Ксения

Представители лучших американских бизнес-школ говорят о проблеме гендерных гетто

Как в ведущих учебных заведениях решают проблемы гендерного разрыва


Внутреннее исследование школы менеджмента Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) показало, что в ряде бизнес-школ есть так называемые "гендерные гетто" - факультеты и департаменты, с высокой концентрацией мужчин или женщин. Например, в большинстве учебных заведений почти половина профессоров в сфере менеджмента организаций - женщины, а в финансах и стратегии доля женщин в командах - всего 5,6% и 9,1% соответственно, пишет The Wall Street Journal.

Декан Высшей школы менеджмента имени Андерсона в UCLA Джуди Олиан провела в Белом доме встречу с главами других ведущих бизнес-школ США и поговорила с ними о том, как сделать рабочие места в учебных заведениях "более дружелюбными" для женщин-преподавателей. "Это должно быть нечто гораздо большее, чем просто размышление о политике школы в этом вопросе и численности женщин. Это должна быть попытка самоанализа. Я должна спросить себя о том, какие тонкие и незаметные вещи мы можем (и должны) сделать для улучшения рабочего климата", - рассказала Олиан, отметив, что улучшение рабочей атмосферы для женщин было и остается одной из приоритетных для нее задач с того момента, как она восемь лет назад возглавила бизнес-школу. Для своей школы она сделала уже очень много: например, нашла $190 млн для развития учебного заведения.

Такие "неразнообразные" гендерные составы, которые имеют место сейчас, - отнюдь не следствие отсутствия попыток улучшить ситуацию, рассказала Джуди Олиан. По ее словам, уже есть некоторые программы, которые помогут строить карьеру женщинам старшего возраста со степенью доктора философии, а также будут содействовать развитию младших научных сотрудниц. В целом расширение спектра учебных дисциплин для женщин-преподавателей - проблема, которая стоит перед многими бизнес-школами в течение довольно продолжительного времени. Конкретно в Высшей школе менеджмента имени Андерсона есть такая трудность: согласно информации, полученной из интервью с преподавателями, многие женщины удовлетворены работой на начальном этапе карьеры, но часто сталкиваются с неуважением к своей работе и двойными стандартами при принятии решений о продвижении и повышении зарплаты.

В Школе менеджмента имени Карлсона Миннесотского университета насчитывает довольно много женщин на своих семи факультетах - примерно 31%, но в распределении по дисциплинам цифры сильно варьируются. Например, в департаменте Work and Organizations женщин больше половины (58%), а в финансовом - соотношение женщин и мужчин - 1 к 16.

Чтобы решить проблему, образно говоря, "эффекта бутылочного горлышка" при приеме на работу, в школе бизнеса Стэнфордского университета намерены рассматривать более широкий круг кандидатов на должности младших преподавателей (ранее очень много соискателей отсеивалось, теперь же требования планируется пересмотреть). "Нам нужно расширить устье воронки", - отметил первый заместитель декана по учебной работе школы бизнеса Стэнфорда Мадхава Раджан.

По результатам на текущий учебный год, в школе бизнеса Стэнфордского университета 19,5% преподавателей - женщины. Их количество колеблется в зависимости от специализации: с 9,5% (2 из 21 в финансах) до 35,7% (5 из 14 в бухгалтерском учете).

Школа бизнеса Гарвардского университета привлекла к себе внимание осенью прошлого года тем, что там была приложена масса усилий для помощи женщинам - как преподавателям, так и студенткам. Впрочем, как говорится в книге Шерил Сэндберг "Не бойся действовать", в Гарварде вот уже несколько лет работают над тем, чтобы сделать более комфортным пребывание в бизнес-школе для всех групп студентов. Ранее самой преуспевающей группой были белые мужчины-американцы. Проведя ряд исследований и разработав несколько новых принципов работы, преподавателям и студентам удалось сообща повысить успеваемость и удовлетворенность студентов, принадлежащих к другим группам, - женщин, иностранцев и пр.

В некоторых бизнес-школах, которые возглавляют женщины, специалисты ожидают по этой причине сокращения гендерного разрыва, но ожидания не всегда оправдываются - как показывают результаты исследования, проблема все равно сохраняется. "Не всегда верно утверждение, что наличие женщины-лидера в организации - любой организации - помогает решить гендерную проблему", - считает профессор Высшей школы менеджмента имени Андерсона Сэнфорд Якоби.

Примерно так выглядит "расстановка сил" в семи лучших бизнес-школах США. Бизнес-школы Университета штата Аризона, Северо-Западного университета, Миннесотского университета и UCLA возглавляют женщины.

Бизнес-школа

Общее количество

Бухгалтерский учет

Финансы

Менеджмент организации

Маркетинг

Arizona State University, W.P. Carey School of Business

24%
(37 of 154)

23.8%
(5 of 21)

29.%
(5 of 17)

21.7%
(5 of 23)

45%
(9 of 20)

Massachusetts Institute of Technology, Sloan School of Management

19.6%
(22 of 111)

30%
(3 of 10)

14.3%
(3 of 21)

26.7%
(4 of 15)

30%
(3 of 10)

Northwestern University, Kellogg School of Management

21.9%
(30 of 137)

23%
(3 or 13)

20%
(5 of 25)

29.%
(12 of 41)

28.%
(7 of 25)

Stanford Graduate School of Business

19.5%
(23 of 118)

35.7%
(5 of 14)

9.5%
(2 of 21)

24%
(6 of 25)

20%
(3 of 15)

University of California, Los Angeles, Anderson Graduate School of Management

17.9%
(15 of 84)

22.2%
(2 of 9)

5.6%
(1 of 18)

46.2%
(6 of 13)

15.4%
(2 of 13)

University of Chicago Booth School of Business

14.8%
(19 of 128)

23.5%
(4 of 17)

8%
(2 of 25)

50%
(2 of 4)

20%
(2 of 10)

University of Minnesota, Carlson School of Management

31%
(32 of 102)

46%
(6 of 13)

5.9%
(1 of 17)

58.3%
(7 of 12)

47%
(8 of 17)

 

Комментарии

  • Александр Бирке — 08:52, 10.06.2014
    какое сенсационное исследование! какая новизна взглядов и выводов! :)

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно