Ксения

Пять уровней развития компаний

На каком из них находится та, в которой работаете вы?


В своей знаменитой теории об иерархии потребностей американский психолог Абрахам Маслоу справедливо утверждал, что люди сначала удовлетворяют простейшие физиологические потребности, затем потребности в безопасности, любви и уважении, а уже потом задумываются о таких вершинах, как самовыражение и самореализация. Для компаний (как для работодателей) тоже существует подобная иерархия.

Портал FastCompany.com составил интересную классификацию.

Уровень 1. Обычная компания. Весьма распространенной моделью отношений между работодателем и сотрудником является сделка. Компания "арендует" мозг и идеи (или же физическую силу) специалиста и платит ему за это стандартную для его уровня компетенций зарплату. Получается более или менее равноценный и справедливый обмен. Но нет ничего удивительного в том, что по окончании очередного рабочего дня специалист моментально забывает о работе до начала следующего. Наверное, каждый хотя бы раз сталкивался с такими компаниями.

Уровень 2. Компания, расширяющая преимущества. Работодатель, поднявшийся уровнем выше, обеспечивает своим сотрудникам нечто большее, чем просто конкурентная заработная плата. Как вариант, это добровольное медицинское страхование, дополнительные дни к отпуску, гибкий график или возможность работать удаленно. Или компания создает "офис-кампус", на территории которого есть фитнес-центр, кафе, химчистка или детский сад, что, согласитесь, существенно облегчает жизнь. Компании второго уровня могут выделять сотрудникам время для их личных творческих проектов (в надежде, конечно, что в итоге гениальные идеи специалистов принесут ощутимую пользу компании).

Это вполне привлекательная модель отношений между работником и работодателем, но это все-таки пока только второй уровень.

Уровень 3. Компания, у которой есть Цель. Все больше компаний приходят к пониманию того факта, что сотрудники работают гораздо эффективнее, если их мотивация подпитывается не просто шансом заработать больше, но и какой-то более высокой целью. Видя перед собой такую цель, специалисты работают с максимальной отдачей, творчески подходят к своим обязанностям. Вот почему руководители некоторых компаний тратят много времени на встречи с сотрудниками, разъяснение целей и миссии бизнеса, делятся вдохновляющими историями на тему, как их компания меняет мир. Если глава компании искренен и сам верит в то, что говорит и делает, его подчиненные получают удовлетворение от работы, а компания привлекает много талантливых специалистов.

Достигнув третьего уровня, многие компании решают, что этого достаточно, и останавливаются на нем. Но выгода в расширении "горизонтов" определенно есть.

Уровень 4. Компания, инвестирующая в людей. Да-да, не в специалистов, профессионалов, а именно в людей. Потому что, достигнув этого уровня, компания начинает видеть в своих сотрудниках в первую очередь людей, а уже потом работников. Компания вкладывает ресурсы в обеспечение комфорта - физического, интеллектуального, эмоционального, духовного. Помимо того, что в компании четвертого уровня любой специалист может развиваться профессионально, он может параллельно улучшить качество жизни: например, пройти курсы по садоводству, кулинарии, финансовому планированию, проконсультироваться с психологом или юристом и т. д.

Прослеживается очевидная эволюция. Работодатель первого уровня как бы говорит сотрудникам: "Я заплачу вам за то, что вы сделаете мою компанию лучше", а работодатель четвертого ожидает, что подчиненные будут трудиться на благо компании, но при этом изначально сам готов сделать все возможное для их благополучия. Если специалисты осваивают новые виды деятельности (пусть даже исключительно для собственного удовольствия), они бросают вызов себе, и это ощущение переносится и на профессиональную деятельность.

Уровень 5. "Просветленная" компания. Пройдя все четыре уровня развития, компания может достичь пятого, уровня "просветления". Что включает себя этот важный переход с уже очень высокого четвертого? То, что размывает для сотрудника границы между домом и работой. В такой компании специалисты одинакового уровня эффективно взаимодействуют и работают вместе, не нуждаясь в вышестоящем руководстве для разрешения конфликтов. Эта та компания, в которой от сотрудников можно услышать вполне искренние слова: "Я люблю свою работу", "Я люблю эту компанию", "Я люблю людей, с которыми работаю". Специалисты отдают компании не только время и идеи, но работают с душой.

Комментарии

  • Raf Shiryaev — 07:50, 6.09.2012
    Уровень материалов здесь конечно - просто п..ц.Такое ощущение, что набрали студентов и те строчат о чем не поподя. Какое еще сообщество профессионалов? Где здесь профессиональное обсуждение?
  • Борис Зверев — 07:23, 6.09.2012
    "Люблю я работу, зарплату люблю..." (с) Кто помнит, чем стишок заканчивается? ;)
  • Рашит Шакиров — 07:40, 6.09.2012
    высосаноизпальца какое-то... И к пирамиде Маслоу зачем-то привязали, хотя связи нет. Уровни выдуманные. Иерархия уровней выдуманная. Все аспекты(в уровнях) можно вообще по отдельности реализовывать и хуже не будет(даже лучше, например, сначала пояснить Цель(ур.3), а спортзалы-кафешки-удобства это далеко потОм(ур.2)).
  • Чон Чонович Ко — 18:43, 8.09.2012
    чушь

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно