Архив rb.ru

Профессия будущего: как компания IBS готовит специалистов по аналитике больших данных

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Сегодня профессионалы в области Data Science – колоссальный дефицит не только в России, но и во всем мире.

Профессия будущего: как компания IBS готовит специалистов по аналитике больших данных
Присоединиться

Сегодня профессионалы в области Data Science – колоссальный дефицит не только в России, но и во всем мире. Совместно с несколькими партнерами компания IBS перевела курс Data Science Университета Джонса Хопкинса на сайте проекта Coursera на русский язык. Курс доступен для внешней аудитории и абсолютно бесплатный. О том, какие задачи намерена решить таким образом компания, в интервью RB.ru рассказала Яна Кудрявцева, директор по маркетингу и HR.


Фото: Fotoimedia


- Почему вы решили заняться этим проектом?


- В последние полтора года у нас появилось выраженное понимание, что нам и на рынке вообще таких специалистов не хватает. Почему речь шла не о курсе на базе традиционной системы образования? Пока в нашей системе образования похожего курса - именно в виде надстройки над базовыми знаниями математики, технологии - нет. Сам подход, философия больших данных сильно отличается от ранее существовавших компьютерных дисциплин. Понятно, что западные разработки начались раньше – как всегда, есть некоторое технологическое и методологическое отставание.

 

То, что искали, мы смогли найти на Coursera. За основу программы на Coursera взята программа университета Джона Хопкинса – причем это не один курс, а связка из 9 курсов. Прохождение цикла дает возможность приобрести новую специальность – data analyst. C нашей помощью эти курсы переведены и адаптированы на русский язык.

 

-  Курс доступен только для сотрудников IBS или для внешней аудитории тоже?


- Для нас этот проект некоммерческий, мы это делали не для себя, а для всего рынка. Как сам курс, так и его перевод доступны для всех интересующихся. Более того, все материалы курсов доступны бесплатно. Единственное, если хочется подтвердить успешное обучение документом (например, для работодателя), то его получение – платная услуга. Но верифицированный сертификат Coursera – документ достаточно весомый.

 

При этом мы поощряем участие своих сотрудников в этом обучении. Сейчас в проекте принимают участие несколько из них. Мы видим, что люди инвестируют в это свое личное время, поскольку при серьезном подходе такое обучение – процесс ресурсоемкий, занимает не 15 минут в день, включает подготовку к промежуточным тестированиям. Это полноценный процесс обучения новой специальности.

 

- Какое базовое образование нужно?


- Необходимы базовые знания в области программирования. Несмотря на наличие перевода, желательно в какой-то степени знать английский язык, потому что дополнительные материалы и общение идет на нем.

 

- Когда вы рассчитываете закончить подготовку первых специалистов?


- Расчетное время - апрель-начало мая 2015 г. Не обязательно, что к этому времени закончат обучение все, кто его уже начал, кто-то наверняка может сойти с дистанции. Сейчас из компании участвуют 7 сотрудников.

 

Кроме того, мы видим достаточно много людей за пределами компании, которые также хотят учиться "большим данным". Тема активно обсуждается последние годы, к ней есть большой интерес, а выхода практического пока нет.

 

Курс имеет большие шансы на успех, потому что ему попросту нет альтернативы: сейчас нет такого места,  страны или компании, где есть готовые специалисты, которых можно было бы нанять. Есть, если можно так сказать, "полуфабрикат" той или иной степени готовности.

 

- Где компании берут таких специалистов сейчас?


- Растят своих. Это тот случай, когда на рынке появляется новая профессия, и новых специалистов готовят из хороших старых. Сегодня понятно, что специалисты по "большим данным" могут вырасти из бизнес-аналитиков, из специалистов по базам данным, из всех, у кого хорошее фундаментальное образование, желательно математическое. Дальнейшая подготовка идет уже в рамках работы на конкретных проектах.

 

- Дистанционное образование критикуют за то, что при большом количестве слушателей преподавателю трудно выстроить личные связи, без которых образование становится процессом формальным… 


- Не скажу за все дистанционное обучение, но на Coursera есть ряд инструментов, которые помогают преодолеть ограничения дистанционного формата. В частности, это создание коммьюнити. Если у учащихся возникают вопросы, они это обсуждают, в том числе с участием преподавателей. По аналогии с потоком в университете – если что-то пропустили, не поняли – спрашиваете у коллег. Виртуальное пространство позволяет делать это не хуже, а может, и лучше. Например, нет страха показаться глупым.

 

Кроме того, курсы на Coursera – это не набор видеолекций, это полноценный процесс, требующий самоорганизации. Приступить к обучению новой специальности нужно в определенные сроки. Есть квоты входа. В рамках этих сроков люди приступают к обучению одновременно. Потом сдают экзамены.  Так что самодисциплину никто не отменял.

 

Плюс Coursera проводит регулярный опрос по качеству курсов – они обращают внимание на проблемные моменты, придумывают специальные приемы удержания. Наверное, у дистанционного образования есть свои минусы, но они скомпенсированы плюсами, которых нет в традиционной системе образования.

 

- Будут ли выпускники не из числа сотрудников IBS  иметь привилегии  - например, устроиться на работу в IBS, и вообще какова практика найма выпускников с сертификатами Coursera?


- Общий ответ – в ближайшее время спрос на таких специалистов будет выше, чем их предложение. На сегодняшний день есть места, куда выпускников этих курсов примут с большой охотой, вопрос только в том, с какой скоростью будут появляться такие выпускники. IBS тоже одно из таких мест, мы будем обращать свое внимание на тех, кто придет к нам и скажет, что отучился на этом курсе.

 

Более того, у нас есть идея, что можно в какой-то момент онлайновую российскую аудиторию слушателей перевести в оффлайн и встречаться в формате meet-up (небольшой конференции с участием преподавателей с онлайн-телемостом). Нам это интересно: мы тоже хотим посмотреть в глаза этим людям – это очень перспективно с точки зрения подбора потенциальных сотрудников. При этом жестких ориентиров: сколько мы хотим взять, когда мы хотим взять, хотим ли мы взять только с сертификатами – сейчас нет.

 

- Может быть, кто-то из ваших коллег уже нанял на работу людей с сертификатами?


- Тут интереснее вопрос, был ли в этом случае сертификат Coursera основой для принятия решения? Или это был интересный, уникальный человек, у которого к тому же был сертификат – ведь людей такой квалификации пока очень мало, они пользуются спросом. Так что успешные назначения, наверное, были, но сертификат пока не главное, имеют значения реальные знания и опыт.

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 9 бизнес-моделей образовательных онлайн-стартапов
  2. 2 Мария Прямкова (IBS) – о предиктивной аналитике в управлении персоналом на Big Data Conference