Ксения

Президент Eurasia Group: Ситуация в России - риск номер два для мирового бизнеса


Россия и Украина. ISIS. Иран и Сирия. Хакерские атаки на Sony из Северной Кореи. В 2014 году глобальная политическая нестабильность достигла такого уровня, какого мир не видел со времен конца холодной войны. Каковы основные политические и экономические риски 2015 года и что они означают для глобального бизнеса? Издание Harvard Business Review побеседовало с Яном Бреммером, президентом Eurasia Group, крупнейшей в мире консалтинговой компании, специализирующейся на политических рисках, опубликовавшей несколько дней назад свой ежегодный прогноз.


Фото: Fotoimedia

По мнению консультантов Eurasia Group, ситуация в Европе - риск номер один для глобального бизнеса. Хотя экономический кризис в еврозоне несколько стих (или, по крайней мере, достиг плато), консультанты отмечают, что следует обратить внимание скорее на политическую ситуацию в регионе. Конечно, состояние экономики несколько стабилизировалось, но оно, по мнению Бреммера, является только частью большой проблемы. В Европе многие жалуются на "управленческую политику" Берлина, ситуация в целом ухудшается. Ситуация в Греции и Испании, проблемы иммиграции во Франции и Великобритании в комплексе с довольно слабым экономическим ростом, отсутствием возможностей для европейской молодежи и нарастанием исламского радикализма делают управление странами все более сложным. Кроме того, европейцы обеспокоены ситуацией в России, которая, по мнению Бреммера, на пути к гибели: падение цен на нефть, риск возможного дефолта, расширение украинского конфликта. Геополитическая ситуация в Европе явно оставляет желать много лучшего, а поскольку она является одним из крупнейших рынков в мире, это может негативно повлиять на глобальный бизнес.

Ситуацию в России эксперты Eurasia Group поставили на второе место в рейтинге рисков. Действия России на Украине, пишет Harvard Business Review, в прошлом году потрясли весь мир. По мнению Яна Бреммера, США следовало несколько иначе реагировать на это. 80% усилий США было направлено на то, чтобы наказать Россию, а оставшиеся 20% - на то, чтобы помочь Украине. Пропорции, отмечает Бреммер, должны были быть прямо противоположными. Владимир Путин, отмечает он, считает, что США борются с ним лично и пытаются подорвать его режим, однако позиция США состоит в том, что его просто необходимо убедить изменить свое поведение, чего он делать категорически не хочет, а только становится более агрессивным. Отток капитала из России и рыночные настроения могут подогреть панику, экономика страны падает быстро, и рейтинг Путина вряд ли будет оставаться на уровне 85% в течение 2015 года, полагает Бреммер. Кроме того, он не собирается отказываться от Украины. А низкие цены на нефть хороши для глобальных потребителей, для мира в целом, но крупные производители попадут под удар, и Россия будет в их числе. Принимая во внимание все это, Россию вообще и Владимира Путина в частности можно назвать одними из крупнейших факторов риска, способных нанести ущерб мировой экономике.

Среди рисков Eurasia Group называют более избирательную и "националистическую" динамику на развивающихся рынках, к которым, в том числе, относится и Россия, которая, по словам Бреммера, является яркой иллюстрацией этого риска. Например, в стране были закрыты несколько ресторанов McDonald’s, и это было связано, прежде всего, с тем, что компания явно ассоциируется с США. Россия налагает санкции на западные компании, исходя из этой политики национализма, и, полагает Бреммер, это еще получит развитие в 2015 году. Как видно, Россия стала больше ориентироваться на другие развивающиеся рынки и на Китай. То, что делает Россия совместно с Китаем (собственное рейтинговое агентство, управление финансовыми сделками, собственные интернет-стандарты и т. д.), давит на лидерство США в области мировых стандартов.

Общая ситуация, отмечает Бреммер, выглядит так, будто мир движется к новой холодной войне. По его мнению, мировым лидерам следует сосредоточиться не на росте, а, скорее, на устойчивости. Американским СЕО это будет особенно трудно, поскольку в среднем они возглавляют одну компанию около четырех лет, их действия направлены на повышение акционерной стоимости компаний и получение максимально возможной прибыли, а не на устойчивость. Бреммер отмечает, что он не имеет в виду модное нынче выражение "устойчивое развитие", а говорит об устойчивости самих корпоративных моделей. Для многих лидеров во всем мире это будет серьезный вызов. По его мнению, японским руководителям будет проще думать в рамках таких категорий.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно