Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Президент Российского газового общества: вся планета "обречена" на сотрудничество по газу с Россией

Архив rb.ru
Полина

Полина

Переговоры по газу между Россией, Украиной и Еврокомиссией, состоявшиеся 2 марта в Брюсселе, ни к чему не привели, поэтому газовая война между Россией и Украиной продолжается.

Президент Российского газового общества: вся планета "обречена" на сотрудничество по газу с Россией
Еврокомиссия все еще надеется на ослабление зависимости ЕС от российского газа, но потребление газа и в Евросоюзе, и во всем остальном мире только растет. Как меняется мировая карта поставок газа, и какое место на ней занимает Россия, в интервью RB.ru рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный.


Фото: РИА Новости

Газовый спор России и Украины приобрел новый поворот после 19 февраля, когда"Нафтогаз Украины" прекратил подачу газа Донбассу, объяснив это поломкой газопроводов. Но когда "Газпром" решил этот вопрос своими силами, украинская сторона неожиданно заявила, что восстановила трубы,  и на данный момент продолжает поставлять газ в регион. Представители Донбасса эту информацию не подтверждают, а говорят, что газ на их территорию поступает непосредственно через южные границы с РФ. Как на самом деле обстоят дела с газом на Украине, а также почему ЕС не сможет изменить на мировой карте газовое положение России - на эти и другие вопросы ответил президент Российского газового общества Павел Завальный.


На фото: президент Российского газового общества Павел Завальный

Справка. Российское газовое общество (РГО) - некоммерческое партнерство, созданное в мае 2001 года, в которое входят 111 компаний – ведущих российских предприятий газовой отрасли ("Газпром", "Лукойл", "НОВАТЭК" и другие). Российское газовое общество является ассоциированным членом Международного газового союза (МГС) и Европейского союза газовой промышленности (Еврогаз).

- Каким должно быть рациональное решение газового спора между Россией и Украиной о поставках газа на Донбасс?


- Изначально ЛНР и ДНР на фоне прекращения поставок заявили, что готовы сами заключать договоры на поставку газа и платить за газ напрямую. Но "Газпром" пока не может пойти на это в связи с тем, что до сих пор "Нафтогаз" и Украина в целом не определили свою позицию по этой ситуации. Поэтому "Газпром" в конце февраля направил украинским партнерам письмо, в котором просил определиться, чьей зоной ответственности является обеспечение газом территорий ЛНР и ДНР. От этого и зависит решение вопроса. Если это – зона ответственности Нафтогаза, вопрос о поставках должен решаться в рамках действующего контракта. Если же нет, тогда возможны варианты поставки газа в качестве гуманитарной помощи на переходный период, с последующим заключением прямых договоров с ДНР и ЛНР. При этом замечу, что уже поставленный на территорию Донбасса газ Украина пока не признает, а в этом транше было более 100 млн. кубометров.

- Насколько я понимаю, в зависимости от этих решений будут корректироваться тарифы на поставки газа в эти территории?

- На данный момент речь идет о той же цене, что и для Украины - $329 за первый квартал в рамках заключенного контракта. Если же это будут отдельные поставки, то формула цены может быть любой, это вопрос переговоров. При этом в ближайшее время цена на газ для Украины в любом случае не повысится, а даже понизится, потому что она имеет нефтяную индексацию, а нефть существенно подешевела в последние полгода. Стоимость газа, скорее всего, составит не более $300 за 1000 кубов. Политические факторы на цену на газ практически не влияют, потому что есть контракт, который мы должны исполнять. Правительство РФ давало украинским партнерам скидку в размере $100 на таможенные сборы и пошлины, но она распространяется только на первый квартал 2015 года.

- Каковы перспективы обеспечения российским газом стран ЕС? Есть ряд государств, желающих расширения сотрудничества с нами в этой сфере (например, Венгрия), а есть Еврокомиссия, которая хочет обратного и плюс к тому влиять на решения по газу в каждой отдельно взятой стране. Что происходит и будет происходить в решении газового вопроса на этом уровне?

- ЕС на протяжении более 10 лет пытается решить вопрос снижения зависимости от российского газа. Под эти задачи во многом писалось энергетическое законодательство ЕС. При этом за последний год с учетом политических обстоятельств это желание обострилось. Но вряд ли это произойдет. Сейчас 30% потребляемого газа в Европе - из России, и ситуация принципиально не изменится как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе – это оценки, в том числе, самих европейских экспертов. 

Сегодня годовая потребность ЕС в газе - 450 млрд кубов, к 2035 году она возрастет до уровня свыше 600 млрд кубов, несмотря на сегодняшний вялый спрос на газ. Собственная добыча газа в Европе будет продолжать падать, и если сегодня она составляет 240 млрд кубов, то к 2035 году будет 180 млрд. Азербайджан, Туркмения, Алжир, Иран, Северная Африка - ни один из этих поставищиков не удовлетворит потребность ЕС в газе полностью. Поставки газа из Туркменистана тоже не так-то просто наладить, потому что построить газопровод через Каспий очень сложно и политически, и технически. К тому же, туркменский газ нацелен на Китай, куда он уже уходит, Пакистан и Индию, а не на Европу. Поставки газа из Ливии, Сирии, Ирака сейчас совсем не реалистичны, поскольку в этих странах нет политической стабильности, и возникает большой вопрос о надежности и безопасности этих поставок.

Озвучиваемые сегодня попытки создания Энергосоюза ЕС вызывают вопросы, потому что они противоречат правилам ВТО, это по сути монополизация, картельный сговор потребителей. Это противоречит и канонам рыночной экономики, и вообще крайне сомнительно. А создавать энергосоюз как специальную структуру с целью совместного развития поставок газа из других регионов – на мой взгляд, избыточно, но это их право. При этом надо понимать, что все другие источники поставки газа не решают проблемы как с точки зрения объемов и цены с учетом растущей потребности, так и с точки зрения безопасности поставок. 

Россия же все те годы, которые ЕС говорил о диверсификации, реально принимала меры по повышению безопасности и надежности поставок газа в Европу. Мы построили "Северный поток", "Ямал-Европу" и начали работу над "Южным потоком", который сегодня трансформирован в формат "Турецкого потока".

- В чем преимущества российского газа перед газовыми ресурсами других стран? 

- Сегодня поставки российского трубного газа обладают большей степенью надежности и предсказуемости и по объемам, и по ценовым условиям, чем предложения значительной части других поставщиков газа в Европу. Несмотря на все политические сложности, прошлые и нынешние, Россия более 40 лет исполняет все контрактные обязательства и соглашения по поставкам, сохраняя репутацию надёжного партнёра. 

Стоимость газа СПГ значительно выше стоимости российского трубного газа. Поэтому с точки зрения экономики, да и здравого смысла, у нас как поставщиков - высокая конкурентоспособность и все преимущество, а дальше все зависит только от политического решения каждой конкретной страны.

- Сегодня стало известно, что Египет подпишет газовый контракт с Россией, о чем сообщил министр нефти и природных ресурсов страны Шериф Исмаил. У Турции и Китая с Россией складываются прекрасные отношения. Какие еще страны нам интересны в этом поле?

- Мы заинтересованы в партнерстве со всеми странами, которые заинтересованы в нас: Это и АТР, и Европа, и Южная Америка. К тому же мы ведь не только поставляем газ, а еще и сотрудничаем со странами-партнерами в разработке месторождений. Создание совместных предприятий и обмен активами с энергетическими компаниями стран-партнеров в рамках реализации добычных и инфраструктурных проектов подтверждает искреннее стремление нашей страны строить долгосрочные отношения в энергетике на основе справедливого разделения рисков и прибылей. Это – наша стратегия. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Гроссмейстер для бизнеса. Почему в корпорациях и стартапах растет спрос на аналитиков
  2. 2 На высоте технологий
  3. 3 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях