадо" полностью соблюдает российское законодательство и всегда уведомляет потребителей об условиях проведения акций. Заявления СПРФ о том, что мы не информировали потребителей, является ложной. Эту позицию мы отстаиваем в суде и уверены в своей правоте", - сообщил директор по связям с общественностью "Эльдорадо" Илья Новохатский.
В рекламном плакате, на который ссылается союз потребителей, действительно мелкими буквами подробно расписаны условия акции. В частности, там указано, что при покупке товаров на сумму 1500 рублей и более покупатель получает в подарок купон на скидку в размере 50% от стоимости покупки. Но если внимательно прочитать условия акции, то становится понятным, что купон действует только в течение определенного периода и им может оплачиваться лишь 10-20% от стоимости товара. Например, если потребитель купил указанный в рекламе телевизор Sony по цене 19999 рублей, ему выдадут купон на скидку в 10 тыс. рублей. Воспользоваться скидкой полностью он сможет, если в течение ближайшего месяца купит товар как минимум на 50 тыс. рублей.
Как правило, по купонам редко, что удается купить, говорят эксперты. Далеко не все покупатели будут приобретать товары в течение, например, месяца после покупки, а та часть потребителей, которая все же соберется купить что-либо еще, рискует нарваться на неликвидные товары, либо на товары по завышенным ценам. Таким образом, "в определенной степени обман потребителей присутствует, но по формально юридическим признакам с этим тяжело бороться", - отметил в беседе с RB.ru директор юридического департамента ИГ "Русские Фонды" Павел Баранов. Реклама составлена таким образом, что можно сделать вывод, что вроде обмана и не было, чем сетевики и пользуются.
"Требования союза потребителей небезосновательны, но в суде доказательства могут трактоваться неоднозначно, - говорит Павел Баранов. - То, как составлена реклама, не дает однозначного ответа, можно ли оценивать действия "Эльдорадо" как противоправные. Шансы выиграть есть и у одной и у другой стороны, но доказать нарушения со стороны сетевика будет очень сложно". Следующее заседание суда назначено на 10 марта.
СПРФ подал иск в Останкинский районный суд Москвы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к ООО "Эльдорадо", говорится в сообщении СПРФ. 18 января состоялось ознакомительное заседание суда.
Претензии СПРФ касаются рекламной кампании, которую "Эльдорадо" проводила в период с 14 по 27 сентября 2009 года под слоганом "Дарим 50% от стоимости". Кампания проводилась посредством наружной рекламы (на рекламных щитах у автомобильных дорог, баннерах, стендах), была широко представлена на телевидении, в периодической печати, также использовались многочисленные брошюры и листовки.
По мнению СПРФ, изображение рекламируемого товара с указанной ценой является публичной офертой, то есть предложением купить данный продукт по определенной стоимости (предоставленные "Эльдорадо" рекламные плакаты, на которые ссылается СПРФ, см. в доп. материале). В действительности "Эльдорадо" не реализовывал товар по этим условиям, а значительное число граждан, прочитав предложение сетевика, посетили магазины "Эльдорадо", но потратили время и, по всей видимости, денежные средства на проезд впустую, отмечают в союзе.
Поскольку "Эльдорадо" не заключал договора купли-продажи с потребителями на объявленных условиях с дарением 50% их стоимости, то действия сетевика по распространению не соответствующей действительности рекламы-оферты являются противоправными, делает вывод СПРФ. При этом "Эльдорадо" нарушила ст. 10 закона "О защите прав потребителей", обязывающую продавца предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах и информировать об условиях их приобретения, а также ст. 5 закона "О рекламе", устанавливающую, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.
СПРФ требует "признать действия "Эльдорадо" по распространению не соответствующих действительности рекламных предложений о дарении 50% стоимости товара в период с 14 по 27 сентября 2009 года противоправными" и обязать компанию опубликовать решение суда в СМИ.
Однако в "Эльдорадо" считают, что нарушения закона не происходило и намерены отстаивать свою позицию и дальше. "При проведении рекламных акций "Эльдорадо" полностью соблюдает российское законодательство и всегда уведомляет потребителей об условиях проведения акций. Заявления СПРФ о том, что мы не информировали потребителей, является ложной. Эту позицию мы отстаиваем в суде и уверены в своей правоте", - сообщил директор по связям с общественностью "Эльдорадо" Илья Новохатский.
В рекламном плакате, на который ссылается союз потребителей, действительно мелкими буквами подробно расписаны условия акции. В частности, там указано, что при покупке товаров на сумму 1500 рублей и более покупатель получает в подарок купон на скидку в размере 50% от стоимости покупки. Но если внимательно прочитать условия акции, то становится понятным, что купон действует только в течение определенного периода и им может оплачиваться лишь 10-20% от стоимости товара. Например, если потребитель купил указанный в рекламе телевизор Sony по цене 19999 рублей, ему выдадут купон на скидку в 10 тыс. рублей. Воспользоваться скидкой полностью он сможет, если в течение ближайшего месяца купит товар как минимум на 50 тыс. рублей.
Как правило, по купонам редко, что удается купить, говорят эксперты. Далеко не все покупатели будут приобретать товары в течение, например, месяца после покупки, а та часть потребителей, которая все же соберется купить что-либо еще, рискует нарваться на неликвидные товары, либо на товары по завышенным ценам. Таким образом, "в определенной степени обман потребителей присутствует, но по формально юридическим признакам с этим тяжело бороться", - отметил в беседе с RB.ru директор юридического департамента ИГ "Русские Фонды" Павел Баранов. Реклама составлена таким образом, что можно сделать вывод, что вроде обмана и не было, чем сетевики и пользуются.
"Требования союза потребителей небезосновательны, но в суде доказательства могут трактоваться неоднозначно, - говорит Павел Баранов. - То, как составлена реклама, не дает однозначного ответа, можно ли оценивать действия "Эльдорадо" как противоправные. Шансы выиграть есть и у одной и у другой стороны, но доказать нарушения со стороны сетевика будет очень сложно". Следующее заседание суда назначено на 10 марта.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
05 мая 2024
10 мая 2024
13 мая 2024
13 мая 2024
Популярное
Колонки
Product Hunt: что это такое?
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Списки и рейтинги