Екатерина

Правда ли, что петербуржцы культурнее москвичей?


RB.ru спросил у представителей бизнеса и других профессий, согласны ли они с тем, что петербуржцы культурнее москвичей. Мнения разделились.

Фото: Fotoimedia


Лев Лурье, историк, коренной петербуржец, живет в Петербурге:


- Откуда взялся стереотип, что петербуржцы культурнее москвичей? Или это не стереотип?


"Дело  не в культуре, проблема заключается в том, что в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге, производительность труда значительно ниже, чем в Москве  – грубо говоря, работа не требует большой отдачи, но за нее не платят такие деньги. Поэтому в нашем городе можно больше времени уделять культуре, читать, ходить в кино, общаться с людьми и вообще рефлексировать. Поэтому добавочная часть, которая формируется в результате большего количества времени свободного, здесь больше, и результаты творческой работы не прямо зависят от денег, которые за нее платят. 
Я бы сказал, что это следствие более низкой производительности труда (потому что основные рабочие места у нас в Москве), возникшее  после переноса столицы в Москву в 1918 г.".

 

Лилиана Пертенава, PR-директор Runa Capital (петербурженка, живет в Москве):


"Я переехала в 2010 году в Москву по карьерным обстоятельствам, для моей профессии в Петербурге было меньше перспектив. Мне кажется, тема особой "культурности" петербуржцев была актуальна в XVIII-XIX веках, потому что тогда в столице Российской империи зародился литературный русский язык, начал издаваться легендарный журнал "Современник", кипела дворянская культурная жизнь.

 

Такая специфика давно утеряна, тяга к прекрасному еще какое-то время и в XX веке культивировалась горожанами, но Петербург - не закрытый город. Там уже много приезжих, это способствует смешению культур.

 

При этом, в Петербурге до сих пор интересный андеграунд. Например, скандально-известный художник-акционист Павленский родом из Петербурга, андеграундная музыкальная жизнь в городе на Неве - тоже всегда была богаче и свободнее, чем в Москве, на мой взгляд. Из современников, вспомним группу "Ленинград", которая начиналась в петербургских подвальных клубах. Также, считаю Мариинский театр более мощным художественно, чем Большой (да простят меня москвичи).
В Петербурге, на мой взгляд, есть позитивное свойство: контркультура плотно связана с классическим искусством и не отрицает его.

 

Что касается ниши современного искусства, то и в Москве, и в Петербурге она скорее бедна, и это печально. Обе столицы нельзя сравнить ни с Лондоном, ни с Нью-Йорком, ни с Парижем в этом смысле.

 

На многомиллионные мегаполисы мало одного "Гаража" или "Новой Голландии" с "Эрартой". Я недавно была в Копенгагене, там проходил фестиваль contemporary art, в котором участвовал весь город централизованно и массово. Из забавного: одной из площадок для представлений театра современного танца было главное полицейское управление датской столицы.


В Москве массово проходят только народные гуляния. Не хватает "движухи" в сфере более высокого искусства. Заканчивая мысль, кто культурнее, отмечу, что жители Петербурга зато большие снобы и охотно готовы корить каждого, кто ни разу не был в Эрмитаже. Я такая же, кстати".

 

Даниил Павлючков, CEO&Founder Mailburn (петербуржец, живет в Петербурге):

 

"Мне кажется, это один из самых распространенных мифов про Питер и Москву. Культурные люди есть в обоих городах, как и гопники. В Москве не меньшее количество музеев и театров, есть Третьяковка и музей Пушкина. На мой взгляд, Москва более деловая, и это затмевает ее культурную составляющую, тогда как в Питере она более заметна".

 

Топ-менеджер частного российского банка (15 лет прожил в Петербурге, 4 года живет в Москве):


"Вранье. Нет, считаю, что не культурнее, люди везде одинаковые. Считаю, что каждый человек притягивает людей себе подобных. При переезде из Санкт-Петербурга думал, что будет гораздо сложнее работать с коллегами в Москве (в головном офисе), чем в Питере, но оказалось так же. Везде люди одинаковые, одни приезжие и там, и там, все оказываются в одних условиях - выживание в большом городе".

 

Юлия Никитина, управляющий партнер Boyden (петербурженка, живет в Петербурге; Boyden - международная компания, осуществляющая подбор топ-менеджеров, с офисами в Москве и в Санкт-Петербурге):

 

"Я бы уточнила для начала, что означает культурнее и кто такие петербуржцы и москвичи. К настоящему моменту и в Москве, и в Петербурге большое количество приезжих, не являющихся коренными жителями. Если взять мой круг общения, то культурный уровень урожденных питерцев и москвичей абсолютно одинаков".

 


Комментарии

  • Константин Барашков — 02:01, 20.11.2014
    Пугачёва! живи долго!
  • Александр Бирке — 05:04, 20.11.2014
    "Любимый Питер, двор-колодец. Вот кто-то мочится в ночи… — Да как тебе не стыдно, сволочь!В ответ: — А разве мы на ты? ..."
  • Алексей Медведев — 08:15, 20.11.2014
    Уже нет! Посмотрев только на мэра, можно с уверенностью сказать "в этом городе с культурой напряженка"! Ленинград был культурным городом, но с годами образование ухудшалось, город наполнялся приезжими и получили то, что получили!
  • Елена Крученицкая — 08:39, 20.11.2014
    Я одновременно и петербурженка, и москвичка -- так сложилось. До 90-х годов это суждение было в какой-то мере правильным, потому что в Москве было гораздо больше приезжих, чем в Петербурге. И тогда это были не азиаты или кавказцы, а лимитчики из российской провинции, которых по виду от москвичей не отличишь. Поэтому общее впечатление складывалось отчасти из-за того, что трудно было выделить в толпе собственно москвичей. В Петербурге шанс натолкнуться на коренного жителя был выше. Еще один фактор сыграл свою роль: Москва "расползлась" раньше и больше, чем Петербург. От спальных районов далеко как до Третьяковки, так и до Эрмитажа, но в Москве процент "провинциалов" с московской пропиской выше.
    • KURBAN BAIRAMOV — 18:31, 23.11.2014
      Из Казахстана, большую часть жизни живу в Москве, а сестра в Петербурхе. Тезис о том, что птибуржцы-ленинградцы культурнее - это миф. Люди действительно несколько разные, а темп жизни в северной столице стал ускоряться, но расстояния значительно короче в Питере, отсюда и "глицерин". Население Петербурга-Ленинграда было тоже сильно разбавлено приезжими из белорусской и российской глубинки, не добавившими лоска и культуры речи городскому населению, на которое приходилась оченно тонкая прослойка профессорско-преподавательско-артистического состава разбавленных пожиже в потомках революционных гегемона и хама, плюс Блокада упростила нравы и закалила дух:, так что ещё тот сложился конгломератец. По поводу русского языка здесь высказалась одна дама, что дескать русский великий и могучий зародился в Петербурге, не зная наверное, что за образец русского литературного языка принят "старый московский говор", и по поводу Мариинки выскажусь обязательно, что стала она такой, какой мы её знаем и видим ныне токмо теперь, при питерских правителях и руководителе ея, вхожим к ним в кабинеты, а в семидесятые довольно-таки провинциальный театришко с виртуальной императорской славой, который с Большим и не сравнивал никто в ту пору, вспомните, что все и оперные и балетные знаменитости в Ленинграде не задерживались долго. Можно много говорить и о соперничестве научных школ, но то совсем другая тема. Поверхностный взгляд из октябрьского приезда туда в этом году: Питер - пока что ещё русский город.
      • kruchelenayandexru
        Елена Крученицкая — 10:27, 24.11.2014
        Старомосковский говор был принят как образец ПРОИЗНОШЕНИЯ. Что же до литературного языка, то надо смотреть, где жили крупнейшие писатели. Пушкин в этом смысле был универсален, т.е. его нельзя считать петербургским или московским. Да и вообще неправильное это суждение. Современный русский литературный язык сложился не в определенном месте, городе и т.д. Он впитал в себя разные говоры и диалекты, точнее отобрал из них слова, обороты и т.д. И сделал все это нашим общим достоянием.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно