Ксения

"Работа по обмену", "крестные отцы" и другие корпоративные "фишки" проекта BlaBlaCar


Создатели проекта BlaBlaCar воплотили в жизнь идею, буквально витавшую в воздухе: "объединили" водителей, у которых есть свободные места в машинах, и путешественников, которым с этими водителями по пути. И вот уже восемь лет компания делает поездки по Европе проще и доступнее. И конечно, BlaBlaCar делает интереснее и лучше профессиональную жизнь своих сотрудников во всех офисах - с помощью BlaBlaTalk, BlaBlaSwap, BlaBlaBreak и других корпоративных идей. RB.ru выяснил, что скрывается за каждым из таких "бла-бла".


На фото - французская команда BlaBlaCar.

BlaBlaCar представляет собой райдшеринговый сервис, где зарегистрировано уже более 10 млн человек из 13 стран. Ежемесячно они совершают более 2 млн поездок. Принцип работы предельно прост: необходимо зарегистрироваться в приложении, выбрать интересующий маршрут - и (если вы пассажир) BlaBlaCar покажет все "подходящие" машины, следующие этим маршрутом. Почему BlaBla? Потому что цель зарегистрированных в проекте водителей - не заработать, а найти себе компанию попутчиков на несколько часов дороги (взяв с них символическую компенсацию за израсходованный бензин). На российский рынок компания вышла в начале 2014 года - и начала стремительно расти. За первые три месяца количество зарегистрированных пользователей превысило 250 тысяч человек, что стало самым успешным стартом в истории компании. В сентябре в BlaBlaCar заявили, что количество российских пользователей приближается к 1 млн человек. Самыми популярными направлениями пока являются Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород и Москва - Казань.

Насколько необычна для России специфика самой компании (райдшеринг в России только набирает популярность), настолько же специфичны и внутренние процессы в BlaBlaCar - система адаптации новых сотрудников, организация взаимодействия между разными офисами и департаментами.

Каждый новый сотрудник проходит так называемую onboarding session - это недельная стажировка в штаб-квартире BlaBlaCar в Париже. Там он погружается в особую атмосферу компании, знакомится с ключевыми сотрудниками и бизнес-процессами. Новички посещают мастер-классы опытных сотрудников, знакомятся со спецификой работы специалистов из разных департаментов и перенимают опыт коллег из других офисов. "Onboarding session - обязательный этап в жизни каждого нового сотрудника BlaBlaCar. Выглядит это примерно так: ты приезжаешь в Париж на неделю, заселяешься в BlaBlaFlat и начинаешь ходить в офис как на работу. Твой календарь разрывается от количества встреч и тренингов, помимо рабочих мероприятий есть еще много нетворкинга: традиционные завтраки по пятницам, посиделки в баре по четвергам и так далее. Это полное погружение нового сотрудника в историю и философию компании, обучение основным необходимым инструментам и знакомство с командой. В общем, скучно не бывает", - поделилась своими впечатлениями от onboarding session комьюнити-менеджер российского подразделения компании Ирина Баринская, которая ездила в Париж в этом месяце.

"После получения "письма счастья" о найме на работу, к вам тут же прикрепляют вашего крестного отца (так он и называется - God Father). Выполнять эту роль может любой сотрудник компании, причем он и его подопечный могут быть из разных отделов. Например, я из отдела маркетинга, а мой крестный отец был техническим инженером. Обязанность крестных отцов и матерей состоит в том, чтобы сделать все для создания комфортных условий для вас. В первый день жизни в компании (в парижском офисе) именно этот человек проводит экскурсию по всем отделам и представляет вас каждому сотруднику. В ответ каждый называет свое имя и объясняет, чем он занимается. Это не только интересно, но и полезно - узнаешь, к кому в случае необходимости можно обратиться, а улыбки и радушие новых коллег порождают правильный и оптимистичный настрой. Также можно обратиться к крестному с любой просьбой, и что самое главное - он обязательно поможет и сделает это искренне!" - рассказывает менеджер по маркетингу российского подразделения Татьяна Илюшина.

BlaBlaFlat, в которой живут в Париже все новички, находится недалеко от центрального офиса. Это большая четырехкомнатная квартира (мансарда), где останавливаются сотрудники зарубежных офисов еще и во время командировок. Квартира располагается в живописной части города в 10 минутах ходьбы от офиса и в 20 - от Лувра. К услугам жильцов большая гостиная, кухня, две ванных. Комнаты обставлены удобной "икеевской" мебелью. Из окон BlaBlaFlat открывается вид на Монмартр и его белоснежную базилику Сакре-Кёр.


Вид из BlaBlaFlat на улицу


Вид с балкона мансарды


Вид из окна BlaBlaFlat на Сакре-Кёр

"Работа по обмену", общий корпоратив-тимбилдинг и другие бонусы

Четыре раза в год все сотрудники BlaBlaCar собираются в главном офисе компании во Франции на International Week - там они координируют работу, строят квартальные, полугодовые и годовые планы и оценивают результаты проделанной работы. В это время сотрудники продолжают работать полный рабочий день, но ежедневно принимают участие в 2-3-часовых презентациях от каждой из региональных команд. Конечно, во время International Week, когда собираются вместе сотрудники всех 13 офисов, BlaBlaFlat вместить всех желающих не может. На помощь приходит дружественный BlaBlaCar сервис краткосрочной аренды жилья от собственников квартир - Airbnb.

Раз в год все сотрудники компании BlaBlaCar отдыхают вместе одной большой дружной семьей - это называется BlaBlaBreak. Они обязательно проходят вдали от городов (например, в Альпах) и длятся три дня. Цель у BlaBlaBreak такая же, как у любого тимбилдинга: сближение сотрудников разных офисов через спортивные игры и веселое времяпрепровождение. Как правило, BlaBlaBreak проходит в рамках одной из недель International Week.


В 2013 году BlaBlaBreak прошел на горнолыжном курорте в Альпах

Каждую неделю один из департаментов головного офиса BlaBlaCar рассказывает о своих результатах и планах на будущее. В BlaBlaTalk принимают участие сотрудники главного офиса компании - французского. Он проходит в актовом зале бизнес-центра в Париже. Сотрудники других офисов компании принимают участие в мероприятии дистанционно. Как и во многих компаниях с несколькими офисами, у BlaBlaCar есть свой интранет BlaBlaShare. Там много интересного и очень секретного, поэтому нам его не показали. Но, по слухам, "онлайн-душа компании" живет именно там.

Раз в год каждый сотрудник BlaBlaCar, проработавший в компании дольше полугода, имеет право одну неделю работать из любого другого офиса компании. Это называется BlaBlaSwap - в ходе него можно изнутри познакомиться с работой коллег в других странах, а также посмотреть и на свою работу со стороны. Это не обязательно для исполнения, но BlaBlaSwap пользуется большой популярностью.
"Мой первый BlaBlaSwap прошел в Варшаве, где на тот момент BlaBlaCar только открыла офис. Ребята встретили меня очень приветливо. В первый же день мы пошли в замечательный ресторан, где весь вечер общались в неформальной обстановке. После этого в течение недели я принимала участие в их рабочих встречах и дискуссиях. Они дали мне много полезных советов. Со своей стороны я тоже старалась им помогать, чем могла. Это был отличный опыт. Я увидела, как работает наша польская команда, близко узнала этих людей, а это важно для командной работы. Я посетила замечательный город. Ярким воспоминанием осталась вечерняя прогулка в старую часть Варшавы с типичными для нее барами и ресторанами. Там совершенно не было иностранцев, и мне удалось увидеть настоящую Польшу, какой ее не знают туристы. BlaBlaSwap - очень правильная инициатива для компании с офисами в разных странах. В ноябре я собираюсь на BlaBlaSwap в Гамбург", - прокомментировала менеджер по коммуникациям из французского офиса Жустин Ренодэ.


BlaBlaSwap, Перрин Лабес в Мадриде

"Мой BlaBlaSwap прошел в Мадриде. Наша испанская команда встретила меня так тепло, что я чувствовала себя как дома. Днем мы работали в офисе, делились опытом, а по вечерам ходили гулять и много смеялись. Это была очень полезная поездка - как с профессиональной точки зрения, так и с туристической. Я очень люблю испанские закуски, которые называются тапас. Также мне было интересно узнать, каково это - работать удаленно. Мне очень понравилось, следующий свой BlaBlaSwap я планирую провести в Варшаве", - говорит менеджер по продукту французского подразделения BlaBlaCar Перрин Лабес.


BlaBlaSwap, Перрин Лабес в Мадриде

Любовь к совместным поездкам с попутчиками объединяет всех сотрудников BlaBlaCar, и руководство компании поддерживает такую активность и полностью компенсирует подчиненным стоимость поездок через "родной" сервис. Самые активные пользователи (те, кто не меньше одного года зарегистрирован на сервисе, имеет больше 20 положительных отзывов от попутчиков и рейтинг не ниже 4,5 из 5 возможных) становятся так называемыми BlaBlaAmbasador (BlaBla Послами) и получают в награду ужин на двоих в ресторане Парижа и именную рамочку на стену почета.


Стена почета в парижском офисе - сотрудники, получившиеся звание BlaBla Ambassador (BlaBla Представитель)

О том, как выглядит штаб-квартира BlaBlaCar в Париже, - смотрите в нашем слайд-шоу.


Комментарии

  • Олег Мах — 10:24, 22.10.2014
    Все бы очень хорошо, но я не понял двух вещей:1) что там делает столько народу, да еще и в разных странах, когда сделать нужно всего две вещи: сайт и мобильные приложения. Далее только раскручивать, но пока никакой раскрутки лично я нигде не видел. Узнал о сервисе от знакомых.2) за счет чего компания зарабатывает? Вроде как и для водителей и для попутчиков сервис бесплатен, рекламы там я вроде не видел.
    • natashkavashekrutyakmailru
      Наталья Бортникова — 17:03, 22.10.2014
      Есть еще сервис "ВПути", он изначально Российский был, сейчас тоже активно развиваются, столько народу стало ездить, сама пользовалась - опыт положительный, тем более с ними по городу можно и по межгороду, а с BlaBlaCar только за город.
  • Sean Cole — 15:37, 27.12.2014
    Отличная статья!

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно