Ксения

Работа в open space: как снизить стресс?

И как справиться с главными раздражающими факторами


Неумолкающий мобильный. Уведомления о новых письмах. Неумолкающие мобильные коллег и уведомления об их входящих сообщениях. Постоянные разговоры. Как вообще можно работать в этом месте?

Планировка офиса, называемая open space, изначально была разработана для укрепления командного духа и облегчения общения. Но в конечном итоге получилось место с высоким уровнем шума, полным отсутствием личного пространства и огромным количеством "цифровых" и "человеческих" раздражителей.

Несколько десятков психологических исследований доказали, что вреда от открытой планировки офиса все-таки больше, чем пользы: высокий уровень стресса, натянутые из-за постоянной раздраженности отношения с коллегами и общее снижение чувства удовлетворенности работой.

"Да у нас соседний отдел кроме как матом, никак не разговаривает. Как в тюрьме живем! Очень тяжело разговаривать с клиентами, когда буквально под ухом у тебя матерятся. Мы постоянно делаем им замечания, но их хватает на полчаса-час, не больше. Я уже устала от такого "соседства!" - жалуется Мария.

Бороться с негативными факторами не только можно, но и нужно.

О пользе тишины

Шум - главная причина жалоб и неудобств в open space. Основания вполне серьезные - постоянный гул, который царит в открытом офисе, может подорвать мотивацию. В Journal of Applied Psychology было опубликовано исследование, в основу которого лег эксперимент. 40 женщин - офисных сотрудниц в течение трех часов находились в условиях "неинтенсивного шума", симулирующего обычные звуки открытого офиса. Другая группа три часа находилась в блаженной тишине. После обеим группам раздали головоломки, у которых не было правильного решения, но испытуемым об этом не сказали. Те сотрудницы, которые сидели в тишине, дольше не оставляли попыток решить головоломку, а те, которые находились в шумном помещении, гораздо быстрее сдались.

"Работаю в отделе продаж. В открытом офисе, кроме меня, сидят еще примерно 25-30 человек. Специфику работы объяснять не нужно - постоянные телефонные переговоры. Естественно, ни минуты тишины, но с этим можно как-то смириться. Больше всего раздражает то, что некоторые коллеги даже личные звонки предпочитают совершать прямо с рабочего места! Я все понимаю, заболел ребенок, нужно объяснить дорогу курьеру и так далее, но неужели нельзя выйти и поговорить по мобильному, например, в коридоре или в пустом конференц-зале?! Очень тяжело сосредоточиться на работе, когда с одной стороны - "захватывающий" рассказ о прошлых выходных, а с другой - беседа с оператором турагентства про лучшие отели Турции", - рассказывает наш пользователь Алексей.

Посмотрев на современный открытый офис (в особенности на тот, где трудится много молодых специалистов), можно найти довольно очевидное средство против назойливого шума - музыка в наушниках. Несмотря на противоречивые мнения, польза в наушниках есть. Шум офиса снижает мотивацию, в числе прочего, еще и потому, что мы не можем его контролировать. Поэтому музыка, которая нравится, может повысить мотивацию тем, что так мы держим ситуацию под контролем.

Личное пространство

Второй предмет жалоб - отсутствие личного пространства и конфиденциальности. Естественно, изначальный замысел дизайнеров был иным. Они хотели убрать стены в прямом и переносном смысле этого слова - возможность зрительного контакта должна стимулировать к более частым разговорам и появлению новых идей.

Замысел, конечно, несколько утопический. Ученые выяснили, что беседы между сотрудниками в открытом офисе действительно случаются часто, но они обычно короткие и поверхностные, потому что вокруг слишком много лишних ушей. Поэтому все лучшие идеи обсуждаются за кофе, во время обеда или прогулки.

Вторая причина создания офиса open space - взаимопомощь. Если нет стен и преград, то сотрудники, по идее, должны охотнее помогать друг другу и обращаться за помощью. Да, для тех, кто просит о помощи, идея работает. Но для тех, кто эту помощь оказывает, только создает дополнительные сложности - у них ведь есть и свои дела. И швейцарские ученые это доказали: те, кто обращался за помощью, выполняли свою работу лучше, а у тех, кто им помогал, уровень продуктивности снижался, потому что им каждый раз после того, как к ним обращались за советом, приходилось заново концентрироваться на задаче.

"К нам в отдел взяли несколько новичков - только в этом году закончили институт. Поэтому приходится по мере сил их обучать и помогать им. Сидим в одном большом помещении без перегородок, поэтому новенькие просят совета насчет каждой мелочи, благо всех видно. Куратора им не дали, поэтому отказать в помощи неудобно - иногда случается, что объясняю им что-то по полчаса подряд. А сама из-за них на работе сижу почти до ночи, потому что свои дела закончить вовремя не успеваю", - жалуется наша читательница Юлия.

Конечно, постоянно отказывать в помощи вряд ли получится, но психологи советуют выделить определенное время, в течение которого вы не будете ни на что отвлекаться. И предупредить коллег, что в этот период вас нельзя беспокоить.

Понаблюдайте за коллегами

"На мой взгляд, есть два принципиальных противоположных способа справиться с "раздражителями" open space. Первый - это адаптироваться, привыкнуть к этим самым "раздражителям", и они уже не будут так сильно негативно воздействовать на сотрудника. Второй - бороться - вариант намного более сложный, но в ряде случаев возможный. Первый вариант способен реализовать далеко не каждый сотрудник. Во-первых, существует категория людей, которая в принципе в open space работает лучше. Необходимо понаблюдать за ними.

Особенность их работы кроется не в чрезмерной общительности и активности (как правило, именно такие люди лучше переносят шум, тесноту, регулярные коммуникации и т. д.), а в достаточно высоком уровне концентрации. Несмотря на все внешние факторы, им удается концентрироваться на главном деле.

Есть и вторая категория людей - тихие, спокойные, живущие как бы в "своем мире". Они также сконцентрированы, но в отличие от первой категории, "не видят и не слышат" ничего вокруг. Помимо умения концентрироваться, потребуется второе важное качество - стрессоустойчивость. Она потребуется не только для противостояния внешним факторам, но и элементарно для простой ежедневной работы - совершать телефонные звонки, переговоры в общем зале, чувствовать себя уверенно в коллективе совершенно разных людей. Это качество также можно воспитать. Второй вариант - "борьба с режимом" - более сложный. Попытка пересесть в более тихое место (обычно углы зала), возможно, как-то закрыться (перегородки, хотя, как правило, весь зал выполнен в одном стиле). Есть категория людей, которая все же не сможет работать комфортно в общем зале. Если это очень ценный сотрудник, начальство должно решить эту проблему", - говорит специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Юрий Кондратьев.

Украшайте личное пространство самостоятельно

"Психологическая установка на то, что вы с командой и в команде коллег и единомышленников делаете одно дело, значительно облегчает восприятие "раздражителей" open space. А формирование личного, приватного пространства - в ваших руках.

Замените унылую серую клавиатуру на белоснежную с подсветкой, розовую и пр. В изящной фоторамке разместите семейное фото или фото с веселого корпоратива. Посадите рядом с компьютером  героя любимого комикса или аналог любимой игрушки вашего ребенка. Прикрепите стикеры с бодрящими цитатами классиков бизнеса или искусства. Если работа позволяет сидеть с наушниками, то порадуйте себя креативными наушниками в виде Микки-Маусов или с кристаллами Сваровски. Украсьте рабочий стол монитора волшебными обоями. Любите цветы - растите лимон или мандарин рядом с рабочим телефоном", - советует руководитель департамента рекламы и PR рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Лариса Чугуевская.

Комментарии

  • Ольга Гончарова — 09:07, 22.08.2012
    Какие бы благие "идеи" на приводились бы в пользу офиса open space, правда заключается в том, что это способ работодателя сэкономить на обустройстве офиса и рабочего места.
  • Вячеслав Ульянов — 10:21, 28.08.2012
    Это точно!! Всё всегда сводится к издержкам трат. А что касается качества труда для обычных менеджеров - как всегда низкий. Весь доход - проценты с продаж, если не быть сконцентрированным и в хорошем настрое - продаж не будет. Дресс код - тоже! Не все любят носить пиджаки и брюки, стесняющие движения, особенно в общественном транспорте, еще и зимой.

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно